search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Ваш адвокат

Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА

Трудовые отношения

– Я уволилась из детского сада по собственному желанию в связи с уходом за ребенком до 14 лет. Заведующая отказывается сделать запись в трудовой книжке с указанием причины увольнения, правомерно ли это?
Н.КУЛИКОВСКАЯ
Воркута

– Нет, неправомерно. При расторжении трудового договора (контракта) по инициативе рабочего или служащего по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин. Это положение предусмотрено Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162 с последующими изменениями и дополнениями.

– В связи с тем, что один учитель заболел, администрация школы, не спросив согласия другого учителя, поставила в его расписание дополнительные уроки. Из-за этого недельная нормативная отработка учителя, составляющая 18 часов, значительно выросла. Правомерны ли действия администрации?
Т.ЮШКО
Солнцевский район,
Курская область

– Схема оплаты труда учителя складывается из постоянной составляющей (оклада), которая назначается учителю одновременно с минимально возможной нагрузкой, переменной составляющей, которая зависит от реальной нагрузки преподавателя и включает в себя оплату дополнительных, сверхнормативных часов преподавания. Переменная часть рассчитывается пропорционально дополнительным нагрузочным часам в соответствии с часовой ставкой. Часовая ставка, в свою очередь, зависит от квалификации преподавателя, его стажа и других индивидуальных характеристик.
Конечно, в силу производственной необходимости, которая обусловливается спецификой работы в образовательном учреждении, работодатель вправе потребовать от учителя выполнения дополнительной по сравнению с регламентированной работы. Это происходит, например, как в указанном случае, при заболевании кого-то из преподавательского состава и возникновении необходимости его замены.
Преподаватель, заменяющий заболевшего коллегу, должен получать дополнительную оплату своего труда.

– Считается ли вакантной должность работника, который находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, учебном отпуске или отсутствует на работе по болезни и другим причинам, если эта работа никем не выполняется? Могут ли должности отсутствующих работников сокращены?
Н.ПАРХОМЕНКО
Анапа,
Краснодарский край

– Вакантной должностью (вакантными часами учебной нагрузки) считается должность, которая никем не занята, или объем учебной нагрузки, который никем не выполняется.
Работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, учебном отпуске, а также отсутствующие на работе по болезни и другим причинам, продолжают состоять с учреждением в трудовых отношениях и считаются временно отсутствующими. В указанные периоды за работниками сохраняются место работы, должность (объем учебной нагрузки).

Повышение квалификации

– Работаю в области, в течение длительного времени один раз в неделю езжу во Владимир на курсы повышения квалификации с освобождением от работы. Этот день мне оплачивают из моей тарифной ставки и 50-процентной надбавки, установленной губернатором. Правильно ли это? Может быть, должны оплачивать исходя их среднемесячной зарплаты с учетом замены отсутствующих работников?
М.ЛАНЦОВА
Суздаль,
Владимирская область

– В соответствии с письмом Минтруда России от 26.01.1996 г. N 178-КВ при направлении работников на повышение квалификации (подготовка, переподготовка кадров, обучение вторым профессиям) в части, касающейся сохранения заработной платы, оплаты командировочных расходов и проезда к месту учебы и обратно, следует применять нормы, предусмотренные в пункте 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. N 610.
Пунктом 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно осуществляется за счет средств учреждения по месту основной работы слушателей.
Таким образом, на период нахождения на курсах повышения квалификации за вами полностью должна сохраняться среднемесячная заработная плата.

– Администрация района отказалась оплачивать учителям 1-2 недельные курсы обучения в институте усовершенствования учителей, мотив – зарплата в срок и повышенная, учитесь за свой счет. Это правильно?
Р. ПОЛУБЕХИНА
Республика Мордовия

– В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Это положение никто не отменял, более того, оно закреплено в новом Трудовом кодексе РФ(на статью из которого и приводится ссылка).

Оплата труда

– Я директор лицея. Кандидат педагогических наук, работаю над докторской. На основании каких документов я могу оформить творческий отпуск и сохранится ли при этом зарплата?
Н.СОРОКОН
Москва

– В соответствии со ст.12 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ для завершения диссертации на соискание ученой степени доктора наук по месту работы предоставляется отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 6 месяцев.
Отпуск для завершения диссертации на соискание ученой степени доктора наук предоставляется по месту работы лицам, сочетающим основную работу с научной деятельностью, по рекомендации научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований, возможности завершения диссертации за время отпуска, с указанием времени и срока его предоставления (п.11 Положения “О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации”, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 27.03.1998 г. N 814 в ред. от 27.11.2000 г.).

– В нашей школе был объявлен карантин (в связи с эпидемией гриппа) с 4 по 7 февраля 2002 года. Оплату за эти дни будут проводить в соответствии со ст. 94 КЗоТ РФ, причем администрация школы потребовала обязательного присутствия учителей на работе в это время. Учителя находились на рабочем месте и занимались оформлением кабинетов, присутствовали на заседании МО и т.п. Как правильно должна быть оплачена работа за эти дни, в размере 2/3 ставки? В это время я находилась на бюллетене, за время карантина оплату мне произведут также в размере 2/3 ставки?
И.ДЕРГАЧ
Кораблино,
Рязанская область

– В соответствии с письмом Минобразования России от 03.04.1998 г. N 20-53-1053/20-4 оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, не проводивших учебных занятий (педагогической работы) в связи с карантином и не привлекавшихся в этот период к другой учебно-воспитательной, методической или организационной работе, должна производиться в соответствии со статьей 94 КЗоТ РФ в размере не ниже 2/3 тарифной ставки заработной платы (оклада), установленного работнику разряда как за время простоя не по вине работника.
С 1 февраля 2002 года действует статья 157 нового Трудового кодекса, в соответствии с которой оплата труда учителей и педагогических работников образовательных учреждений, не проводивших учебных занятий (педагогической работы) в связи с карантином должна также производиться в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).
Таким образом, если учителя вашей школы привлекались в период карантина к любой учебно-воспитательной, методической или организационной работе, то оплата труда должна производиться в 100-процентном размере ставки.
Пунктом 81 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. N 13-6) предусмотрено, что если нетрудоспособность наступила во время работы и продолжается в период временной приостановки работы предприятия, то пособие за время приостановки выдается в том же размере, в каком выплачивается за это время заработная плата рабочим и служащим той же профессии и квалификации.
Письмом ФСС РФ “О некоторых вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за период временной приостановки работы предприятия” от 06.04.1995 г. N 07-177ЮШ даны следующие разъяснения данного положения: если временная нетрудоспособность наступила во время работы и продолжается в период временной приостановки работы предприятия или его подразделения, а также в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, то за время приостановки пособие выдается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), но не свыше того пособия, которое данный работник получал бы по общим правилам исчисления пособий.
В вашем случае оплата пособия по временной нетрудоспособности за время карантина должна быть произведена также в размере 2/3 тарифной ставки.

Аттестация

– Если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли вышестоящая аттестационная комиссия отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии?
Л.ТАГИРОВА
Магарамкентский район,
Республика Дагестан

– В соответствии с п. 4.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий и экспертных групп, порядок голосования при принятии решения аттестационной комиссией и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям к квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.
Административный порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением об аттестации не предусмотрен, поэтому вышестоящие аттестационная комиссия или орган управления образованием не могут отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии.

– Я проработала в школе 33 года. А недавно услышала, что после 30-летнего стажа работы в школе учителем присваивается 13-й разряд автоматически. Я обратилась в роно. Мне ответили, что такого положения не существует, поэтому я должна аттестовываться на общих основаниях. Так ли это?
В.МАТЮЧИНА
Мартыновский район,
Ростовская область

– К сожалению, работники роно в данном случае правы.
Действительно, ранее Типовым положением об аттестации предусматривалась возможность для автоматического присвоения квалификационной категории педагогическому работнику, имеющему стаж работы более 30 лет. Но даже по старому положению такая возможность могла быть предоставлена только в том случае, если положение о таком автоматическом присвоении квалификационной категории было закреплено территориальным положением об аттестации.
Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. N 1908 утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Это Положение в настоящий момент регламентирует порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.
Действующим Положением об аттестации, к сожалению, не предусмотрено никаких случаев автоматического присвоения квалификационных категорий. Поэтому вам необходимо проходить аттестацию на общих основаниях. Учтено в данном случае должно быть то обстоятельство, что Министерство образования считает целесообразной разработанную в ряде регионов практику упрощенной процедуры экспертизы при повторной аттестации, аттестации при достижении пенсионного возраста, передачу ее непосредственно в образовательное учреждение, продления срока действия квалификационных категорий в ряде исключительных случаев (болезнь, беременность и пр.). Вполне соответствует целям, задачам и принципам положения такая ситуация, когда при аттестации опытного, эффективно работающего педагога положительное решение принимается только на основе изучения документов, подтверждающих необходимый уровень его работы (письмо от 28.12.2000 г. N 22-06-1448).

Финансы

– Имеет ли право финуправление запрещать учреждениям образования использовать экономию заработной платы на премирование и оказание материальной помощи работникам?
К.БЕРГИЕВ

– В статье 43 Закона Российской Федерации “Об образовании” определены права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами.
Установлено, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено российским законодательством.
Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Таким образом, ограничение использования экономии заработной платы на премирование и оказание материальной помощи работникам финуправлением противоречит действующему законодательству.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте