search
Топ 10

Вениамин Ингеров

Фронтовик, который создал школу

Биография первого директора школы №521 (с 2014 го­да – №625) Вениамина Михайловича Ингерова для человека, рожденного в 1919 году, одновременно и героическая, и типичная.

Уроженец Одессы, он из Днепропетровска, захваченного фашистами в 1941 году, был эвакуирован в Ташкент, в 1943‑м призван в армию, в артиллерию. Освобождал родную землю, участвовал в боях за Польшу, Чехословакию, брал Берлин. Вот перечень его наград: 18.11.1943 – медаль «За боевые заслуги» за освобождение Киева; 8.05.1945 – орден Отечественной войны I степени за организацию блокады с воздуха фашистской группировки в г. Бреслау; 9.05.1945 – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; 9.06.1945 – медаль «За взятие Берлина»; 9.06.1945 – медаль «За освобождение Праги»; 18.06.1945 – орден Красной Звезды; 4.06.1946 – орден Красной Звезды.

Из наградных листов, опубликованных на сайте «Память народа», видно, что Вениамин Михайлович был не только отважным человеком, который лично принимал участие в боевых действиях, но и талантливым организатором, офицером, который занимался жизнеобеспечением и поддержкой боеспособности вверенных ему частей.

После войны все эти умения Вениамин Ингеров ярко проявил на посту директора школы, который занимал с 1961 по 1975 год. Под его руководством образовался блестящий педагогический коллектив, сформированный в основном из молодых и творческих учителей, которые прослужили в школе не одно десятилетие. Тогда в школе были организованы математические (учителя – Р.М.Гольдберг, Т.Г.Климов, А.Л.Осипова, В.Д.Воробьева) и спортивные классы (учитель А.А.Огородников), уроки русского языка, литературы, английского языка вели блестящие филологи Н.Е.Смирнова, Л.Г.Манцур, И.Е.Габай, а также Г.И.Полонский – автор сценария знаменитого фильма «Доживем до понедельника». В школе появилась прекрасная материальная база: полностью укомплектованные кабинеты физики, химии, биологии, работал лингафонный кабинет. В кабинетах русского языка и литературы стояло современное оборудование: кинопроекторы, телевизоры, музыкальные центры. Силами учеников был благоустроен стадион (ребята сами расчищали под него площадку, трамбовали землю, прокладывали дренажную систему), посажен яблоневый сад. Сам директор вместе с учительницей биологии Н.И.Фетисовой посадил перед школой 10 лиственниц, которые радуют глаз до сих пор.

В.М.Ингеров всячески старался сделать жизнь в школе интересной и насыщенной, стремился к тому, чтобы дети получали всестороннее развитие. В школе работал тир, была создана лыжная база. Под управлением учителя физкультуры А.А.Огородникова были сформированы сильные волейбольные команды, ребята всерьез занимались настольным теннисом, легкой атлетикой и становились чемпионами Москвы по этим видам спорта. Ребята шутили: «Наша школа физмат-физкультурная с литературным уклоном!»

Творческому развитию школьников директор уделял огромное внимание. У Вениамина Михайловича родилась идея: два раза в неделю по два часа учащиеся средней школы занимались рисованием и музыкой. Ученики под управлением педагогов играли на струнных и духовых инструментах, на баяне (занятия вел учитель биологии), пели в хоре. Однажды, в 1965 году, в школу приехал космонавт П.Р.Попович и пел вместе со школьным хором. Сам директор очень любил хорошую музыку. Из воспоминаний Н.Е.Смирновой, учителя русского языка и литературы: «Однажды он спросил у меня: «Вы Баха любите?» – «Да». – «А что именно?» – «Сhaconne…» – «Страсти по Матфею! Вот что слушать надо!»

А те ученики, кто не был способен к музыке и изо, занимались в кабинетах труда. Шефом школы была швейная фабрика, которая снабдила школу оборудованием. Девочки шили рубашки (в них потом ходила вся школа), а мальчики выжигали, строгали или собирали радиотранзисторы в зале радиоэлектроники.

Школа была очень дружная, старшие дружили с младшими. Ученики и учителя не расставались и летом: по инициативе В.М.Ингерова и А.А.Ого­род­ни­ко­ва в Подмосковье были организованы летние оздоровительные и трудовые лагеря (руководил ими В.Р.Андреев), куда в каникулы вместе выезжали ребята и педагоги, а позже был организован лагерь и в Крыму. В школе был свой автобус, который во­зил детей в лагеря и на экскурсии.

В 60-70 годах учащиеся нашей школы занимались поисковой деятельностью. Проводились экспедиции по местам боев, в частности, группы разведчика Кузнецова. И такие экспедиции были не только познавательными. Под руководством Павла Анатольевича Савельева, учителя, организатора внеклассной работы, установили три памятных знака погибшим во время Великой Отечественной войны: в селе Красное Смоленской области в 1971 г., в деревне Знаменка Смоленской области на реке Угра в 1970 г., на 143 км Киевской железной дороги в 1969 г.

Вениамин Михайлович всегда отстаивал свои принципы: горячо спорил с учителями, которые хотели построже оценить учеников, поставить побольше двоек и троек, но и ученикам не давал вольницы (например, каждый день после звонка на первый урок выходил в вестибюль и грозно смотрел на тех, кто опаздывает, а потом проводил с таким учеником отнюдь не приятные беседы). Он знал каждого ученика, все здоровались с директором и показывали ему мешки со сменной обувью. А если, например, прическа у мальчика была неопрятная, то он тут же отправлял его стричься. И приказ директора исполнялся беспрекословно! Да, пожалуй, человек, который смог организовать школу такого уровня, и не может быть мягким и удобным для всех, иначе он не добьется своих целей. Но учеников и учителей Вениамин Михайлович любил и уважал, всегда прислушивался к мнению и педагогов, и детей.

Из воспоминаний Ирины Сергеевны Бурговой, учителя физики: «В 60-70 годы Вениамину Михайловичу удалось добиться, чтобы наша школа принимала участие в программе безвалютного обмена школьников стран СЭВ. Сначала была поездка в Венгрию, там Ингеров договорился с немцами, и уже через год наши лучшие ребята поехали в Германию. Жили, разумеется, за счет немецкой стороны. В Германии мы с ребятами побывали в Бухенвальде, несколько дней были в Берлине, видели Рейхстаг, Бранденбургские ворота. Были на родине Шиллера, посетили Дрезденскую галерею. А в городе Гота посетили местный хор. Так мы побывали в нескольких странах: Венгрии, Германии, Чехословакии. А потом мы принимали немцев у себя и тоже возили их по нашим достопримечательностям – в Ленинград, Торжок, Нижний Новгород. Однажды был такой случай: приехали мы в Венгрию, на Балатон, и вдруг на Ингерова бросается один человек с возгласами: «Вениамин, Вениамин!..» Это был старик-переводчик… Сколько лет с войны прошло, а он узнал его, бросился на грудь и разрыдался. Вспомнил его… Меня тогда очень потрясла эта встреча!»

За успехи в педагогической деятельности в школе №521 В.М.Ин­ге­ров награжден медалью «За трудовую доблесть». Он задал вектор развития не только нашей школе, но и принципам современного образования: хорошая материальная база, талантливые и неравнодушные учителя, комплексный подход к обучению и развитию ребенка в стенах одного учреждения, использование передовых педагогических технологий – вот те направления, над которыми 521‑я школа работала раньше, а мы, ее наследники, развиваем и сейчас.

В воспитательной работе современной школы появилась еще одна цель: сохранить память о героях. И не просто сохранить, а сделать так, чтобы информация о прошлом стала актуальной для нынешней молодежи, для тех, кто ходит по тем же ступенькам, по которым ходил фронтовик и орденоносец В.М.Ингеров. Как же этого добиться? Мы уверены, что нам (и ученикам, и учителям бывшей 521‑й, а ныне 625‑й школы) помогут цифровые технологии. В Интернете мы нашли не только официальную информацию о боевом пути В.М.Ингерова, но и воспоминания его учеников, фотографии памятников, созданных силами школьников XX века. В нашей школе вот уже несколько лет действует элективный курс «Школа юного журналиста». В рамках этого курса были проведены занятия, на которых нынешние ученики узнали о судьбе В.М.Ингерова, о его боевом пути и вкладе в развитие школы. Теперь мы (традиционная для нашей школы команда единомышленников – учеников и учителей) хотим пойти дальше – объединить все ресурсы и подготовить информационный проект к метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений», а также создать страничку о нашем первом директоре на школьном сайте.

Галина ЛУЦЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №625;
Любовь СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы школы №625;
Мария КОРОЛЕВА, старший вожатый школы №625

P.S. Выражаем огромную благодарность Наталии Ефимовне Смирновой и Ирине Сергеевне Бурговой, нашим любимым учителям, ветеранам педагогического труда, за помощь в подготовке статьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту