search
main
0

Вечная тема по-польски

Человек живет, не задумываясь, что смертен. В этом, наверное, его величайшая мудрость и величайшая беспечность. Способны ли мы вообще примириться со смертью, “благодарно принимая день своего ухода”, или же переходим в мир иной, все так же обуреваемые страстями и неистребимым желанием жить?

Польша – своеобразная граница между Западом и Востоком, и потому, наверное, столько намешано в ее жителях – от беспечности до болезненной чувствительности и рефлексии и, конечно же, неистовой веры в Бога. Удивительное сочетание славянской широкой души с европейской философией. Польское кино – это неповторимое сочетание психологии и философии. Это красота и одержимость без шокирующих спецэффектов, без лихо закрученного сюжета и головокружительных трюков. Все на первый взгляд просто, даже банально, как сама жизнь…

Кшиштоф Занусси вышел к зрителям минуты на две. Мэтр был краток, сказав, что привез свою последнюю картину и рад – люди пришли посмотреть ее… Действительно, в этот предпоследний день кинофестиваля зал был полон – пришли и знаменитые актеры, и студенты творческих вузов, просто зрители.

Врач Томаш оказывается на съемках картины о святом Бернарде, его поражает, как человек может спокойно принимать смерть. Он пытается постигнуть эту тайну, беседуя с ксендзом, но пока для него это лишь философский диспут. К нему, умудренному опытом врачу и зрелому человеку, обращается за советом начинающий медик: как преодолеть страх смерти, как научиться спокойно ее воспринимать?

Случайное обследование заставляет доктора на все посмотреть другими глазами. Томаш болен, у него последняя степень рака легких. Есть, правда, слабый шанс – дорогостоящая операция во Франции. Томаш решил не сдаваться, ради жизни он готов унизиться перед бывшей женой и просить у нее денег… Жизнь, до того плавно текущая, вдруг начинает резкими скачками рваться к финишу.

Теперь у Томаша не так много времени, чтобы смириться со смертью или бросить ей вызов. Смертельная доза наркотика или стоическое ожидание конца. После того как к распластанному на постели доктору является призрак то ли ксендза, то ли самого святого Бернарда, Томаш делает выбор – обойтись без помощи наркотика, принять страдание. Приходит или не приходит к Богу врач Томаш, продолжает ли считать, что Господь совершил ошибку, сотворив нас? По крайней мере он обретает покой и утешение, видя рядом с собой молодую пару – того самого второкурсника-медика и его девушку. Им-то он отдает свою квартиру, и пока юная пара занимается любовью на кровати умирающего доктора, Томаш корчится в агонии на больничной койке. Не кощунственно ли это? Такова жизнь…

– “Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем”. Откуда такое название? – спросили дотошные журналисты Занусси в “Шереметьево”. – Говорят, это польская поговорка.

– Нет, – возразил им режиссер,- я увидел случайно эту надпись на стене, наверное, ее написал какой-то хулиган. – Впрочем, господин Занусси не совсем прав – эта фраза бытует в среде медиков и биологов и по сути удивительно справедлива.

-Что ж – тема вечная, – услыхала я от девушки, выходящей из “Пушкинского”, – все банально – жизнь, смерть, извечный круговорот.

Да, она права, все вроде бы просто и незамысловато, но касается ведь каждого из нас. “Соединение мудрости и красоты – вот качества, какими должен обладать настоящий фильм”, – говорит Занусси. Думаю, что его фильм действительно мудр и красив. Не спешите упрекать режиссера в излишнем натурализме.

Светлана РУДЕНКО

Досье “УГ”

Кшиштоф ЗАНУССИ.

Родился 17 июля 1939 года в Варшаве. Изучал физику в Варшавском университете и философию – в университете Кракова.

В 1966 году закончил киношколу в Лодзи. Его дипломная работа “Смерть провинциала” (1966 г.) получила призы на фестивалях в Венеции, Мангейме, Вальядолиде и Москве. Занусси – сценарист всех своих телевизионных и художественных фильмов. Среди его работ наиболее известны “Структура кристалла” (приз фестиваля в Мар Дель Плате), “Семейная жизнь” (приз фестивалей в Чикаго и Вальядолиде), “Иллюминация” (гран-при фестиваля в Локарно), “Квартальный отчет”, “Контракт”, “Императив”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте