search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Ваш адвокат

Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА

Оплата труда

– Ранее учителям фиксированно оплачивали классное руководство, проверку тетрадей и т.д. Сейчас порядок оплаты изменен. Как должным образом должны быть оформлены доплаты за такую работу?
Т.МЕЛКОВА
Сарапул

– Специфика образовательного процесса часто заставляет работников образовательных учреждений, помимо основной работы, связанной с проведением учебных занятий, выполнять и ряд дополнительных обязанностей, за которые они вправе получать оплату.
Дополнительные обязанности, выполняемые работником образовательного учреждения, по своему характеру и содержанию могут быть непосредственно связаны с образовательным процессом (проверка тетрадей и письменных работ, заведование кабинетами и т.д.) или с выполнением иных функций (ведение библиотечной работы, ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, выполнение обязанностей других работников).
Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников, определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в положении, коллективном договоре (соглашении).
В перечень видов дополнительно оплачиваемых работ может включаться: классное руководство; проверка письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; проведение работы по дополнительным образовательным программам; организация трудового обучения, профессиональной ориентации и т.д.
Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников.
Работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
При выполнении наряду со своей основной работой дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности производится доплата за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются руководителем образовательного учреждения по соглашению сторон и максимальными размерами не ограничиваются.
Законом РФ “Об образовании” в ст. 32 закреплено право образовательного учреждения самостоятельно решать вопросы, связанные с установлением доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера.
Основанием для планирования образовательным учреждениям средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.92 N 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
На сегодняшний день по вопросам о планировании средств на доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера разъяснения даны в письме Минобразования России от 03.03.1995 г. N 16-М, в котором рекомендовано для удобства планирования расходов на эти цели для каждого учреждения установить в процентах соотношение:
– тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
– и надтарифного (дополнительного) фонда (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Для расчета предлагаются соотношения фондов, при которых образовательным учреждениям, имеющим право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), он может планироваться в соотношении к тарифному фонду, на который приходится 75% фонда оплаты труда.
Таким образом, при тарифном фонде, составляющем, например, 69 тыс. руб., надтарифный фонд должен быть равен 23 тыс. руб.:

69 тыс. руб. x 25%
≈≈≈≈≈≈≈≈≈ = 23 млн. руб.
75%
Фонд оплаты труда учреждения будет равен 92 тыс. руб. (69 тыс. руб. + 23 тыс. руб.). Надтарифный фонд при этом не превышает 25% от 92 тыс. руб.
У каждого образовательного учреждения надтарифный фонд может быть разным и может составлять от 10 до 25% фонда оплаты труда. Он определяется, как правило, в зависимости от того, какие были соотношения тарифного и надтарифного фондов до отмены конкретных размеров и надбавок. Например, дошкольное образовательное учреждение имеет право формировать тарифный и надтарифный фонд в соотношении не ниже, чем 88% и 12%, учреждения дополнительного образования детей – 90% и 10%.
Пример: в случае, если при тарифном фонде, составляющем 69 тыс. руб., надтарифный фонд формируется в размере 12%, то он составит 9,4 тыс. руб.:
69 тыс. руб. x 12%
≈≈≈≈≈≈≈≈- = 9,4 млн. руб.
88%
Размеры доплат работников за дополнительную работу и надбавок за качественные показатели работы, интенсивность и напряженность труда максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от выполняемого работником дополнительного объема работ, их качества или интенсивности. Регулирование порядка установления и размеров доплат и надбавок в пределах выделенных средств в образовательном учреждении должно осуществляться соответствующим положением и (или) закрепляться в коллективном договоре.При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения.
В Положении (коллективном договоре) о доплатах и надбавках, включая доплаты, которые работникам могут устанавливаться при исполнении обязанностей отсутствующих работников за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемой работы, целесообразно предусмотреть следующее:
– виды дополнительной работы, не входящей в обязанности работников в соответствии с ТКХ (например, обязанность по классному руководству);
– характеристику этих работ, например, при выполнении обязанностей по проверке письменных работ, может быть установлена их периодичность в зависимости от преподаваемой дисциплины, группы и т.д.;
– сроки, на которые возлагаются обязанности и устанавливается доплата за дополнительную работу;
– случаи, когда доплаты и надбавки могут быть отменены или уменьшены в связи с невыполнением возложенных обязанностей, ухудшением качества работы и др.;
– размер доплат.
В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. N 2, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. N 6, стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителям учреждений, предприятий и организаций образования, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливаются решением (приказом) органа управления образованием, в подчинении которого они находятся, применительно к порядку, определенному для других категорий работников данного учреждения, организации, предприятия (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”), т.е. в соответствии с утвержденным в учреждении положением о порядке установления надбавок.
Вопросы премирования и установления доплат руководителей учреждений и организаций образования в отличие от установления надбавок руководителям учреждений решаются в соответствии с действующими в учреждении и организации Положениями о премировании работников и порядке установления доплат, утверждаемыми советами учреждений и организаций образования или трудовыми коллективами.

Типовые штаты

Объясните, пожалуйста, на группу какой наполняемости детьми в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вводятся должности воспитателей, поскольку в имеющихся Типовых штатах этих учреждений и в Типовом положении указана разная наполняемость?
В.ХАУСТОВА
Новосибирская область

– Должности воспитателей в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются на каждую группу воспитанников. При этом количество должностей воспитателей рассчитывается с учетом того, что дети с воспитателями должны находиться в школьных группах 10 часов, в дошкольных группах – 14 часов, а также в выходные и праздничные дни (в соответствии с Типовыми штатами школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными приказом Минпроса СССР от 31.08.1987 г. N 166).
Количество групп детей, от которых зависит количество воспитателей в учреждении, определяется учредителем – органом исполнительной власти или местного самоуправления, с учетом п. 17 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. N 676 ( в ред. от 30.03.98 N 366), в соответствии с которым при наличии соответствующих условий группы могут комплектоваться детьми с указанной в нем наполняемостью, т.е. меньшей, чем это указано в Типовых штатах.
При этом в Типовом положении не указывается, что подразумевается под “соответствующими условиями, при которых такая наполняемость возможна. В то же время, если учесть, что в конце указанного пункта конкретно говорится о возможности комплектования воспитательских групп с меньшей наполняемостью “при наличии необходимых условий и средств”, то под условиями в первом случае понимаются не финансовые средства, а наличие соответствующих помещений для размещения групп и др. технических возможностей.
Если воспитательские группы не могут быть укомплектованы детьми с учетом установленной Типовым положением наполняемости по причине отсутствия помещений, то учредитель вправе сформировать фонд оплаты труда не на фактическое, а на расчетное количество групп. Расчет производится следующим образом:
количество групп высчитывается путем деления списочного состава воспитанников на предельную наполняемость.
Затем эти средства используются на введение дополнительных должностей воспитателей или на доплаты воспитателям за превышение установленной в Типовом положении наполняемости.

Вузы

– Мне в 1990 году по уважительной причине пришлось оставить обучение в педагогическом институте, ушла я с третьего курса. Сейчас хотелось бы продолжить образование. Возможно ли мне восстановиться в институт, в котором я обучалась?
Н.ГРИГОРЬЕВА
Ставрополь

– В соответствии с п.4 ст.16 Закона Российской Федерации “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Так как с момента вашего отчисления по собственному желанию из педагогического института прошло более 10 лет, то вы можете только лишь вновь попробовать поступить в вуз.
Необходимо заметить, что Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденным приказом Минобразования России от 19 ноября 1999 года N 14-51-550ин/12 предусмотрен прием на первый и последующие курсы лиц, имеющих академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам принимаются на первый курс, при этом высшее учебное заведение вправе уменьшать количество и изменять форму испытаний.

– При сокращении штатов в вузе будет ли сотрудник, имеющий звание доцента по совокупности трудов (не имеющий ученой степени), признан лицом более низкой квалификации по сравнению с сотрудником, имеющим звание доцента с ученой степенью?
А.БЛИНОВА
Новороссийск

– В соответствии с ч.1 ст. 34 КЗоТ РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Под производительностью труда понимаются количественные и качественные показатели результатов труда работника, выполненный объем работы.
Квалификация – уровень теоретических знаний и практических навыков по соответствующей профессии, степень освоения которых выражается в установленном государством тарифном разряде, категории, должности и позволяет выполнять работу определенной степени сложности.
Квалификация зависит от образования, стажа работы (особенно специального), производительность – от исполнительности, качественного выполнения обязанностей.
Присуждение ученой степени кандидату наук свидетельствует о том, что работник имеет глубокие профессиональные знания и научные достижения в отрасли науки, которая является предметом его деятельности.
Поэтому, если у одного работника более высокая производительность труда, а квалификация уступает другому работнику, то вопрос о преимущественном оставлении на работе решается администрацией в зависимости от конкретных обстоятельств. Предпочтение в таком случае чаще отдается работнику с более высокой производительностью труда.

Отпуск

– Могу ли я рассчитывать на компенсацию за отпуск, если я проработал преподавателем в колледже в течение 10 месяцев? Работал я в платных группах по контракту.
В.БОНДАРЧУК
Ростов-на Дону

– Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск.
Если же вы работали преподавателем, и для вас колледж не являлся местом постоянной работы, а для преподавания в группах, содержащихся из внебюджетного источника, с вами был заключен договор (контракт) на 10 месяцев, то при увольнении по окончании срока договора вам как преподавателю должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 56 календарных дней отпуска.
Компенсация за неиспользованный отпуск не производится только в случаях, когда оплата за преподавательскую работу производилась на условиях почасовой оплаты, установленной постановлением Минтруда РФ от 21 января 1993 г. N 7, поскольку в ставки почасовой оплаты, предусмотренные указанным постановлением, оплата за отпуск уже включена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте