Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вдохновение наукой. Троицкая школа преподавателей физики

УГ - Москва, №47 от 21 ноября 2017. Читать номер
Автор:

​Вот и закончила работу первая Троицкая школа повышения квалификации преподавателей физики – ТШПФ-2017. Неделя интенсивной работы, но не у доски, а «за партой»! Ежедневно с 9 утра до 13 часов дня проходили лекции ведущих ученых, академиков РАН, докторов и кандидатов наук об актуальных проблемах физики и астрономии, квантовых компьютерах и последних достижениях в медицине… Лекции непростые, если учесть, что многие вещи со студенческих времен крепко подзабыты. После короткого перерыва – экскурсии в ведущие НИИ Троицка, которые длились до самого вечера. А утром – снова «за парту».

Имело ли это какой-нибудь смысл? Казалось бы, о каких бозонах Хиггса и суперсимметрии можно рассуждать со школьниками, которые не всегда могут безошибочно рассчитать дискриминант? Где мы, а где – те академики?Ответ нашелся в первый же день работы школы в самом неожиданном месте – в одной из лабораторий на стене, увешанной листочками с какими-то формулами и техническими заданиями, пристроился дракончик с плакатом: «Не бывает ленивых – бывают цели, которые не вдохновляют!». Вот оно!Именно вдохновение лежит в основе любого успешного начинания!Ведь, по сути, учитель должен сделать всего три вещи:- вдохновить своих учеников (иначе их потребности рискуют остаться на весьма примитивном уровне);- научить их работать (иначе они останутся бесплодными мечтателями);- помочь (именно помочь, а не заставить!) разобраться в трудностях своего предмета и сложных жизненных ситуациях (иначе ноша может оказаться непосильной).И в этой триаде я бы поставил вдохновение на первое место.И с этой позицией по отношению к своим слушателям ТШПФ справилась блестяще! Невозможно было остаться равнодушным, слушая живые, яркие лекции о современных научных достижениях, уже во многом перешагнувших самые смелые фантазии ХХ века, соприкасаясь с людьми, разжигающими солнце в лаборатории, размышляющими о возможности заселения планет, удаленных на тысячи световых лет от нас, управляющими живыми клетками, за считанные секунды возвращающими нормальное зрение людям, которые его почти лишились, и разглядывающими в оптический микроскоп наноструктуры (то есть такие, которые в оптический микроскоп и видно-то не должно быть!), людьми, готовыми делиться своими открытиями со всеми, кто пришел к ним, невзирая на чины-звания, бытовые неурядицы и болезни, не жалея своего времени и сил и всегда оставаясь по-настоящему увлеченными и интеллигентными.И не так важно, что не все фундаментальные вопросы современной физики до конца поняты слушателями. Когда альпинист наполняется восторгом, окидывая взором с вершины горы бескрайний мир и облака под ногами, он тоже не видит детали. Они понадобятся позже – когда он задумает новое восхождение. Это будет непростая, рутинная работа в сплошном тумане, тяжелая и рискованная, полная лишений и испытаний. Но он вернется в горы и пройдет этот путь, потому что его вдохновляет вершина!ТШПФ сумела показать нам, как гармоничен мир науки, не расчлененной на предметные области, мир, который, к сожалению, не часто удается увидеть в последнее время. Нам помогли взглянуть «с вершины». Мы запаслись восторгом и принесем в свои школы счастье, которым надышались, чтобы наполнить непростой учебный труд наших ребят смыслом. Ибо каторга – это не там, где работают киркой, а там, где удары кирки не имеют смысла.ТШПФ подарила нам множество совместных переживаний. Наверное, каждый из нас ощутил трепет, стоя рядом с термоядерной установкой, гордость за молодых ребят-ученых, преследующих по пятам онкологические образования. И эти переживания сплотили нас. Ушла та настороженность, с которой часто встречают друг друга учителя, подспудно боясь оказаться предметом строгой оценки коллеги по цеху. И вот мы уже узнали, что когда-то сплавлялись по одним и тем же рекам, водили своих учеников в одни и те же горы и спотыкались на одинаковых задачах. Мы вместе разбирали олимпиадные задачки за обедом и не боялись показаться глупыми, выясняя шепотом у соседа смысл пси-функции в уравнении Шредингера. Мы обменялись адресами и создали группу слушателей ТШПФ, мы вспомнили вкус студенческого братства и, я уверен, мы теперь не потеряемся. Уже сейчас обсуждаются идеи неформальных семинаров по использованию полученных знаний в школе, и мы готовы делиться идеями друг с другом.Отдельно хотелось бы поблагодарить наших лекторов и экскурсоводов за то, что они готовы продолжать просветительскую работу, невзирая на свою загруженность. С первого же дня работы школы нам удалось договориться об экскурсиях для школьников в НИИ Троицка и об организации научно-популярных лекториев для старшеклассников на базе некоторых школ и интеллектуальных лагерей. Ведь, как сказал постоянный секретарь Королевской шведской академии наук, когда вручалась Нобелевская премия в области физики за теоретическое обоснование существования бозона Хиггса, «премия этого года посвящена чему-то очень маленькому, которое объясняет все остальное в нашем мире».Та готовность и энтузиазм, с которыми наши лекторы откликнулись на наши просьбы, позволяют надеяться, что ребятам удастся собственными глазами посмотреть на сверкающий научный горизонт, а это значит, что у отечественной науки есть будущее!Юрий БОБРИНЕВ, учитель физики школы №1514, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-2009, член правления Межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту