Заканчиваются приемные кампании в вузах. Совсем скоро новоиспеченные первокурсники войдут в аудитории. Их ждет незабываемая студенческая жизнь: не только учебные занятия, но и активные мероприятия, развлечения и, конечно, обычаи и традиции студенческого братства. Один из таких обычаев – посвящение в студенты – зародился в средневековье. Тогда посвящение было не самым радостным обрядом, а скорее, испытанием на прочность. О том, как жили и учились средневековые студенты, рассказал историк культуры, магистр Бристольского университета, доктор истории Нью-Йоркского университета, профессор SAS (Школы перспективных исследований ТюмГУ) Питер Джонс.
Во французской стороне, на чужой планете
Кто мог стать студентом в то время? Надо сказать, что такие привилегии имели только мужчины. А учеба была недешевым удовольствием.
Первое, на что необходимы финансы – это дорога. Не все жили, к примеру, в Париже. Учиться ехали из Испании, Шотландии, других регионов. Добраться оттуда до Парижа и сейчас довольно дорого, а в средние века – это долгое и дорогое предприятие.
Само обучение тоже стоило недешево, причем, как и сейчас, оплатить можно было только деньгами. Натуральная оплата не принималась. Так что, если будущий студент имел, скажем, стадо овец, его прежде следовало продать, чтобы во всеоружии прибыть в Париж и начать учиться.
Где брать деньги на дорогу, обучение и жилье?
Конечно, многие студенты изначально происходили из богатых и аристократических семей и в средствах не нуждались.
Однако история и литература говорят нам о том, что не все желающие учиться имели на это средства.
Здесь предлагались варианты: финансирование можно было получить от богатого аристократа. Он оплачивал обучение подающего надежды молодого человека, отправлял его в Париж, но с условием, что тот возвратится и будет работать на своего покровителя.
Кроме того, финансирование обучения могла предложить церковь. Отобрав несколько человек, епископ обеспечивал оплату их обучения в Париже, но опять-таки с условием возвращения и дальнейшей работы в церкви.
Некий прототип нынешнего целевого обучения.
Жилье тоже требовало вложений. Молодые люди снимали комнаты, а то и сарай или хлев, у горожан.
Некоторые жили группами по несколько человек, что напоминает современные студенческие общежития. В тесноте, да не в обиде.
Хотя «не в обиде» не совсем верно – конфликты возникали: и между собой, и с горожанами. Несмотря на сложности с дорогой и дороговизну обучения, учащихся было много. Особенно заметно это было в небольших городах. В частности, в Болонье к XIIΙ веку обучались от 500 до 1500 студентов. К такому наплыву молодежи жители были не готовы, потому и возникало множество проблем и конфликтов.
Да и незрелость юных студиозусов подливала масла в огонь – средний возраст обучающихся в Париже составлял 14-15 лет. Правда, в городах поменьше, например, все в той же Болонье – в аудиториях сидели и 30-летние слушатели.
Учебные планы средневековья
Основу образования составляли семь базовых дисциплин – семь свободных искусств. Их надлежало изучить, прежде чем приступать к более сложным и важным материалам — теологии, медицине или праву.
Базовая часть состояла из гуманитарных и естественных дисциплин. Гуманитарные – грамматика, риторика и логика.
Независимо от того, какой родной язык был у обучающихся, преподавание велось на латыни, чтобы все могли понимать друг друга. А, соответственно, в рамках грамматики студенты изучали латынь, на логике учились мыслить, а на риторике – говорить на латыни.
Естественные науки – музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Изучая их, молодые люди познавали основные принципы гармонии Вселенной, исследовали древние труды – о музыке (Боэций), геометрии (Евклид).
Успешно завершив базовый курс, студенты переходили к углубленному обучению.
На первом месте среди дисциплин здесь стоит – теология. И вот тут обучающимся пришлось столкнуться с первым крупным учебником – Glossa Ordinaria – текстом, включающим все известные мысли о Священном Писании с 1100 года. Студентам надлежало изучить все тайны веры, поведанные Аврелием Августином, Григорием Великим, святым Иеронимом и другими отцами церкви и известными мыслителями.
Но где взять копию Glossa Ordinaria? Книги в те времена переписывались от руки – процесс трудоемкий и длительный. Соответственно, учебники не издавались многотысячными тиражами и стоили очень дорого. Потому копия ценной книги передавалась из рук в руки или хранилась в надёжном месте, где можно было заняться ее изучением – прототип читального зала в современной библиотеке.
Расписание занятий
Сегодняшние студенты начинают учебный день примерно в 8-9 часов утра. Для них это очень рано, потому первые две пары ребята фактически спят или пытаются проснуться.
Каково же будет удивление читателей, когда они узнают, что в средневековых университетах занятия начинались в 5 утра. В это время читались ординарные лекции.
Под ординарным мы понимаем что-то абсолютно простое, заурядное. И что нового можно узнать на таких занятиях? Не грех и прогулять. Однако средневековые студенты старались их не пропускать: несмотря на название, именно они представляли особую важность, их читали лучшие преподаватели.
В более позднее время начинались экстраординарные лекции. И они, наоборот, являлись дополнительными, не несущими важной информации. И читали их студенты – бакалавры и магистры, желающие попробовать себя в преподавании.
График довольно напряжённый, ведь обучение продолжалось и за рамками университета – после учебы студенты перебирались в пабы, трактиры и таверны, чтобы в неформальной обстановке обсудить изученное и хорошенько отдохнуть.
Студенческая жизнь нынешних студентов мало чем отличается от жизни студентов прошлого: те же финансовые проблемы, сложные дисциплины, сессии и желание весело отдохнуть.
А о студенческой традиции посвящения в студенты, ритуалах перед экзаменами сетевое издание «Учительская газета» расскажет в одном из следующих материалов.
Комментарии