Весна – пора подведения итогов. Любовь и взаимопонимание, постоянная опора на достижения, поддержка свободного творчества – основы, на которые опирается педагогика успеха, никак не отменяют высокой требовательности. У нас в школе можно многое. Культ игры и праздника, надпредметные технологии и встроенность дополнительного образования в основную учебную программу диктуют свои особенности. Можно снять класс с урока на репетицию, можно провести урок на природе, в музее и многое другое. Нельзя допустить, чтобы дети во время урока слонялись по коридорам, опаздывали, прогуливали занятия, пользуясь вполне благовидными предлогами. В моей практике было несколько эпизодов, которые заставляют теперь подробнейшим образом прописывать требования к каждому работнику и проверять их выполнение в указанные сроки буквально по каждому пункту.
Обстановка расслабленности и всеобщего попустительства – не успеваю к сроку – сделаю позже, отменю урок, отпущу ребят раньше – моментально отражается на дисциплине в школе и на качестве знаний. А мы в своем коллективе так давно дружим, улыбаемся, радуемся, что порой просто не хочется портить отношения из-за каких-то неточностей, невыполнения планов. Можете называть меня бюрократом, формалистом, как угодно, но два с лишним десятилетия директорства убеждают меня в том, что доверие должно непременно подкрепляться контролем. Хотя бы для того, чтобы избежать ошибок, которые могут быть у каждого. Великое счастье работать с теми, кто стоял у истоков нашей общей идеи, кто болеет за дело не меньше директора. Без доверия управление нашей большой школой невозможно. И тем не менее не нами придумано: доверяй, но проверяй. А в нашем деле столько лазеек для демагогии, столько способов найти оправдание собственной нерадивости, что можно слушать с утра до вечера. То дети оказываются неспособными, то техника отказывает, то завучи придираются, то родители попались скандальные. И все это может выглядеть довольно убедительно, если с самого начала наши требования были недостаточно хорошо продуманы, плохо сформулированы, не доведены до исполнителя.
Задачи должны быть:
- точно сформулированы;
- выполнимы;
- насущны;
- поддаваться измерению;
- ограничены временными рамками.
Для успешного выполнения есть несколько мудрых советов:
- выполняйте сначала то, что имеет для вас высший приоритет;
- организуйте свой труд (планируйте работу на каждый день, неделю, месяц);
- просто скажите «нет», если кто-то пытается сделать свои проблемы вашими;
- решайте ВАШУ задачу.
Как ни странно, именно такие простенькие правила не только регулируют общую дисциплину, но и помогают в решении самой сложной нашей проблемы – повышения качества знаний. Среди первых условий, которые мы определили для учителя, – принцип доступности при отборе и подаче учебного материала. И уроки в классе, и домашние задания должны быть понятны для детей и выполнимы. Тогда учиться легко и интересно. Требования не должны зависеть от настроения учителя, но они должны учитывать особенности ученика. То, что не проверяется, как правило, не выполняется.
Как руководители наших подразделений стараются максимально прописать по пунктам все обязанности каждого работника, так и учитель должен прописать требования к себе и своим ученикам. К ведению детьми тетрадей, письменным работам, ответам и так далее. Лучше всего в форме памятки, которую можно было бы увидеть в тетрадях или дневниках. Составление такой памятки занятие очень полезное. Заставляет задуматься о многих деталях, уточнить собственные представления о хорошей работе. Тогда и контроль становится намного проще.
NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.
Комментарии