Александр ДЕМАХИН победил в конкурсе «Педагог года Подмосковья-2011». Его уроки напоминают мини-спектакли – яркие, насыщенные, эмоциональные. Это не мудрено: Демахин уже достаточно широко заявил о себе как о талантливом драматурге, его «Бабий дом» поставили на сцене Школы современной пьесы, а «Утро» стало паролем выпускников. «УГ» уже писала об этом необычном учителе (№32 за 5 августа 2008 г.). Хочется процитировать его слова о приходе в образование: «Я посмотрел вокруг себя и понял, что ничего более важного, чем школа, в моей жизни нет». В Сергиево-Посадской гимназии имени Иосифа Ольбинского Саша Демахин учился. В ней сегодня он преподает мировую художественную культуру. Эта школа во многом повлияла на него и его выбор, и он продолжает традиции этого уникального учебного заведения, даря девчонкам и мальчишкам право на полет мысли.
– Когда директор нашей гимназии Иосиф Борисович Ольбинский предложил мне, выпускнику литинститута, вести курс мировой художественной культуры, то в ответ на мои сомнения, смогу ли, ведь так мало знаю, сказал: «Делай только то, что тебе интересно. И думай о том, чему ты хочешь научить через свой предмет». С тех пор прошло несколько лет, Иосифа Борисовича уже нет на этой земле, гимназия получила его имя, а я стараюсь вести свой предмет, не забывая о сказанном им, – вспоминает наш герой.Демахин мечтает, чтобы в результате изучения курса мировой художественной культуры дети не только научились воспринимать каждое из искусств и знали историю его развития, но и видели взаимосвязь разных искусств как через ассоциации, опирающиеся на чувства, так и через логические рассуждения. Одной из форм, помогающих ему в реализации этой задачи, стал итоговый обобщающий урок по эпохе в истории развития искусства (Античность, Средние века, Возрождение), а также по материалу всего курса. Вместо классической контрольной работы ученикам предлагается разработанная им игра, которую Демахин назвал «Игра в бисер».- Общая идея игры, как и ее название, навеяна одним из лучших «культурных» романов ХХ века – «Игрой в бисер» Германа Гессе, – пояснил учитель. – Напомню, что этот утопический роман описывает будущее, где учеными в качестве реакции на упадок культуры в ХХ веке создано жестко иерархичное государство Касталия, существующее автономно и занимающееся обобщением и развитием опыта мировой науки и культуры. Основная сюжетная линия романа связана с жизнеописанием Иозефа Кнехта, прошедшего путь от ученика до одного из магистров игры, но в итоге отказавшегося от своей высокой должности и ушедшего в мир. Дисциплина, в которой Иозеф Кнехт добился признания, была самой необычной из всех кастальских дисциплин, она вызывала наибольшее число споров (это была единственная сфера, где отчасти нарушался кастальский принцип – не создавать нового) и в то же время больше всего остального манила своей загадочностью, тонкостью и необычностью – то была «игра в бисер». Точного описания того, что она собой представляет, Герман Гессе намеренно не дает. Самым развернутым толкованием ее сути является, пожалуй, вот это: «Правила, язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства… и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук. Игра в бисер – это, таким образом, игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры… Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его творческие эпохи… всей этой огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на органе, и совершенство этого органа трудно себе представить – его клавиши и педали охватывают весь духовный космос, его регистры почти бесчисленны, теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести все духовное содержание мира». Изначально инструментом для записи партий (вместо нот, букв, цифр) служили бисерины, отчего игра и получила свое название. Игра представляла собой структуру с собственным сложным языком, партии ее разрабатываются в течение многих лет наиболее умелыми игроками и торжественно разыгрываются. Игра, таким образом, пользуясь логическими связями и ассоциациями, увязывает самые разные области культуры – строение китайского дома, музыку второстепенного композитора XVII века и математические закономерности – и в определенном смысле является венцом мировой культуры (еще и потому, что это игра, а не научный трактат).Александр Александрович заставляет своих учеников придумать к понятию, относящемуся к культуре той или иной эпохи, наиболее красивую, сложную ассоциацию также из культуры этой эпохи и обосновать ее (разумеется, это может быть не одна эпоха, а несколько, может быть и все пространство мировой культуры). Таким образом, в поле допустимых ассоциаций входят термины, имена авторов, названия произведений, те или иные их детали, но не общие понятия (красота, страдание, здание, картина). Такие слова исключаются из круга ассоциаций по той причине, что не принадлежат конкретной эпохе. Под красотой и сложностью подразумевается умение выстраивать ассоциации между частным и общим (эстетическими принципами и их проявлением в конкретных произведениях), между разными видами искусств. Правила его игры позволяют ее сделать логически выстроенной, ритмически организованной и увлекательной.Впрочем, в гимназии увлекательного много. Разработанный здесь учебный план определяет универсально-профильный характер образовательного процесса. Он позволяет вести обучение по различным направлениям исходя из запросов обучающихся и их родителей, сочетать ценности непрерывного образования и самоопределения личности. Здесь вполне уживаются математика и словесность, биология и русский язык, физика и английский. А на переменах танцуют хип-хоп и спорят о вечном.На традиционный конкурс самостоятельных творческих работ учащихся имени Павла Флоренского ребята представляют свои глубокие размышления о том, как рождается истина или что такое искусство убеждения, каков эмоциональный мир подростка, кто во что горазд в субкультурах.Гимназические спектакли – это тоже неотъемлемая часть жизни этой особенной школы, в которой царит свобода творческого выражения и существует возможность личностного открытия. В этой школе особая атмосфера, особенные взаимоотношения между учителями и детьми. Здесь главное, чтобы среди неординарных людей развивался каждый, чтобы и подросток, и взрослый смогли испытать себя в разных сферах. Чтобы было интересно, за этим следует, что будет познавательно.У Демахина хорошая школа. Но он не останавливается на достигнутом, пытаясь узнать об этом мире как можно больше. Он сложный и многогранный человек, творческая личность, педагог-мечтатель, вечный ученик. Он не боится идти вперед и не страшится любить то, что было. Он один из лучших учителей Подмосковья.Сергиев Посад
Комментарии