Два десятка лет Ольга Михайловна НЕЧЕУХИНА, учитель года-2018 города Кургана, живет в своей мечте. Утром ей хочется идти на работу, а после работы – домой.
– У меня прекрасные дети, я преподаю интереснейший предмет, я молода и энергична, и многое мне по плечу, – говорит Ольга Нечеухина, учитель истории и обществознания курганской средней школы №22. – Вместе с ребятами мы оказываемся то в Петровской эпохе, то на поле Куликовом, то участвуем в Бородинском сражении. Всюду мы встречаем великих людей эпохи: знаменитых полководцев, прославленных героев, каждого из которых можно назвать счастливым человеком. Они нашли счастье в служении Отечеству, это люди великого подвига, личность их служит примером моим ученикам. Я тоже испытываю счастливые моменты, когда, рассказывая материал урока, вижу перед собой восторженные и счастливые глаза детей. Они становятся старше, восторг и удивление сменяются чувством гордости за свою Родину и чувством благодарности мне, школьному учителю истории, раскрывшему им новый взгляд на мир, на судьбы людей. Растут мои дети, меняется их мировоззрение, но уроки добра, человечности остаются в памяти надолго.
В годы учебы в школе у нее было два любимых предмета – история и литература, и преподавание истории ее тяги к литературе не уменьшило. Она сумела воплотить в жизнь свою вторую мечту – соединить два предмета, которые, как выяснилось, прекрасно дополняют друг друга.
– Литература решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей средствами образного, эмоционального отображения действительности. Нравственно-воспитательное и познавательное значение ее неоценимо.
Основные знания по истории ученики получают через рассказ учителя, нити которого прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для образной передачи знаний, для реализации воспитательного аспекта урока. На помощь Ольге Михайловне, а значит, и детям приходят произведения писателей и поэтов.
– При отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента, – объясняет Ольга Михайловна. – Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала: изложение исторических явлений должно быть правдивым. Во-вторых, его высокую художественную ценность. Не каждое произведение может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор. И, конечно, обязательно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Яркие примеры таких произведений – «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака, или «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве. Каждый раз я воспитываю у ребят различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи – с другой. Учу находить в этих произведениях исторический материал, связывать его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в школьном курсе истории.
Синтезировать литературу и историю на своих уроках Ольга Михайловна начинает с пятого класса. Например, предлагает «одушевить» древнегреческие мифы, обыграть их. И дети с особым интересом «проживают» чьи-то жизни, сопоставляют себя с персонажем, размышляют, что у них с ним общего и в чем они различаются, как бы они поступили на его месте. Ролевая игра заставляет перевоплотиться, развивает эмпатию. Знания становятся личностно значимыми, ведь ученик почти участник событий. И это, по мнению Ольги Михайловны, облегчает восприятие исторического прошлого:
– Сила художественного образа вызывает у детей сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный образ воздействует на личность всесторонне: на ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.
При изучении Великой Отечественной войны материал учебника ей кажется недостаточно эмоциональным. Чтобы создать нужный настрой на уроке, она читает отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова. Восхищение, страх, ненависть, гордость… Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств вызвать не может.
Готовить нескучные уроки очень сложно: из большого произведения нужно тщательно выбрать отрывки, составив из них стройный рассказ. Есть и более простые методы, которые использует Ольга Михайловна: включает в изложение темы отрывки из книг, пересказывает произведения, вплетает в ткань повествования стихи, которые вдруг перестают быть литературными цитатами, становясь историей… В книгах ребята ищут особенности эпохи, характеристики исторических деятелей. Они пишут эссе и рассказы, рисуют схемы и карикатуры, задают вопросы не только учителю, но и друг другу, спорят за круглым столом, устраивают своеобразные пресс-конференции.
– Конечно, наша история богата и разнообразна, – считает учитель. – Но не менее богата и наша литература. Художественный образ вводится не только для эмоционального восприятия, но и для помощи в познании исторического прошлого. Хорошо продуманная работа по использованию литературы в процессе изучения истории очень повышает интерес к предмету. Недаром Ян Коменский в «Великой дидактике» писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению».
Ее ученики действительно пылают: уроков им мало, они занимаются у Ольги Михайловны в кружке, участвуют и побеждают в олимпиадах. Историю и обществознание старшеклассники чаще всего выбирают для сдачи ГИА и ЕГЭ. Три ее выпускника сейчас учатся на исторических факультетах разных вузов.
Когда ей бывает очень трудно, она вспоминает свою учительницу, своего классного руководителя Розу Михайловну Беляшову. Она учила детей не только русскому языку и литературе – на ее уроках они рассуждали о добре и зле, о вечных человеческих ценностях.
– Роза Михайловна была не просто учителем, а родным, близким человеком, который переживал за нас, помогал в трудную минуту, поддерживал, наставлял, – вспоминает педагог. – Меня удивляла ее безграничная работоспособность: всегда пунктуальна, уроки продуманы так, что каждому из нас было не только все понятно, но и безумно интересно. Доброжелательная, но принципиальная и очень проницательная, казалось, она умеет читать твои мысли. Несомненно, на выбор моей профессии повлияла именно моя любимая учительница, мой классный руководитель, друг и наставник. Я всегда старалась следовать ее примеру, многому у нее научилась, многое переняла. Убеждена, что дети только наполовину перенимают ценности у родителей, остальное приходит от учителя.
Так каким же должен быть учитель, с которого дети лепят себя? Ольга Михайловна считает, что ее задача – своим примером показать, что, кроме сиюминутных и быстротечных ценностей, есть еще и иные, вечные. Ей важно жить с ребятами общими интересами, поэтому она неплохо знает современную музыку, легко ориентируется в Интернете, с удовольствием занимается спортом.
– Я всегда стараюсь быть терпимой, боюсь перейти хрупкую грань доверия, возникшего между нами, – говорит она. – Так просто стать для ребенка врагом из-за невзначай брошенного грубого слова, пренебрежительной усмешки, преступного равнодушия… Что бы ни случилось, я мысленно говорю: «Роза Михайловна, я вас не подведу!» Детская душа очень отзывчива к нашим бедам и печалям. Главное, на мой взгляд, чтобы быть на равных. Ребенок не должен бояться показывать того, что не обладает полнотой истины, что чего-то не знает. Преподаватель должен всегда быть готов принять возражение от ученика, терпеливо выслушать его точку зрения. А как порой больно видеть, когда по отношению к ребенку поступают несправедливо! А потом мы, взрослые, удивляемся, откуда берутся черствые и неблагодарные люди. Мы не хотим задумываться, что все в этой жизни происходит по нашей вине, по вине взрослых, а часто и по вине учителя. Глядя на своих ребят, я вижу в каждом из них личность. Они разные – требовательные, доброжелательные, капризные, добрые. Но все они хотят быть счастливыми. Сердце мое наполняется чувством гордости, что именно я могу дать им счастье, им, порой обделенным вниманием родителей.
Но и дети учат учителя – легкости восприятия мира, умению удивляться самым простым вещам, непосредственности, искренности.
Комментарии