search
main
0

Вернуться за счастьем

В Ульяновске прошла VII Межрегиональная педагогическая школа профсоюза

Вы наверняка читали в социальных сетях о VII Межрегиональной педагогической школе, которую раз в год проводит Ульяновская областная организация Общероссийского Профсоюза образования по инициативе неутомимого председателя Татьяны Твердохлеб и при помощи Совета молодых педагогов. Конечно, читали! И фотографии видели, сделанные Татьяной Евгеньевной качественно и с любовью. Кстати, а вы знаете, что для ульяновского профлидера работа на МПШ начинается задолго до открытия школы и продолжается… несколько месяцев? Собрать участников, пригласить спикеров, определиться с местом проведения и программой, подарками и локациями основных событий и так далее. Забота – о каждой детали, включая традиционные торты, украшенные логотипом МПШ. Все, кто собирались на школу, подружились заранее в чате и уже были готовы к общению. А чтобы не забыть, кто есть кто, был издан сборник с именами, должностями, мини-эссе и фотографиями всех 75 участников, а также приглашенных спикеров. Участники были не только из Ульяновской губернии, но и из республик Калмыкия и Марий Эл, Ярославской, Самарской, Иркутской и Ленинградской областей.

 

Татьяна ТВЕРДОХЛЕБ с участниками МПШ

 

Вызывающие снег

Любой обмен опытом можно превратить в целые часы нудных лекций. Нет, это не про ульяновскую МПШ. Форматы в ее программе самые разные: проблемный семинар, командно-игровой практикум, педагогический завтрак, мастер-классы, создание визиток и стенгазет, «Вечер дружбы», пресс-конференция и так далее. Менялись и «декорации»: профзарядка на улице, танцы и сценки на сцене, обсуждение проблем и обмен опытом в актовом зале, экскурсия по школе, онлайн-общение с мэтром педагогики…

Ценно, что и спикеры, и сами участники делились друг с другом педагогическими идеями, технологиями и методиками. И не только учителя года и воспитатели года, как, например, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2021 Ольга Хитрова (после замужества – Кандидатова), но и педагоги, директора, которые не были на профессиональных конкурсах. А ульяновский учитель года, преподаватель математики и информатики Елена Назарова устроила игру на знакомство и сплочение «Снежный ком». Суть в следующем.

Первый блок: все разбились на 8 групп, разошлись по восьми площадкам, где 8 экспертов рассказывали о своих идеях. Через каждые 7 минут группы перемещались на новую площадку, в итоге прошли все. Второй блок – получившие знания минимум три раза рассказывали об услышанном коллегам. Третий блок – пытались на практике попробовать одну из идей. Мне запомнился прием «Чистая доска», о котором рассказала учитель истории Ундоровского лицея Людмила Савичева: «В начале урока к доске крепятся листочки с датами, понятиями, именами, проблемными вопросами. По ходу урока, когда дети отвечают на вопрос или дают определение понятию, листочки с доски убираются. В конце урока (классного часа, родительского собрания) доска абсолютно пуста, а факты усвоены или обсуждены». Забавный факт о «Снежном коме» – на него природа отвечает снегом. И у нас он тоже выпал!

 

Елена НАЗАРОВА и ее мама, наставник Галина НАЗАРОВА

 

Команда «оранжевых»

 

На первом месте – учитель

Идея наставничества на VII Межрегиональной педагогической школе профсоюза была доминирующей. На школу приехали не только молодые педагоги, но и их наставники. Тема – «Педагогический дуэт: молодой педагог и наставник». А наставники – это всегда ценные и мудрые советы. Один из первых дал научный руководитель учебного центра профсоюза Раис Загидуллин: «Мне кажется, ваша задача – почувствовать и узнать человека, который рядом с вами. Ведь важно быть не только хорошим учителем, но в первую очередь хорошим человеком. Когда я работаю в жюри «Учителя года», всегда говорю: «Внимание к вам, конкурсантам, начинается с внимания к вам как людям». А с каким человеческим багажом вы пришли? И здесь у вас есть возможность услышать, понять другого, а значит, и себя».

 

Раис ЗАГИДУЛЛИН проводит цифровой квиз

 

Во время семинара «Кто и как управляет достижением образовательных результатов» Раис Рамазанович выписал шесть факторов – источников успешного учения и обучения: учитель, учебная программа, стратегии и методы преподавания, ученик, семья ученика, школа. Исследование Джона Хэтти, профессора из Австралии, показало: на первом месте учитель. Самое главное – в каком классе, с каким мироклиматом и у какого учителя учится ребенок. Состоялся глубокий, серьезный разговор об этом. Написать мини-очерки о своих новых друзьях и их наставниках предложила участникам МПШ автор этих строк. Для этого из дома привезли фотографии своих учителей и наставников и сделали стенгазеты, которые раскрывали тему наставничества. Устроили мы и пресс-конференцию на тему «Организация наставничества в образовании». Задавали друг другу вопросы, например такие: как организовать работу, если вы к своему наставнику (или наставляемому) не очень положительно настроены?

Василиса Киселева, директор средней школы №83 имени генерала В.И.Орлова Ульяновска: «Наставник и наставляемый должны подходить друг другу как детали пазла. Но бывает ситуация – не сработались. Что делать? Задать им вопрос – продолжат ли они работать вместе? Даже если не пошел диалог, наставляемый все равно может чему-то научиться. Если совсем не получается взаимодействие, нужно поменять наставника, ничего страшного».

Ольга Максимова, учитель технологии и изо средней школы №77 Иркутска: «Сейчас необязательно иметь наставника по своему предмету. Мы можем выбирать наставника даже не из своей организации. В нашем городе есть ИРО, методический центр и при них – городской клуб наставников. На сайте собраны портфолио наставников, а молодой педагог может выбрать. Дальше они знакомятся и решают, подходят друг другу или нет».

 

Есть вопрос

 

Красивая школа, «вкусная» встреча

Недалеко от детского оздоровительного образовательного центра «Юность», где жили и работали участники МПШ, – город Димитровград. Именно туда, в недавно построенный Лицей ядерных технологий, состоялся коллективный выезд. Каждый учитель захотел бы трудиться в таких замечательных условиях – красивые классы, светлые коридоры с яркими цветовыми пятнами, новейшее оборудование, просторная библиотека, два спортивных зала и многое другое, вплоть до таких «мелочей», как система «Умный свет», которая сама прибавляет или убавляет освещение, когда надо. В этой роскоши дети, если намусорят, убираются сами – справедливая система трудового воспитания, с которой – я спрашивала! – согласны и сами школьники.

Директор лицея Ирина Астраханцева с удовольствием предоставила школьную площадь для цифрового квиза, который провел Раис Загидуллин, актовый зал – для дистанционной встречи с зав. лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Андреем Иоффе, автором сверхпопулярной «Книги о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии», которая была издана при участии Общероссийского Профсоюза образования.

Встреча получила название «Педагогический завтрак», этот проект уже три года реализуют Институт развития образования Ульяновской области и региональный клуб «Учитель года». Ведущая Елена Назарова не только педагог, но и прекрасный интервьюер. За короткое время интернет-сессии она успела выяснить у своего собеседника, как не погрязнуть в рутине, чтобы процесс работы в школе приносил радость. Надо стимулировать педагогов или мотивировать? Можно ли между понятиями «успешный» и «результативный» урок поставить знак равенства? А еще был вопрос о книге Андрея Наумовича, в подзаголовке которой написано «путеводитель». Как же ее читать – обязательно целиком или можно блоками?

– Вполне нормально читать книгу частями, – ответил доктор педагогических наук. – Можно даже непоследовательно. Кому-то важны теоретические моменты, кому-то – практические рекомендации, советы. Есть потребность узнать больше о рефлексии – не надо для этого читать, наверное, всю книгу. В другой момент вас заинтересует мотивация… Важно не то, что ты читаешь книгу комплексно или частями, важно, что ты к ней возвращаешься.

Это и правда счастье для автора – если читатель возвращается к его книге. А участникам Межрегиональной педагогической школы профсоюза хочется снова и снова возвращаться в Ульяновск. Чтобы почувствовать себя счастливыми.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте