Место проведения: учебная аудитория.
Участники: ученики 11-го класса.
Фома проведения: деловая игра.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (распечатанные материалы для деловой игры).
Цели:
– образовательная – сформировать целостное представление о трудовых правах несовершеннолетних;
– заложить комплекс базовых знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения подростками одной из социальных ролей – роли работника;
– научить обобщать и систематизировать полученную информацию о правах несовершеннолетних;
– развивающая – развить навыки работы в группе, ведения дискуссии, аргументации собственной точки зрения;
– воспитательная – сформировать представление о праве и трудовой деятельности как о регуляторе общественных отношений;
– привить школьникам чувство коллективизма как благоприятной среды развития и жизнедеятельности.
Задачи:
– заложить основы знаний о способах защиты своих трудовых прав;
– способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективному фактору общественной жизни.
Ход мероприятия
«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».
«Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов».
Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г.), ст. 23
Вступительное слово учителя (до 5 минут)
Трудовая деятельность подростков в современных условиях является актуальной, социально значимой и одновременно мало исследованной темой.
Народная мудрость гласит: «Дети – наше будущее». Но каким оно будет, зависит от успешности процесса социализации. Великий педагог В.А.Сухомлинский считал, что учеба и труд играют значительную роль в становлении личности. В современных реалиях общественно полезный труд детей и подростков как метод воспитания сведен на нет. При этом в условиях рыночной экономики удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей – одна из самых больных проблем не только для взрослого населения, но и для подростков.
Нынешние подростки, поколение Z («цифровые аборигены»), привязаны к большому количеству устройств, доверяют информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений. Концепция Word of Mouth («Из уст в уста») стала непосредственной частью модели коммуникаций представителей поколения. Стремление молодежи к независимости от старшего поколения напрямую связано с деньгами.
Все вышеперечисленное заставляет задуматься об актуальности проблемы трудовой занятости подростков. Речь идет о вторичной занятости: в течение учебного года наряду с основным видом деятельности (получением образования) подростки выполняют различные виды работ за денежное вознаграждение.
Если вы хотите овладеть полезными профессиональными навыками, заработать собственные деньги, то есть возможность принять участие во временных работах в период каникул и в свободное от учебы время.
Службами занятости во взаимодействии с региональными и местными органами власти, а также заинтересованными общественными организациями реализуются различные мероприятия по привлечению подростков к трудовой деятельности.
Примеры трудовой деятельности подростков:
– благоустройство и озеленение территорий;
– работа в экологических отрядах;
– косметический ремонт школьного оборудования;
– ремонт игровых площадок;
– сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ;
– работа в оздоровительных лагерях, детских учреждениях, библиотеках;
– оформление документов;
– подсобные работы на предприятиях.
В каждом городе или поселке есть и другие виды работ, на которых могут трудиться несовершеннолетние.
Учитель: Уважаемые ученики, давайте рассмотрим облако слов и попробуем сформулировать тему нашего классного часа. (См. рис.)
Учащиеся формулируют тему внеклассного мероприятия.
Учитель озвучивает правильный ответ: «Трудовые отношения несовершеннолетних».
Дидактическая игра (до 5 минут)
Учитель раздает на каждую парту по два набора карточек: первый – с понятиями и второй – с определениями (приложение 1).
Учитель: Ребята, на ваших столах лежат карточки с понятиями и их определениями. Поработайте в парах. Найдите соответствия и прочитайте получившиеся понятия. Время на подготовку – 3 минуты.
Ученики вместе с учителем проговаривают получившиеся понятия.
Деловая игра (до 25 минут)
Учитель выдает участникам игры текст проблемной ситуации, список ролей, ход деловой игры, а также индивидуальные карточки с ролями (см. сценарий деловой игры «Трудовые отношения несовершеннолетних» и дополнительные материалы).
Учитель: Итак, сейчас вас ждет увлекательная игра. Несовершеннолетний подросток трудоустроился, но столкнулся с проблемой нарушения его прав. Ваша задача – оказать пострадавшему подростку грамотную юридическую помощь.
Ознакомьтесь с полученными материалами, распределите роли, найдите нарушения трудовых прав подростка и выход из ситуации. Время на подготовку – 15 минут. По истечении времени участники игры представят перед классом результаты выполненного задания.
Учащиеся знакомятся с выданными материалами. Затем учитель зачитывает проблемную ситуацию, список ее участников и ход деловой игры. Ученики приступают к дискуссии-игре. Учитель помогает им по ходу разбора проблемной ситуации.
Заключительный этап (до 5 минут)
Учитель подводит итоги внеклассного мероприятия и просит каждого ученика самостоятельно оценить свою работу.
Учитель: Итак, мы с вами увидели решение проблемной ситуации. Какой вывод можно сделать? Какая организация оказывает квалифицированную профессиональную и юридическую помощь бесплатно? Какая организация защищает права работника?
А теперь давайте составим облако слов-ассоциаций к слову «профсоюз».
Ученики называют свои ассоциации. Учитель составляет на доске облако слов. По завершении классного часа каждый учащийся получает памятку для несовершеннолетних при трудоустройстве на работу (приложение 2).
Учитель: Сегодня мы провели деловую игру, которая помогла нам понять необходимость знания своих прав при трудоустройстве, а также способы выхода из конфликтных ситуаций, которые возникают между подростками и работодателями. Надеюсь, наш урок поможет вам в дальнейшем быть бдительными в вопросе трудоустройства, отстаивать свои трудовые права и требовать соблюдения работодателями действующего законодательства.
Приложение 1
Соотношение понятий
Для учителя: карточки необходимо разрезать и отдать ученикам в перемешанном виде до деловой игры.
Приложение 2
Памятка для несовершеннолетних при устройстве на работу
Гражданин России может вступить в трудовые отношения с 16 лет, но может и с 14 лет при условии, что родители дают на это свое письменное согласие.
При приеме на работу несовершеннолетнему не устанавливается испытательный срок, он может трудиться только в рабочие дни недели в дневное время.
Ему нельзя трудиться на вредном производстве, торговать спиртными и табачными изделиями, а также работать в игорном бизнесе.
Запрещается отправлять несовершеннолетних в командировки.
Несовершеннолетним работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: до 16 лет – не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. При совмещении работы с учебой в школе или колледже рабочее время ребенка должно быть сокращено не менее чем вдвое.
Если подросток работает постоянно, то один раз в год ему гарантирован отпуск сроком 31 день в любое удобное для него время.
Каждый подросток при приеме на работу заключает со своим работодателем трудовой договор, где описываются условия работы, время работы, сроки выплаты и размер заработной платы. Расторгнуть трудовой договор с подростком можно только с разрешения Государственной инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Сценарий деловой игры
Учитель: Сейчас вы получите информацию о проблемной ситуации, карточку со своей ролью для ведения дискуссии, которая поможет вам вжиться в роль своего персонажа, а также список участников и общий ход деловой игры. Выберите четырех участников игры. Остальные будут наблюдателями.
Учитель выдает текст с проблемной ситуацией, индивидуальные карточки с ролями, список ролей участников игры и ход самой деловой игры. Участникам предстоит в ходе игры проговорить полученные задания.
Учитель: На карточке есть название вашего персонажа и инструкция о его действиях во время игры. Внимательно ознакомьтесь с ролью, напишите ее на своем бейдже. На это вам отводится 3 минуты.
Учитель: Обратите внимание, что на столе лежит подборка статей Трудового кодекса Российской Федерации, связанных с трудоустройством несовершеннолетних. Прочтите и изучите внимательно все материалы, чтобы грамотно оказать юридическую помощь подростку.
Участники начинают изучать статьи ТК РФ о трудоустройстве несовершеннолетних, карточки с ролями и ход деловой игры.
Время на подготовку: 15 минут.
Роли участников:
- Клиент (Маша Сидорова).
- Адвокат.
- Студент-юрист.
- Председатель профсоюзной организации театра.
Ход деловой игры
- Клиент рассказывает вслух о своей проблеме участникам.
- Клиент обращается к адвокату за консультацией, имея в распоряжении 5000 виртуальных рублей для оплаты его услуг.
- Клиент обращается к студенту-юристу за оказанием юридических услуг вследствие неспособности оплатить дорогостоящие услуги адвоката.
- Клиент обращается к председателю профсоюзной организации театра с просьбой представлять его интересы в суде. Председатель рассказывает о деятельности профсоюзов по защите прав трудящихся (членов профсоюза).
- Клиент принимает решение, от кого он будет получать юридическую помощь.
- Всем ученикам предлагается найти ошибки в трудовом договоре, исходя из полученных материалов (статей Трудового кодекса РФ).
- Клиент обращается с исковым заявлением в суд, где представляет свои интересы самостоятельно или с помощью профсоюза.
Роль адвоката
Вы адвокат в юридической конторе, который оказывает юридические услуги только за деньги (жетоны клиента).
Вы говорите клиенту, что изучили его проблемную ситуацию, знаете статьи Трудового кодекса РФ, которые нарушил его работодатель (директор театра), и можете помочь клиенту, оказав юридические услуги (дать грамотную консультацию, написать исковое заявление в суд, представлять его интересы в суде даже без его присутствия). Но у вас есть определенные расценки на свои услуги, и вы озвучиваете их:
– консультация клиента – 6000 виртуальных рублей;
– поиск ошибок в трудовом договоре клиента – 7000 виртуальных рублей;
– подготовка искового заявления – 8000 виртуальных рублей;
– представительство клиента в суде – 10000 виртуальных рублей.
Если клиент не может вам заплатить необходимую сумму, вы отказываете ему в предоставлении услуг.
Роль клиента
Вы рассказываете всем участникам игры свою проблемную ситуацию. Вы хотите получить консультацию по своему вопросу, помощь в написании искового заявления в суд и защиту ваших прав в суде. У вас есть 5000 виртуальных рублей (заработная плата за предыдущий месяц).
Вы обращаетесь к адвокату и студенту-юристу, чтобы узнать стоимость их услуг, а также к председателю профсоюзной организации. С позиции экономии средств вы выбираете, кто вам поможет.
В случае если вы не можете себе позволить услуги адвоката, вы обращаетесь к знакомому студенту-юристу. Вам также нужна консультация по своему вопросу, по ошибкам в вашем трудовом договоре, помощь в написании искового заявления в суд и защита ваших интересов в суде.
По совету студента-юриста вы обращаетесь за помощью в профсоюзную организацию.
Если вам удалось получить юридическую консультацию от одного из участников, помощь в написании искового заявления, то теперь вы готовы идти в суд для защиты своих интересов. Если вам не удалось получить возможность представительства (сопровождения дела) в суде, то вы представляете свои интересы в суде самостоятельно, но вероятность успеха снижается.
Главное – получить юридическую консультацию по своей проблеме, трудовому договору, помощь в написании искового заявления. Конечно, если вас сопровождает в суде адвокат или профсоюзный юрист, то шансы выиграть дело в суде заметно возрастают.
Роль студента-юриста
Вы только учитесь на адвоката в университете. Вы знаете статьи Трудового кодекса РФ, посвященные правам несовершеннолетних работников. Вы готовы оказать помощь клиенту, но только за деньги (виртуальные).
Вы выслушиваете проблемную ситуацию клиента и говорите, что готовы предоставить ему консультацию и помочь написать исковое заявление в суд. Но вы не можете сопровождать клиента в суде, так как вы не имеете высшего юридического образования (статья 49 Гражданского процессуального кодекса РФ). Вы сможете это сделать только после окончания университета. Поэтому вы отказываете клиенту в представительстве в суде.
Вы озвучиваете клиенту свои расценки и оказываете ему услугу, если он вам платит:
– консультация клиента – 2000 виртуальных рублей;
– поиск ошибок в трудовом договоре клиента – 3000 виртуальных рублей;
– подготовка искового заявления – 6000 виртуальных рублей.
Поскольку вы не можете представлять интересы клиента в суде, вы советуете ему обратиться за помощью в профсоюзную организацию, так как она бесплатно оказывает все юридические услуги членам профсоюза.
Роль председателя профсоюзной организации театра
Когда к вам обращается клиент, вы говорите, что профсоюз бесплатно оказывает юридические услуги, ведет переговоры с работодателем, запрашивает необходимую для иска документацию, помогает в написании судебных документов (претензий, исков, ходатайств и др.), совершении других процессуальных действий, в том числе сопровождает клиента в суде. Единственное условие – клиент должен быть членом профсоюза!
Но клиент (Маша Сидорова) не является членом вашей профсоюзной организации, поэтому вы не можете ей помочь (вы это озвучиваете). Ваша задача – рассказать ей, что, будучи членом профсоюза и уплачивая профсоюзные вносы в размере 1% от ежемесячного заработка, работник имеет право на получение квалифицированной юридической помощи в случае нарушения своих трудовых прав работодателем. В случае с клиентом (Машей Сидоровой) ежемесячный взнос составит всего 50 виртуальных рублей. Вы даете клиенту листовку с информацией о профсоюзе и предлагаете стать членом профсоюза.
Если Маша соглашается, то вы оказываете ей юридические услуги.
Проблемная ситуация
В кукольный театр «Кошкин дом» устроилась на работу Маша Сидорова (возраст 15 лет). Она столкнулась с нарушениями своих трудовых прав.
Маша Сидорова устроилась в театр помощником костюмера на время летних каникул. Она подписала трудовой договор с работодателем. Денег ей предложили немного, и Маша отказалась вступать в профсоюзную организацию театра, чтобы не платить 1% от заработной платы. В связи с приближением большого спектакля работодатель попросил поработать Машу в течение недели с 9.00 до 21.00, а также выйти на 2 часа в выходные. Маша согласилась. Затем работодатель попросил ее выйти на несколько часов в ночную смену из-за нехватки рабочих рук. Маша отказалась. Тогда работодатель ее уволил.
Задача: окажите Маше грамотную юридическую помощь и найдите ошибки в ее трудовом договоре, изучив подборку статей Трудового кодекса РФ.
Приложение 1
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
г. Москва 03 октября 2019 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Театр» в лице руководителя организации Чиркова Сергея Викторовича, действующего на основании Устава организации, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Сидорова Мария Александровна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Работодатель обязуется предоставить Работнику работу по определенной настоящим договором трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами и настоящим договором, своевременно и в полном размере выплачивать Работнику заработную плату, а Работник обязуется лично выполнять определенную настоящим договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
2. Работник принимается на должность курьера. Место работы г. Москва.
3. Работа по данному договору является работой по основному месту работы.
4. Настоящий договор является бессрочным.
5. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания.
6. Обязанности Работника:
– вести журнал рассылаемых и получаемых деловых бумаг, пакетов, писем, книг и т. п.;
– доставлять по назначению деловые бумаги, пакеты, письма, книги и т. п., а также их получать и доставлять от других организаций согласно заданию по доставке;
– своевременно и самостоятельно уточнять местонахождение адресатов, разрабатывать маршруты движения, согласовывать дни и часы приема в организациях-адресатах;
– своевременно получать доверенности, необходимые для выполнения заданий по доставке;
– выполнять поручения в указанные сроки, докладывать своему начальнику о выполнении либо о причинах, препятствующих выполнению заданий по доставке.
7. Работодатель обязуется выполнять все обязанности работодателя, предусмотренные социально-трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе обязанность по отчислению за работника страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
8. Работнику устанавливается испытательный срок 120 календарных дней.
9. Работнику устанавливается должностной оклад в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей в месяц до вычета всех сумм, предусмотренных законодательством РФ. Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца.
10. Работник пользуется всеми иными социально-трудовыми правами в соответствии с действующим законодательством.
11. Продолжительность рабочей недели Работника составляет 40 часов в неделю. График работы Работника: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Начало рабочего дня: 10.00.
Окончание рабочего дня: 18.30.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Работник имеет право на перерыв для отдыха и питания продолжительностью 30 минут, который он имеет право использовать в любое время в течение рабочего дня с учетом того, чтобы не нарушался нормальный ход работы. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.
12. Работнику устанавливается основной ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. В целях производственной необходимости Работодатель вправе отозвать Работника из отпуска или заменить отпуск денежной компенсацией.
13. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
14. Условия настоящего договора могут быть изменены по соглашению сторон и в соответствии с действующим законодательством.
15. Настоящий договор составлен в двух экземплярах. Первый находится у Работодателя, второй – у Работника.
Работодатель
ООО «Театр»
Реквизиты указаны
(подпись) ____________ /Чирков С.В./
М.П. Работник
Сидорова Мария Александровна
Реквизиты указаны
(подпись) ___________ /Сидорова М.А./
Справка ТОЛЬКО для учителя
Ошибки в представленном тексте трудового договора
1. В соответствии с ч. 4 ст. 70 Трудового кодекса РФ работодателю запрещено поручать несовершеннолетнему работнику выполнение работ в условиях испытательного срока. Поэтому работнику в п. 8 не может быть установлен испытательный срок 120 календарных дней.
2. Для работников, не достигших возраста 16 лет, работодатель обязан установить сокращенное рабочее время – не более 24 часов в неделю.
Работодатель не вправе устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) более 5 часов для работников от 15 до 16 лет (статья 92 Трудового кодекса РФ).
3. Работодатель обязан предоставить несовершеннолетнему работнику ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 Трудового кодекса РФ).
Запрещены:
– непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 4 ст. 124 ТК РФ);
– отзыв из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ);
– замена отпуска денежной компенсацией (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).
Приложение №2
Материал для работы по Трудовому кодексу РФ
- Заключение трудового договора
В установленном порядке работодатель вправе заключать трудовой договор с лицом, не достигшим возраста 16 лет. При нарушении порядка заключения трудовой договор подлежит расторжению, если препятствия к его заключению не устранены.
Важно! С подростком, достигшим возраста 15 лет, может быть заключен трудовой договор, если он поступает на работу для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, в одном из следующих случаев:
– после получения общего образования (окончания учебного заведения);
– в свободное от учебы время при получении общего образования;
– во время каникул в период обучения в общеобразовательных организациях или средних профессиональных учебных заведениях.
Важно! По достижении возраста 14 лет с подростком может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда при наличии одновременно следующих условий:
– согласия одного из родителей (попечителя);
– согласия органа опеки и попечительства;
– работа производится в свободное от учебы время;
– работа не наносит ущерба освоению образовательной программы;
– работа не причиняет вреда здоровью.
Важно! Трудовой договор от имени работника подписывает родитель (опекун).
В разрешении органа опеки и попечительства должны быть указаны максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия.
- Виды работ, где запрещено применение труда несовершеннолетних
Работодателю запрещено принимать на работу несовершеннолетних лиц, если трудовой договор с ними предусматривает (ст. 265 Трудового кодекса РФ):
– работы с вредными условиями труда (постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163);
– работы с опасными условиями труда (постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163);
– подземные работы, работу по совместительству (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
– работу в религиозных организациях (ч. 2 ст. 342 ТК РФ);
– работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию. К таким работам относятся игорный бизнес, работа в ночных клубах и кабаре, работа по производству, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими или иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания;
– работу вахтовым методом (ст. 298 Трудового кодекса РФ);
– работу, связанную с управлением и движением транспортных средств (постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163).
2.1. Ограничения для несовершеннолетних работников
Работодателю запрещено поручать несовершеннолетнему работнику выполнение работ в следующих условиях:
– испытательного срока (ч. 4 ст. 70 ТК РФ);
– за пределами допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную (нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную установлены постановлением Минтруда РФ от 7.04.1999 №7);
– полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ);
– сверхурочно (ст. 268 ТК РФ);
– в выходные и праздничные дни (ст. 268 ТК РФ);
– в командировке (ст. 268 ТК РФ);
– в ночное время (ст. 268 ТК РФ).
Важно! Ограничения статьи 268 ТК РФ не распространяются на несовершеннолетних творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театральных и концертных организаций, театров, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) экспонировании произведений. Несовершеннолетних можно привлекать к указанным работам, если они замещают должность, содержащуюся в Перечне должностей творческих работников, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №252.
- Рабочее время несовершеннолетних работников
Несовершеннолетним работникам в возрасте до 18 лет работодатель обязан установить сокращенное рабочее время.
Под сокращенным рабочим временем понимается уменьшенная (по сравнению с нормальной) продолжительность рабочего времени.
Продолжительность сокращенной рабочей недели для несовершеннолетних работников должна быть не более:
24 часов – для работников, не достигших 16 лет;
35 часов – для работников от 16 до 18 лет.
Важно! Если несовершеннолетние работники обучаются в образовательных учреждениях и в течение учебного года совмещают работу с обучением, то продолжительность рабочего времени не может превышать половины установленных норм (ч. 4 ст. 92 Трудового кодекса РФ):
12 часов в неделю – для работников, не достигших 16 лет;
17,5 часов – для работников от 16 до 18 лет.
Работодатель вправе потребовать предъявления справки из образовательного учреждения, подтверждающей получение образования работником.
Важно! В период каникул несовершеннолетние работники, обучающиеся в образовательных учреждениях, вправе полностью отработать весь срок сокращенной рабочей недели (24 или 35 часов соответственно).
Работодатель не вправе устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) для несовершеннолетних более:
4 часов – для работников от 14 до 15 лет;
5 часов – для работников от 15 до 16 лет;
7 часов – для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Важно! Для несовершеннолетних работников, которые получают общее образование или среднее профессиональное образование и в течение года совмещают обучение с работой, продолжительность рабочей смены может быть не более:
2,5 часа – для работников от 14 до 16 лет;
4 часов – для работников от 16 до 18 лет.
Работодатель вправе потребовать предъявления справки из образовательного учреждения, подтверждающей получение образования работником.
- Время отдыха
Работодатель обязан предоставить несовершеннолетнему работнику ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 Трудового кодекса РФ).
Работодатель обязан предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для работника время.
Запрещены:
– непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 4 ст. 124 ТК РФ);
– отзыв из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ);
– замена отпуска денежной компенсацией (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).
Важно! По заявлению несовершеннолетнего работника работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения 6 месяцев непрерывной работы (ч. 3 ст. 122 Трудового кодекса РФ).
Если отпуск предоставляется работнику после достижения им 18 лет, продолжительность отпуска определяется по совокупности времени, отработанному отдельно до и отдельно после наступления совершеннолетия.
- Охрана здоровья несовершеннолетних
Работодатель обязан оплатить прохождение несовершеннолетними работниками обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, а также периодических ежегодных медицинских осмотров до достижения ими возраста 18 лет (ст. 69, 266 Трудового кодекса РФ).
- Оплата и нормы труда
Работодатель обязан установить для несовершеннолетних работников нормы выработки, уменьшив общие нормы выработки пропорционально сокращенному рабочему времени для этой категории работников.
Важно! Для следующих работников работодатель может установить пониженные нормы выработки (ст. 270 ТК РФ):
– поступивших на работу после получения общего образования;
– поступивших на работу после получения среднего профессионального образования;
– прошедших профессиональное обучение на производстве.
Оплата труда несовершеннолетних работников производится исходя из отработанного ими времени (выполненной работы).
Важно! Работодатель вправе (но не обязан) производить доплату до размера оплата труда, который был бы начислен совершеннолетнему работнику при полной (нормальной) продолжительности рабочего времени.
- Гарантии при прекращении трудового договора
При расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником работодатель помимо общего порядка обязан соблюсти следующие дополнительные требования, если увольнение производится по его инициативе (кроме случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) (ст. 269 Трудового кодекса РФ):
– наличие согласия соответствующей государственной инспекции труда;
– наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Приложение №3
В _______________________________________________________
(полное наименование суда, куда подается заявление)
Истец: __________________________________________________
Ответчик: ______________________________________________
(наименование организации-работодателя)
Адрес: __________________________________________________
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, Сидорова Мария Александровна (возраст 15 лет), устроилась на работу в театр помощником костюмера. Со мной был заключен трудовой договор.
В связи с приближением большого спектакля работодатель попросил меня поработать в течение недели с 9.00 до 21.00, а также выйти на 2 часа в выходные. Я согласилась. Но, когда работодатель попросил меня из-за нехватки рабочих рук выйти на несколько часов в ночную смену, я отказалась. Тогда работодатель меня уволил.
Полагаю, Работодателем нарушены следующие статьи ТК РФ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании изложенного и руководствуясь ст. 131 ГПК РФ,
ПРОШУ:
Взыскать с ответчика в мою пользу денежную компенсацию причиненного мне морального вреда.
Приложение №4
Комментарии