Середина осени – октябрь! Остались позади лето, волнения, связанные с началом нового учебного года. В начале октября отмечается несколько праздников. Наиболее дорогие нам: 1 октября – День пожилого человека, 2 октября – День профессионально-технического образования в России и 81 год со дня создания государственной системы трудовых резервов, 5 октября – День учителя!
Много ли вы найдете сегодня людей, которые не только отмечают эти праздники, но и сами являются первыми выпускниками трудовых резервов? Еще меньше среди них тех, кто готов не только принимать заслуженные поздравления, но и сами еще полны планов, проектов, желания действовать. Эти люди являются представителями предвоенного поколения советских подростков. Больше всего их тревожит мысль, чтобы дело их жизни не было забыто, чтобы молодежь интересовалась историей Родины и была готова развивать Россию, защищать ее достижения и права.
Поколение, которому пришлось рано повзрослеть и принять на свои плечи заботу о родном Отечестве. Каким оно было? Лучше всего рассказать о себе могут сами ветераны. Таким рассказчиком выступает и Вера Владимировна Калгашкина. Общение с ней никого не оставляет равнодушным. Уважаемый ветеран педагогического труда системы профессионально-технического образования, она является свидетелем и активной участницей событий целой эпохи.
Вера Владимировна одна из первых выпускниц системы государственных трудовых резервов. В апреле 2022‑го ей исполняется 95 лет. Ее судьба мало чем отличалась от судеб ее ровесников. Она всегда старалась верить в лучшее будущее для всего советского народа, соответствовать воспитанным с детства принципам, энергично и самоотверженно добиваться поставленных целей.
Вера рано стала самостоятельной. Ее мама Ольга Петровна работала учительницей и привела дочь в школу в шесть лет. В семье было пятеро детей, и Вера была второй по старшинству. Чувство ответственности прививалось детям с раннего возраста. В седьмом классе встал вопрос выбора профессии.
2 октября 1940 года в Советском Союзе был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах СССР». «Создадим мощные Государственные Трудовые Резервы СССР!» – призывал заголовок в газете «Правда» от 3 октября. Здесь же опубликовано постановление Совета народных комиссаров Союза ССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, в железнодорожные училища и в школы фабрично-заводского обучения». Вера подала документы в железнодорожное училище №2 и добилась, чтобы ее приняли, несмотря на юный возраст. В училище она вступила в комсомол. Уже через 6 месяцев началась практика на паровозах. Система обучения в стране опиралась на закрепление теоретических знаний практикой на предприятиях соответствующего профиля под руководством опытных наставников.
Развязанная Германией Великая Отечественная война не дала правительству выполнить все намеченные планы, направленные на укрепление обороноспособности страны. Молодая рабочая смена стала основной опорой и трудовым фронтом страны, отдавая все силы на обеспечение армии провизией, обмундированием, техникой и боеприпасами. Огромную роль в снабжении фронта играли железные дороги.
Выбирая дорогу жизни, Вера стремилась быть наиболее полезной Родине. Когда перевозили раненых, она помогала ухаживать за измученными и истерзанными войной людьми. В 1943 году группа выпускников по комсомольской путевке была направлена на работу в Москву. На поезда взяли только юношей. Ребята, с которыми училась Вера, отказались от брони и ушли на фронт. Никто из тех мальчишек с войны не вернулся. Вера стала токарем в депо Москва-Сортировочная. Приходилось напрягать все силы, чтобы добиться перевыполнения дневной нормы на старых и сильно-вибрирующих станках. Многих наград и почетных званий была удостоена Вера Владимировна за свою жизнь, но медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.» стала самой дорогой для нее. Очень рано коллектив заменил хрупкой девушке семью, но первым примером для подражания и жизненным ориентиром все же были для нее родители. Папа Владимир Александрович прошел всю войну и встретил Победу в Берлине. Израненный, он рано ушел из жизни.
У Веры не было времени тосковать по дому. Сначала к работе добавились обязанности комсорга цеха, потом учеба в вечерней школе. В 1949 году она стала старшей пионервожатой в кратовской средней железнодорожной школе №9. Здесь открылись ее педагогические и организаторские способности. В 1954 году – начальник круглогодичного пионерского лагеря «Кратово». Окончила Высшую школу профдвижения ВЦИК, потом была учеба в Московском государственном педагогическом институте имени В.И.Ленина. Большую роль в становлении Веры как профессионала сыграло ее знакомство с Зоей Ивановной Солодкой, ставшей организатором профтехобразования Москвы. В феврале 1955 года Зоя Ивановна была назначена начальником Московского городского управления трудовых резервов. Именно она в 1959 году предложила Вере Владимировне перейти в Московское городское управление профессионально-технического образования на должность старшего инструктора по культурно-воспитательной работе.
Вера Владимировна более 50 лет посвятила работе в системе образования, делясь с коллегами и подопечными своими добротой и верой в лучшее будущее, умела успокоить и поддержать в трудной ситуации. На заслуженный отдых она уходила с должности начальника отдела по культурно-воспитательной работе в 1986 году, но продолжила методическую деятельность. С 1993 года более 22 лет являлась бессменным председателем Совета ветеранов педагогического труда города Москвы. Она гордится, что стала свидетелем развития и расцвета профессионального образования в стране, сделала реальный вклад в воспитание квалифицированных рабочих кадров для промышленности столицы.
Вера Владимировна очень увлекающийся и энергичный человек. Она открыта для общения с молодыми педагогами и подрастающим поколением, заботится о сохранении престижности и развитии профессионального образования. Она стала одним из инициаторов создания Музея истории профессионального образования города Москвы в 2010 году и восстановления обновленного Музея профессионального образования Москвы в 2019 году на площадке Московского техникума креативных индустрий имени Леонида Борисовича Красина. В крепкий актив сплотились ветераны педагогического труда ПТО, создав при музее клуб «Связь поколений». Председатель клуба Елена Юрьевна Максимова – отличник профессионально-технического образования СССР и РФ, почетный ветеран города Москвы. Она посвятила системе профессионально-технического образования всю жизнь, руководила ПТУ №120, 15 лет работала в Городском совете ветеранов педагогического труда. В Главном управлении профтехобразования города Москвы Елена Юрьевна работала начальником Управления планирования, учета и распределения молодых квалифицированных рабочих кадров. Многие члены совета клуба руководили учебными заведениями профтехобразования, подготавливаюшими рабочих для различных отраслей промышленности. Техническим училищем №44 имени Ленинского комсомола руководила Раиса Ефимовна Вакульчик – заслуженный учитель профессионального образования РФ. Раиса Васильевна Суслова, директор ПТУ №52, – отличник профессионально-технического образования РФ, почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации, ветеран.
Коллектив техникума поддерживает тесную связь с ветеранами, опытными наставниками системы профобразования, организует их взаимодействие со студенческим активом.
Историю создания системы хранит музей. Она представлена и в документах, наградах, фотографиях, переданных в музей ветеранами. Общение с ветеранами профессионального образования и работа с архивами музея позволяют студентам активно развивать исследовательскую и творческую деятельность, участвовать и побеждать в городских проектах и конкурсах.
Подобное взаимодействие становится важным и для самих ветеранов. Мудрым наставникам есть что передать своим последователям.
С начала учебного года в музее проводятся очные экскурсии для школьников и студентов, жителей Москвы. Экскурсоводами становятся не только педагоги, но и студенты техникума. Школьники с особым вниманием слушают своих старших товарищей. В музее хорошо, душевно отпраздновали 81‑ю годовщину создания государственной системы трудовых резервов, предварительно пригласив всех желающих и ознакомив людей с программой на своем сайте http://mpomos.ru/. Здесь же можно посмотреть цикл видеоэкскурсий, записаться на очную экскурсию или мероприятие, ознакомиться с циклом лекций «Урок в музее». Современный Музей профессионального образования Москвы – это результат работы команды техникума. Основной формат работы с посетителями – экскурсии. В музее организуются исследовательские маршруты в рамках олимпиады «Музеи. Парки.
Усадьбы», он принимает участие в проекте «Субботы московского школьника». В музее широко проводится профориентационная работа со школьниками.
Вера Владимировна сама выбирала путь в профессию, но она до сих пор с теплом вспоминает людей, которые помогли ей самоопределиться. Ее призванием стало воспитание молодежи. Оказывая поддержку подросткам с трудной судьбой, она помогала им найти свое место в жизни. Общение с современной молодежью дает ей уверенность в том, что ее опыт и знания остаются необходимыми и востребованными.
Вера Владимировна Калгашкина – заслуженный учитель РФ, почетный работник начального профессионального образования РФ, отличник народного просвещения, отличник профтехобразования РСФСР и СССР, лауреат международной премии имени А.Г.Неболсина, почетный ветеран города Москвы. Это неполный перечень званий самого уважаемого члена клуба «Связь поколений» и музейного актива.
Ольга ШУБИНА,
педагог-организатор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина
Комментарии