search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Вдохновение вне шаблонов. Конструктивные решения частенько находят доброжелательные критики со стороны

В расширении общественного участия в управлении образованием в 2007 году произошел существенный рост числа школьных и муниципальных советов с управленческими полномочиями, подготовленных публичных отчетов, школьных сайтов. По данным показателям область продемонстрировала один из лучших результатов среди регионов – участников конкурса.

Очевидно, что эффекты расширения общественного участия в управлении образованием не могут быть сведены к росту количества советов, докладов.

Важным результатом реализации проекта служит признание общественности как полноправного субъекта образовательной политики, а общественного заказа на содержание качества образования как основы для разработки образовательных программ школ и программ развития школ.

Привлечение общественности к обсуждению и решению ключевых проблем развития школы, в частности к оценке и стимулированию качества образования, оформляется как норма деятельности органов управления образованием, администрации и коллективов образовательных учреждений.

В 2008 году основное внимание сосредоточено на качественной стороне государственно-общественного управления.

Экспертиза, консультации и обучающие семинары регионального оператора, работа муниципальных органов управления образованием направлены на решение следующих задач:

советы должны начать реальную работу, приступить к освоению и реализации управленческих полномочий, прежде всего по участию в согласовании образовательной программы и программы развития школы;

при подготовке публичных докладов управленческие команды школ должны уйти от шаблонов ведомственной отчетности, включить в свое содержание информацию, отвечающую реальным потребностям общественности, представить ее на доступном «непрофессионалам» языке;

школьные сайты должны обеспечить регулярное информирование общественности о жизни школы, ее достижениях и планах.

В текущем году возникла необходимость в регламентации вопросов о взаимодействии управляющих советов с профсоюзными организациями в части согласования положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и предложений о размере стимулирующих выплат педагогам по результатам мониторинга результативности. Здесь нельзя игнорировать роль представительных органов трудового коллектива, закрепленную в трудовом законодательстве, но и советы необходимо наделять полномочиями по участию в распределении стимулирующей части ФОТ.

Об эффектах институционализации общественного участия в управлении образованием свидетельствует тот факт, что в области расширены направления работы, предусмотренные комплексным проектом:

наряду с публичными докладами школ развивается практика подготовки публичных докладов о состоянии и результатах развития региональной и муниципальных систем образования;

создаются органы государственно-общественного управления с полномочиями по участию в распределении стимулирующей части ФОТ в дошкольных образовательных учреждениях.

Начата работа по созданию нормативной и инструктивно-методической базы государственно-общественного управления в учреждениях профессионального образования.

Очевидно, что существует ряд сложных вопросов, требующих дополнительной нормативной регламентации, проведения обучения, но процесс, как говорится, «пошел».

Более того, у нас возникли основания говорить о лидерах этого процесса и отметить их активность (закрепить статус). В марте 2008 года в области проведен первый слет лидеров государственно-общественного управления с награждением председателей управляющих советов, ученических комитетов, директоров школ.

Мы полагаем, что в 2008 году вопросы модернизации образования сохранят и укрепят лидирующее положение в информационной повестке дня, будут созданы условия для оформления и реализации общественного заказа на образование.

С этой целью:

будут проведены конкурсы: «Лучший бренд образовательного учреждения» (первый конкурс успешно проведен в 2007 году), «Лучший материал СМИ о реализации национального проекта «Образование»;

будет организовано участие общественности в экспертизе условий организации образовательного процесса;

в муниципальных образованиях пройдут общественные слушания, сходы местных жителей и родительские собрания по вопросам развития сети – другого важного направления КПМО.

Создание советов на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения означает вовлечение в практику управления от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей родительской общественности местного сообщества.

Но для того, чтобы общественные управляющие принимали компетентные решения, их надо специально учить. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с негативными последствиями и дискредитации идеи государственно-общественного управления.

Учитывая данные обстоятельства, Министерство образования Московской области инициировало проект по обучению общественных управляющих. В 2007 году Академией социального управления и муниципальными органами управления пилотных территорий было подготовлено более 400 общественных управляющих.

Эта работа будет продолжена в текущем году, а масштабы подготовки управляющих возрастут. Осенью 2008 года планируется обучить 1000 общественных управляющих. Все они будут обеспечены пособиями, в которых доступным языком раскрываются вопросы управления современной школой, полномочия советов и возможности их использования для повышения качества образования и улучшения условий обучения. Здесь для нас важно, чтобы работа не была сведена к организации «поточных» курсов, а складывалась целостная система с соответствующим нормативным и финансовым обеспечением.

В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области в большинстве школ созданы управляющие советы, наделенные полномочиями участия в решении о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов.

Александр МОИСЕЕВ, проректор по научной работе Академии социального управления

Светлана СМОЛЕНЦЕВА, председатель управляющего совета школы №20 г. Королева:

– Оценивать результативность работы учителя сложно. Родители и представители местного сообщества, избранные или кооптированные в состав школьных советов, не слишком-то хорошо знают все многообразие видов деятельности учителя, возможно, не могут по достоинству оценить методическое мастерство, использование педагогических инноваций.

Я видела, что многие учителя переживают из-за того, что их будут оценивать родители. Педагоги говорят: это будет чересчур субъективно. Но тот порядок участия советов в распределении стимулирующих выплат, который, например, был принят в нашей школе и, насколько я знаю, в других школах города, не требует участия общественности в непосредственной оценке труда учителя.

Главным в работе совета стало обсуждение вопроса о том, за что поощрять учителей, то есть определить это самое качество образования. И этот вопрос, конечно, очень сложный. У нас было довольно бурное обсуждение.

Многие вещи очевидны и никаких особых фантазий не требуют. Если у учителя дети успешно сдают ЕГЭ и побеждают на предметных олимпиадах – это надо оценить. А с другой стороны, надо поощрять тех, кто старается уделять внимание всем учащимся, кто занимается с детьми не только на уроках – ходит в походы, возит в музеи, тех, кто сформировал интерес к предмету… И с этим соглашаются и родители, и педагоги.

Как таковой оценкой занимались профессионалы – директор и его команда – завучи, методисты. И на другом заседании совета нам представили доклад о результатах работы каждого учителя по тем критериям, которые были согласованы. Так что никаких конфликтов участие совета в решении такого серьезного вопроса не породило. А мы впервые получили возможность высказать наши представления о том качестве образования, которое нужно нашим детям, позволит им быть успешными в учебе, жизни и профессии и после окончания школы.

Конечно, не все родители готовы участвовать в такой работе. Для многих – это лишняя забота и «темный лес». Мы знаем и другие примеры, когда граждане не готовы воспользоваться своими правами. Возьмите реформу ЖКХ – не хотят собственники создавать товарищества собственников жилья, и не реформируется целая сфера.

А многие родители еще и не знают про свои возможности участвовать в управлении школой. Привыкли, что никто с их интересами не считается, только регулярно просят деньги сдавать на разные нужды.

Но ведь в советы все-таки выбирают наиболее активных, тех, кто искренне хочет улучшить жизнь школы.

И, конечно, важно организовать подготовку управляющих к работе в советах. Быть управляющим – очень ответственная роль, ведь у совета серьезные полномочия. И в прошлом году для председателей управляющих советов в нашем городе прошли обучающие семинары. Они были полезны, и, я думаю, нужно это дело продолжить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте