search
main
0

Важно задать перспективу

А началось все с понедельника!

Понедельник – первый день недели, первый рабочий день… Первый – начало. Начало чего? Начало чего-то нового. Новое – это всегда неизведанное, порой немного пугающее, но однозначно интересное и манящее.

Мое понимание, что «дошколка» должна быть партнерской, пришло задолго до того, как я пришла в дошкольные группы в должности методиста. Задача, которую я ставила перед коллективом в начале своего пути, – создать стимулирующую и безопасную среду, а также поддержать позитивные отношения между взрослым и ребенком. Мы вместе формируем атмосферу общения, учимся, читаем статьи и научную литературу, пишем, создаем чек-листы, играем, смотрим вебинары, участвуем в конференциях и семинарах МГПУ, обсуждаем проблемные ситуации, которые бывают сложными, находим выходы из них. Важно задать перспективу развития не только детям, но и взрослым. Развитие очень сильно зависит от образовательных условий. Новое время требует новых слов и технологий, но в новом можно не развиваться вовсе, как бы утратить былую обучаемость. А для развития взрослых важно создать условия для творческой жизни.

Все семинары у нас по понедельникам. Мы садимся с коллегами в круг и обсуждаем те главные вопросы, которые должны задаваться в коллективах каждого детского сада. Детский сад – он для кого? Ответ понятен – для детей. А как сделать, чтобы не только взрослые понимали, но и дети, что детский сад – это их дом? Мы это сделали видимым детям. А что любят дети? Играть. И тогда в коридорах наших детских садов стали появляться игры, понятные детям и родителям. Вечером, когда родители забирают ребятишек из садика, можно увидеть, как они идут по коридору и останавливаются. Читают новую историю или играют в коридоре в игру, а еще могут рисовать на огромном холсте на стене. Родителям важно чувствовать себя всегда желанными гостями в детском саду. У нас есть план, который располагается при входе в детский сад. Родители могут видеть, какие события ждут детей в ближайшее время, посмотреть фото уже прошедших мероприятий. Приятно слышать от них: «Не можем выйти из садика!», «Никак не дойдем до группы» или «Мы в садик бегом бежим, тут так интересно, что-то новое всегда». Стены, полы, свободное пространство заполнились детскими нарративами и творчеством, идеями и размышлениями наших малышей.

Каждое утро в группах начинается с утреннего круга: ребята садятся в круг с воспитателями и разговаривают, учатся слушать и слышать друг друга, вместе принимают решения, чем они будут заниматься. К каким мероприятиям дети будут готовиться, к кому нужно будет обратиться, для того чтобы им оказали помощь. Педагог предоставляет свободу действий в урегулировании конфликтов между собой. Безусловно, есть четкие границы, когда однозначно нужна реакция на социальное поведение ребят, но если в профессию пришел педагог-партнер-наставник, то с помощью правил в группе дети сами находят решение в конфликтной ситуации. Наши педагоги побуждают детей руководствоваться не только своими собственными интересами, но и принимать во внимание потребности других детей. Помогают ребятам общаться, распознавать чувства других людей и реагировать на них, в том числе когда детям трудно выразить собственные желания. Принимая участие в обсуждениях, дети учатся быть открытыми, у них формируются собственная позиция, взаимоуважение друг к другу.

Важно общаться с дошкольниками, так сказать, глаза в глаза. В кругу с ребятами педагог изучает новые предметы. Например, кисти, карандаши, машинки, краски, пирамидки. Педагог показывает, что можно сделать с предметом, как предмет может быть использован. Играют в него, затем используют по назначению. Наблюдение за детьми может стать суперсилой педагога. Каждый работает с удовольствием, понимая ту важность, которую он как наставник с точки зрения педагогики вносит в работу с детьми. Мы проводим обсуждение, что получилось, а что нужно улучшить, что понравилось, а что – нет, что мешало и почему.

В детском саду ребенок познает себя. Перед педагогом стоит задача использовать разный спектр развивающих ситуаций, при которых ребенок не откажется от решения проблемы, а, наоборот, научится с ней справляться. Педагог помогает ребятам поддерживать дружеские отношения в группе. Делает записи с ними, побуждает их самих к записыванию и планированию. Это и есть наставничество, когда педагог не диктует, чем дети будут заниматься, а обсуждает в кругу и планирует на сегодня те дела, которые будут днем. Поддерживает ответственное отношение ребят друг к другу. Важен выбор именно того вида деятельности, на который дети обратят внимание. Поэтому в наших дошкольных группах мы используем гибкое планирование. Это делается для того, чтобы получилось взаимодействие или дискуссии с группой детей. Педагог всегда находится внутри центра активности. В центрах имеются таблички, чтобы помочь понять, сколько детей могут находиться. Развитие саморегуляции у дошкольников можно формировать с помощью соблюдения алгоритма действий. Ребята очень ответственно подходят к соблюдению правил. Они даже напоминают взрослым об этом. Таким образом, у детей появляется ощущение собственной значимости.

Понедельник. Семинар. Воспитатели собираются в круг обсудить результаты, перспективы. А обсудить есть что. Лаборатория развития ребенка Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ провела комплексный мониторинг качества дошкольного образования с помощью международных шкал ECERS-3 в наших дошкольных группах. Результат – сертификат высокого уровня качества образования.

А что произошло другое, что нас так изменило? Все просто! Нужно научиться друг друга слышать. Методист слышит педагога, педагог – ребенка, ребенок учится слышать себя. Когда существуют партнерские отношения, поддерживаются детские и педагогические идеи, тогда приходит осознанное понимание, кто что будет делать и зачем.

Ирина ПРИХОДЬКО, педагог школы №2031

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте