search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству
0

Великий хулиган – барышням и юношам. «Маяковский и поколение next»

Владимир Маяковский – поэт, который четко делит читателей на своих и чужих. Или страстная любовь, или категорическое неприятие. В этом мы еще раз убедились, подводя итоги нашего конкурса «Маяковский и поколение next», посвященного 120-летию со дня рождения Владимира Владимировича. Внушительное количество работ, присланных на конкурс, говорит само за себя: горячих почитателей у него и сейчас очень много. Наследие поэта пережило забвение и неприятие – «смерть третью» (второй Борис Пастернак считал, как ни странно, включение стихов Маяковского в школьную программу), по точному выражению участницы конкурса, наступившую для поэта в 1990-е.

Изучение творчества Маяковского в школе дело по-настоящему сложное, единодушны наши авторы, живущие более чем в двух десятках регионов нашей страны – на юге, в Центральной России, на Урале, в Сибири, на Крайнем Севере. «Удивительно, но, еще не начав изучать Маяковского, выпускники часто заявляют, что им не нравятся его стихи», «Поначалу ребята испытывают эстетический шок», – признаются педагоги. Тем интереснее, азартнее задача, стоящая перед учителем, – дать современным ребятам почувствовать внутренний мир поэта, живой нерв его личности, чтобы они смогли понять Маяковского и сделали свой выбор (любить или не любить его поэзию) осознанно.Как это сделать – вот в чем вопрос. И на него практически у каждого из написавших нам в номинации «Эссе» на тему «Владимир Маяковский: мой взгляд на школьную программу» свой оригинальный ответ. Нам пришло столько сильных работ, что выбор лучших был поистине мучительным. С трудом мы остановились на шестерых участниках, каждый из которых прислал свою блистательную поэму о том, как открыть Маяковского для детей. Но не упомянуть других, не менее талантливых эссеистов нельзя.Как оказалось, наши учителя по-разному относятся к тому, что из творчества Маяковского предлагает школьная программа. «Выбросили «Хорошо!» и «Во весь голос», громче заговорили «Про это». «Порубили» Маяковского под другое время. Но и то, что изучали мы в советской школе, и то, чему сейчас учим детей, – все это Маяковский! Может, надо было добавить информации о Маяковском-поэте и Маяковском-человеке, а не заменять одни произведения другими?» – вопрошает учитель русского языка и литературы школы №1 Ростова-на-Дону Елена Волченко. А вот Нина Беликова не считает вопрос о том, что именно включать в школьную программу из творчества Маяковского, столь уж принципиальным. «Главное – постараться заинтересовать личностью поэта, – убеждена учительница и добавляет: – Границы школьного курса литературы нам никто, наверное, не помешает расширять».Хуже то, что на изучение творчества Маяковского сейчас дается уже не 15 уроков, как в 1970-80-е, а всего шесть-семь уроков в 11-м классе, полагает словесник из Воронежской области Галина Голубева. По ее мнению, это способствует довольно поверхностному представлению о поэтике Маяковского. Галина Львовна, уже знакомая нам по конкурсу «Моя Цветаева», где заняла второе место, снова поразила нас нетривиальным подходом к изучению классики в школе. «Можно ли и нужно ли, чтобы в школе все же научили любить его стихи? Не «принудительно, как картофель при Екатерине» (Б.Пастернак), а в результате заинтересованного, вдумчивого, уважительного подхода к одному из самых ярких, оригинальных поэтов XX века? – спрашивает словесник. И резюмирует: – Наверное, ответы на эти вопросы будут неоднозначны, как неоднозначен весь поэтический мир Владимира Маяковского».Вот победители в номинации «Эссе» (тема «Владимир Маяковский: мой взгляд на школьную программу»):1-е место. Татьяна ЮРКО, учитель русского языка и литературы гатчинской школы №9 с углубленным изучением отдельных предметов.2-е место. Ольга БАРАНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1 г. Полярные Зори, Мурманская область;Галина ПЛОТНИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №10 города Абакана, Республика Хакасия.3-е место. Галина ГОЛУБЕВА, учитель русского языка и литературы школы №4 г. Нововоронежа, Воронежская область;Татьяна КИСЕЛЕВА, библиотекарь, учитель русского языка и литературы Низинской школы Ломоносовского района, Ленинградская область;Нина БЕЛИКОВА, учитель русского языка и литературы Ленинской школы Александро-Невского района, Рязанская область.Нашей абсолютной победительницей оказалась лауреат «пятнашки» «Учителя года-2011» Татьяна Юрко. Она нестандартно и талантливо раскрыла на примере творчества Маяковского свою любимую идею сценирования урока, то есть планирования урока как совместного с учениками творческого действия, включающего элементы игры, театрализации, дискуссии и импровизации.«Моя учительская задача – познакомить их с большим талантом. Ошеломить, заинтересовать, может быть, даже шокировать», – развивает мысль Ольга Баранова на примере ранней лирики поэта – «Нате!» и «Лиличка!». Она, как и Галина Плотникова, поделилась с нами своими яркими идеями. Галина Григорьевна мастерски выстраивает систему уроков, ведя учеников от неприятия и первых проблесков понимания творчества Маяковского к «апогею человеческих страданий» – разбору поэмы «Облако в штанах». «Вместе мы переживаем внутреннее распятие лирического героя. Это потрясает учеников, и на этапе рефлексии многие затрудняются выразить свои чувства и состояние. Так и должно быть. В системе уроков это кульминация. Я не стыжусь выступающих на моих глазах слез, и они не стыдятся», – пишет учитель из Хакасии.Нина Павловна Беликова тоже поделилась с нами одним из своих открытий – в Интернете, в сообществах почитателей Маяковского, она нашла замечательную тему для сочинений – «Маяковский меня понял». «Маяковский меня понял, потому что знакомство с такой личностью волнует, вдохновляет, дает силы. Маяковский меня понял, потому что его сердце вмещало «громаду-любовь» и «громаду-ненависть». Маяковский меня понял, потому что сказал: «Любовь – это сердце всего», – расшифровывает тему учитель.«Разговор с современными старшеклассниками о Маяковском получается интересным, хотя влюбляются в него, как показывает мой опыт, немногие», – призналась нам библиотекарь и литератор из Ленинградской области Татьяна Киселева. Зато если уж влюбляются, так влюбляются!Примерно четверть присланных нам работ в этой номинации (на тему «Чем мне близок Маяковский?») от того самого поколения next. Так, 9-классница Даша Мохова из Свердловской области пишет: «Меня поражает неподдельная искренность этого человека, его настоящие, живые эмоции!» «Поэзия Маяковского – это пряная приправа хмурых дней!» – восклицает Даша. Конечно, подросткам, и не только барышням, больше всего созвучна любовная лирика: «Лиличка!», «Облако в штанах», «Письмо Татьяне Яковлевой». Трогают современных мальчишек и девчонок и беззащитность, и ранимость, и нежность, и романтизм поэта – «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям». Близок тинейджерскому естеству и его бунт против сложившейся системы ценностей, вечный максимализм в «Нате!», «А вы могли бы?», «Кофта фата».И пусть в данном случае молодежь не дотянула до призовых мест, зато преуспела в других номинациях.Победители в номинации «Плакат современной социальной (не политической) рекламы в стилистике Маяковского»:1-е место. Владислав ЛАТЫНОВ, студент Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Федорова.2-е место. Дарья ФЕОКТИСТОВА, студентка Рязанского художественного училища им. Г.К.Вагнера.3-е место. Светлана РОМАНОВА, учитель изо и культуры родного края Кульгешской основной школы им. Н.А.Афанасьева Урмарского района, Чувашская Республика:Виталий ГАВРИЛОВ, студент Таганрогского института экономики и управления.В общем, это еще одно свидетельство развития преимущественно визуального типа мышления у современных школьников и студентов. Им проще мыслить картинками, чем облекать образы в слова. Комментарии к плакатам, наверное, излишни: они говорят сами за себя.А вот жанр электронных презентаций оказался равно близок и педагогам, и их ученикам.Победители в номинации «Электронная презентация к уроку в стилистике короткометражного немого кино» (темы «Маяковский-поэт», «Маяковский-художник», «Маяковский в кино и театре»):1-е место. Наталья ТАНКОВА, учитель русского языка и литературы мамонтовской школы №1 Мамонтовского района, Алтайский край.2-е место. Евгений КРИВЦОВ, воспитанник объединения «Поиск» МБОУ ДОД ЦВР поселка Паркового Тихорецкого района, Краснодарский край;Татьяна ЖИЛЯЕВА, преподаватель спецтехнологии, Кристина ЗАПОДОВНИКОВА, заведующая библиотекой Черногорского горно-строительного техникума, Республика Хакасия.3-е место. Александра МЕНЬШЕНИНА, ученица 11-го класса школы №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О.И.Охрименко, Омск.Наталья Танкова представила просто-таки высококачественный образец немой «фильмы» со звучным названием «В аду трепещущее сердце», положенной на музыку Чарли Чаплина, по мотивам ранней лирики Маяковского. Саша Меньшенина тоже порадовала проникновением в стилистику немого кино. Евгений Кривцов привел массу интересных фактов о художественной грани творчества Владимира Владимировича. Еще больше малоизвестных материалов в презентации педагогов из Хакасии. В их работе поэт предстает как основоположник современной рекламы, креативщик и дизайнер. Из тех, кто не получил места, но обратил на себя внимание, назовем Валентину Иванову из Якутии, в деталях и фотографиях рассказавшую о влиянии творчества поэта на национальную литературу.Спасибо всем, кто участвовал и продолжает участвовать в наших конкурсах! Нам интересно мнение каждого из вас. Лучшие материалы читайте на сайте «Учительской газеты». Все победители конкурса получат призы, предоставленные издательствами АСТ и «Самокат». Остальные – непременные сертификаты об участии.P.S.  В следующем номере мы подведем итоги конкурса «Колумб Замоскворечья», посвященного 190-летию А.Н.Островского.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте