В школе №2126 «Перово» театральные традиции существуют давно. Театр помогает учителям сделать школу интереснее и полезнее. И не только школу, но и дошкольные группы.
Нашему дошкольному театру «Росинки» более пятнадцати лет. А начиналось все так… В группу привели нового ребенка, мама которого работала костюмером в театре кукол. Она сообщила, что может принести театральные куклы, которые хотят утилизировать. «Если их немного отремонтировать, то дети еще поиграют с ними», – сказала она. Тогда я подумала: «А почему и нет?» Но когда кукол принесли, то сразу стало ясно, что для детской игры они не подходят, поскольку довольно большого размера, это профессиональные куклы – марионетки, персонажи русских народных сказок: бабушка, дед, внучка, стражник, Емеля. Вот тогда нам пришла в голову идея сделать свой кукольный театр.
Сначала мы привели в порядок кукол: кому-то пришлось сшить новое платье, кому-то – подкрасить лицо, добавить объема туловищу. И в этом нам помогли родители.
Потом рабочий по зданию смастерил каркас ширмы, которую мы задрапировали тканью. Нам пришлось создать атрибуты сказок, расписать фоновые декорации. Первый спектакль останется навсегда в памяти – сказка «Колобок на новый лад». Она знакомила детей с правилами дорожного движения.
Никогда не забуду восторженные глаза детей! Да и мы, артисты, получили колоссальное удовольствие.
Удача нас окрылила, мы приобрели несколько готовых кукол, костюмов для взрослых и детских персонажей. Стали разучивать роли и показывать небольшие спектакли для детей.
А декорации рисовали, красили, шили сами. И в ход шли самые разнообразные материалы: остатки обоев, пенопластовые потолочины, куски ткани, меха, шерстяные нитки. Воспитатели – это такие люди, которые из любого предмета, даже самого невзрачного и ненужного, могут сделать что-то интересное (старый носок превратить в гусеницу или змейку…). Подготовка к спектаклю занимает гораздо больше времени, чем проведение самого мероприятия. Нужно найти текст, выучить роли, подобрать музыкальное сопровождение, сшить костюмы, сделать атрибуты. В это время рождаются самые неожиданные идеи, которые сплачивают коллектив, приносят радость и взрослым, и детям.
Наши воспитатели всерьез увлеклись театром. В дальнейшем не только были кукольные постановки, но и появились элементы и драматического театра. А артистами стали не только взрослые, но и дети старших групп. Готовые спектакли мы показываем сначала родителям, а потом детям средних и младших групп. Дети принимают непосредственное участие в подготовке спектакля и изготовлении декораций.
Профессия воспитателя изначально предполагает наличие актерских навыков. В колледжах и вузах нас учили владеть мимикой и пантомимой, элементами ораторского мастерства.
Эти навыки, подкрепленные практическим опытом общения с детьми, помогают воспитателям сделать сказочный образ ярким и выразительным. Сейчас у каждого нашего педагога есть даже свое амплуа – лирическая героиня (Василиса Премудрая, Снегурочка), злодей (Баба-яга, Пират, Леший), веселый клоун и шалун (Незнайка, Снеговик, Буратино, Карлсон), добрая и справедливая героиня (Мальвина, Матушка-зима, Весна-красна).
Со временем элементы театра вошли в повседневную жизнь нашего дошкольного отделения. Ни один праздник, досуг не обходятся без инсценировки, где артистами становятся уже дети.
В каждой группе есть свой мини-театр – это ширма, куклы настольного, теневого, пальчикового театров.
После спектакля мы видим, как дети самостоятельно или под руководством воспитателя проигрывают сценки в группе. Им хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты.
Это дает понимание, что наша работа получает большой отклик у ребят. И сразу после окончания одного театрального проекта мы приступаем к очередному.
В течение года у нас проходят тематические недели театрализованной игры. Это могут быть игры с использованием настольного театра, строительного материала, пальчиковых кукол.
Летом мы проводим спектакли на свежем воздухе, декорацией нам служат садовые деревья и декоративные кустарники. А зимой у нас был опыт постановки сказки «Морозко» на улице с использование снежных фигур.
Знакомить с элементами театра мы начинаем с младшего дошкольного возраста, когда воспитатель вносит в группу образную игрушку, говорит за нее сказочным голосом и общается с ней как с живым существом.
Во время проведения занятий воспитатель включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания об окружающем мире, о здоровом образе жизни, правилах поведения.
Такая форма образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
В процессе заучивания текста роли развиваются память, речевая деятельность, обогащается словарь, происходит овладение разными средствами общения (мимика, пантомимика, жесты, позы).
Дети знакомятся с художественной литературой, у них формируется вкус, развивается воображение.
Любую идею можно воплотить в жизнь, если есть желание, люди увлечены своим делом.
В нашем дошкольном отделении одной из таких идей стал театр. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей», – верно сказал о роли театре в жизни ребенка известный психолог XX века Б.М.Теплов.
Лилия БРЕЛЬ, старший воспитатель школы №2126 «Перово»
Комментарии
Анна РУБЛЕВА, учитель начальных классов школы №1324:
– Театрализованная деятельность – это особый вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой дети осваивают различные средства сценического искусства, знакомятся с театральной культурой. Театрализованную деятельность по праву можно назвать одним из самых доступных видов искусства в образовательной организации, однако ее педагогические возможности весьма велики.
Театрализованная деятельность способствует интеллектуальному развитию школьников. Прежде чем драматизировать, ребенок должен ознакомиться с тем или иным литературным произведением, понять сюжетную линию, поступки и чувства героев и отразить их в драматизации с помощью мимики и речи. Дети во время участия в театрализованной деятельности знакомятся с окружающим миром, прослушивают различный музыкальный материал. Все это не только расширяет кругозор, но и способствует развитию внимания, мышления, речевой культуры.
Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка. Эта работа наиболее близка детям, потому что в ее основе лежит игра, стимулирующая детское творчество. Средства художественной выразительности способствуют формированию нравственных качеств у учащихся и развитию познавательных процессов. Сочетая в себе элементы сразу нескольких видов искусства, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на эмоциональный мир детей.
Елена ФИЛИППОВА, учитель начальных классов школы №1324:
– Театрализованная деятельность является прекрасным средством развития творческого потенциала детей, ведь здесь можно экспериментировать с выразительными средствами, придумывать свой образ героя, воплощать его, додумывать и развивать сюжет произведения. Стимулирует развитие детского творчества и процесс создания атрибутов для театрализованной деятельности, когда к нему привлекается класс. Все это в комплексе благотворно влияет на творческое развитие ребенка.
Комментарии