Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Верный компас

Учительская газета, №14 от 13 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Еще совсем недавно члены государственных экзаменационных комиссий педагогических институтов часто уходили с экзаменов по педагогике полные разочарования. И не потому, что их выпускники не знали каких-то основных законов воспитания и обучения детей. Нет, они были начитанны, могли рассказать и о пионерской организации, и о пионерских ступенях, и о типах уроков, об их построении…

И все же не чувствовалось в ответах завтрашних учителей зрелых суждений. Нередко бывало так. Сидят преподаватели на таком экзамене день-два, прослушают ответы всех студентов, с которыми работали пять лет, и удивляются: почему так безжизненны их знания? Ведь каждый посещал школу, наблюдал десятки уроков хороших и плохих учителей, проводил и сам немало занятий, переживал неудачи, радовался успехам и находкам. Но никто из них в подтверждение излагаемых теоретических положений педагогики не приводил примерно такого рассказа:

– В моем классе был озорной парнишка, не раз срывал уроки, и я вспомнила, как в таких случаях поступал Макаренко, чему учили Коменский и Ушинский, и сделала то-то, и нашла дорогу к сердцу ребенка.

И не случайно студенты часто отзывались о педагогической науке как о самой скучной и неинтересной и выходили из вуза плохо подготовленными к воспитанию детей.

За последние годы в подготовке учителей произошли большие изменения. Об этом убедительно свидетельствует хотя бы защита дипломных работ по педагогике, прошедшая в Московском педагогическом институте имени В.И.Ленина.

Каждый выпускник пришел на защиту, чтобы изложить не только вычитанное в учебниках, но и выношенные, порой выстраданные и подкрепленные личной практикой, опытом учителей педагогические знания.

Уже перечень тем, над которыми работали студенты, говорит о том, как ожила для них педагогика, какой животрепещущей стала для каждого. Вот эти темы:

«Некоторые вопросы организации и воспитания классного коллектива в школе продленного дня. На опыте школы №544». «Самостоятельная работа на уроках истории в школе рабочей молодежи». «Роль детского самоуправления в организации классного коллектива». «Воспитательная роль стенной газеты»…

Вот дипломная работа на одну из таких тем – «Воспитательное значение правильного подхода к детям».

Тамара Волченкова хорошо представляла себе сложность этой темы, ведь приемы и методы воспитания детей, и особенно «трудных», еще слабо разработаны, передовой опыт почти не обобщен. И как часто молодые учителя, не умея вызвать к себе детское доверие, терпели крушение на педагогическом поприще! Но студентку не пугали трудности.

На защите она заметно волнуется. Члены государственной комиссии с удовлетворением слушают рассказ о том, как студентка пришла к этой трудной теме. Когда она была на третьем курсе, ездила на практику в пионерский лагерь и там увидела, как несправедливо относилась воспитательница к мальчику, на которого валились все беды. А мальчик и без того был замкнутым. Каждое происшествие все больше отталкивало его от товарищей. Смотрел он на всех зверенышем. Несправедливое отношение возмутило Тамару, и она дала себе слово помочь мальчику. Вот тогда она и вспомнила педагогику и стала применять советы Макаренко, Крупской и нашла дорогу к «трудному» ребенку.

Одни вопросы Волченкова освещает более подробно и удачно, другие – схематично и, может быть, спорно. Но важно, что вопросы, поднятые ею, стали для нее насущными. В поисках ответов она обращается к педагогическим трудам, использует и свой опыт в детской комнате милиции и школе-интернате, где она трудится воспитательницей.

Многие учителя – и не только молодые – на своих уроках только учат, а воспитывают, вернее, поучают – в специально отведенные часы. Не любят дети таких учителей. Как должен вести свои уроки учитель, чтобы не только дать детям знания, но и воспитать в них мужество, честность и другие качества нового человека?

Тема эта нелегкая, не всякий опытный учитель возьмется за нее. Но среди студентов историко-филологического факультета нашлась охотница, которая не побоялась сложности вопроса. Галина Яковлева провела лето в ставропольских ученических бригадах, где многое увидела, многому научилась. Она побывала на практике в городских и сельских школах. Посетила немало блестящих уроков, которые воодушевляли ее. А иные уроки вызывали в ней боль и досаду за учителей.

Последнюю стажерскую практику она связала со своей дипломной работой на тему «Воспитывающее обучение». Она провела много экспериментальных и контрольных уроков и убедилась, что воспитывающее обучение не только дает глубокие знания, но и помогает формировать характеры.

Перед нами любовно оформленная рукопись в сто с лишним страниц. В ней три раздела: «Воспитание на уроках русского языка», «Воспитание на уроках истории», «Воспитание на уроках литературы».

Девушка в дипломной работе показала хорошую осведомленность в педагогике, твердое знание предметов, которые ей скоро придется вести в школе.

Многие словесники, говорит Яковлева, считают целью уроков русского языка натренировать учеников в правильном, механическом, грамотном письме. Не отвергая этой задачи, она считает, что педагог должен открыть перед детьми большой, светлый путь, показать им многообразие и выразительность родной речи, научить их познавать обаяние людей, богатство и красоту родной природы. Выпускница со знанием дела, на живых примерах показывает, как она будет проводить уроки русского языка.

Интересные мысли высказывает Яковлева о преподавании истории. Описывая урок, посвященный французской буржуазной революции, который был дан учителем в Тургейской средней школе Тульской области, она говорит, что методически он был построен правильно и прошел оживленно. Учитель мастерски вел беседу – весь класс в ней активно участвовал.

И все же будущая учительница увидела в уроке серьезный пробел. Была упущена основная образовательная задача – воспитание человека. Дипломантка считает, что пробел можно было бы восполнить, если бы учитель обращался не только к памяти своих учеников, но и к их чувствам, касался нравственных сторон души. Надо было привлечь художественную литературу, прочитать на уроке отрывки из романа В. Гюго «93-й год» или из романа Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака». Тогда бы на уроке повеяло духом того времени и перед учениками встали бы герои французского народа.

Наиболее глубоко и убедительно разработала Яковлева раздел о воспитании нового человека на уроках литературы…

Она убеждена, что нельзя анатомировать художественное произведение, разрывать его, как говорил учитель, на «политическую» и «лирическую» части и предавать забвению те чувства, которые выразил поэт…

Работу Яковлевой могут прочитать с большой пользой для себя все ее товарищи. И не случайно комиссия, оценивая знания выпускницы высшим баллом, отметила ее склонность к научным исследованиям.

Такой же высокой оценки удостоена дипломная работа студентки Ирины Рыжиковой на не менее сложную тему: «Связь преподавания литературы с жизнью».

Кроме педагогической литературы, будущая учительница прочитала десятки критических статей, она сделала обстоятельный обзор источников, собрала большой материал из опыта школ, провела сама много уроков и сделала серьезные выводы.

Дипломантка с душевной скорбью, как о личном горе, рассказывает о неудачном уроке сельской учительницы, на котором шла речь об Анне Карениной.

– Мне было очень больно, – говорит она, – что учительница так спокойно и холодно рассказывала о трагедии русских женщин. Я смотрела в глаза ученикам,хотела найти в них сочувствие героине романа, а увидела холодное безразличие, потому что это безразличие было и в глазах, и в голосе самой учительницы. И я подумала тогда: нет, нельзя преподавать литературу без души!

Огромную работу проделала студентка над своей дипломной темой. Именно горячей любовью к педагогической профессии можно объяснить то, что она, давая экспериментальные уроки, не пошла проторенными путями. Ее уроки были новы и оригинальны. Она с первой же минуты захватывала внимание учеников и вела их за собой, вызывая то общий смех, то тревогу и озабоченность в детских глазах. Урок, посвященный биографии Салтыкова-Щедрина, она начала с чтения отрывка из «Истории одного города». Дети искренне хохотали. Потом молодая учительница показала портрет писателя и прочитала слова Луначарского: «Какая суровость, какие глаза судьи!». Она раскрыла перед учениками самую мрачную страницу русской истории, когда иудушки головлевы творили суд и расправу над русским народом…

И те же ученики, которые с холодным безразличием сидели на уроках литературы у своей учительницы, вдруг ожили – их глаза светились то сочувствием, то гневом. В тот же день все книги писателя в школьной библиотеке были разобраны…

Много потрудились с дипломантами их руководители, кандидаты педагогических наук Элеонора Самсоновна Кузнецова и Валентина Васильевна Мерцалова. Они вели студентов на протяжении пяти лет, помогая наметить темы дипломных работ, разработать планы, проводить эксперименты. Все это, однако, не означает, что выпускники не проявили самостоятельности. И это лишний раз говорит о том, что дипломные работы, введенные вместо госэкзаменов, доказали свою жизненность.

П. ПЕЛИСОВ

На «Дне советской поэзии» в Сокольниках Сергей Михалков (в центре) беседует с членами детского самодеятельного кукольного кружка. Справа – руководитель кружка М.М.ЕЩЕНКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту