Цели урока:- Образовательная: формирование представлений об основных средах обитания, условиях жизни и чертах приспособленности живых организмов к жизни в различных средах;- Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Анатолий МОСТОВ, учитель биологии средней школы №6 города Гаврилов Ям Ярославской области, победитель XIX Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»Тема урока «Среда обитания живых организмов».1-й урок в теме «Многообразие живых организмов», 23-й урок в курсе.Ход урокаЭтап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности.Задачи: создать доброжелательную атмосферу, мотивировать на учебу, создать ситуацию успеха.Методы и приемы работы: настраивание детей на работу; создание ситуации успеха.Преподаватель демонстрирует презентацию, предлагает проговорить девиз, желает удачи ребятам, предлагает отметить цвет, соответствующий своему настроению, в цветодневнике.Ученики проговаривают девиз «С малой удачи начинается большой успех», желают друг другу удачи, отмечают цвет, соответствующий своему настроению, в цветодневнике.Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.Задачи: 1. Подготовить к восприятию новой информации.2. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников.Методы и приемы работы: метод проблемного обучения, диалог.Деятельность преподавателяДемонстрирует презентацию (слайд 2). Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Сегодня на уроке встретились различные животные – бурый медведь, голубь, пингвины, дельфины. В природе они не смогли бы собраться все вместе. Почему?»Мотивирует учащихся к определению темы через постановку проблемного вопроса. Демонстрирует презентацию (слайд 3).Мотивирует учащихся к постановке познавательной цели урока.Демонстрирует презентацию (слайд 4).Деятельность учащихсяОтвечают на проблемный вопрос.Выдвигают предположения о теме урока.Определяют тему урока – «Среда обитания живых организмов».Участвуют в постановке познавательных целей урока:- узнать, что такое среда обитания организмов;- узнать, какие существуют среды обитания живых организмов; – ознакомиться с условиями жизни организмов в разных средах обитания;- определить черты приспособленности организмов к жизни в разных средах обитания.Этап 3. Постановка учебной задачи.Задача: обсудить затруднения, возникшие у учащихся.Методы и приемы работы: проблемный метод.Деятельность преподавателяПредлагает назвать алгоритм формулировки определения. Предлагает дать формулировку определения понятия «среда обитания».Демонстрирует презентацию (слайд 5).Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). Показывает рисунок с изображением животных, обитающих в различных средах (слайд 6).Формулирует проблемный вопрос: «Сможем ли мы с вами определить, в какой среде обитают изображенные на слайде животные?»Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей ее решения.Деятельность учащихсяРабота с понятием «среда обитания».Учащиеся называют алгоритм формулировки определения. Понятие = ключевое слово + существенные признаки.Формулируют определение.Среда обитания – это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них воздействие.Пытаются ответить на поставленный вопрос.Этап 4. Открытие нового знания.Задача: усвоить новые знания.Методы и приемы работы: морфологический анализ, абстрагирование на основе рисунков. ИКТ. Диалог, побуждающий к открытию знаний. Групповая работа.Деятельность преподавателяДемонстрирует презентацию (слайд 7).Формирует 4 группы учащихся.Предлагает каждой группе выполнить учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности, и учебно-познавательную задачу, направленную на оценку навыка самостоятельного процесса и интеграции знаний. Контролирует работу в группе. Оказывает техническую помощь.Деятельность учащихся1-я группа – наземно-воздушная среда (приложение 1). В дополнительной литературе находят информацию о наземно-воздушной среде. Составляют презентацию. 2-я группа – водная среда. В дополнительной литературе находят информацию о водной среде. Составляют презентацию. 3-я группа – почвенная среда. В дополнительной литературе находят информацию о почвенной среде. Составляют презентацию.4-я группа – организменная среда. В дополнительной литературе находят информацию об организменной среде. Составляют презентацию.Этап 5. Первичное закрепление.Задачи: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.Методы и приемы работы: выводы (формулирование в краткой форме).Деятельность преподавателяКорректирует выступления учащихся, акцентируя внимание на основных моментах.Предлагает каждому учащемуся оценить работу в группе, заполнить лист самооценки работы в группе (приложение 2).Деятельность учащихсяКаждая группа докладывает одноклассникам свои открытия.Учащиеся оценивают свою работу в группе. Работают с листом самооценки работы в группе.Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.Задачи: уметь определять, в какой среде обитают животные, по их внешнему строению.Методы и приемы работы: работа с рисунками. Самооценка. Индивидуальная форма работы.Деятельность преподавателяПредлагает выполнить задание индивидуально, заполнить таблицу, используя рисунок №166 в рабочей тетради.Предлагает провести самопроверку по образцу.Демонстрирует презентацию (слайд 8). Предлагает поставить количество заработанных баллов в лист самоконтроля (приложение 3).Деятельность учащихсяРассматривают рисунки в рабочей тетради №166 и определяют среду обитания животных. Проводят самопроверку по образцу.Ставят количество заработанных баллов за тест в лист самоконтроля.Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Задача: самооценка результатов учебной деятельности учащихся.Методы и приемы работы: итоговое тестовое задание.Деятельность преподавателяПредлагает провести взаимопроверку по образцу. Демонстрирует презентацию (слайд 9).Предлагает поставить количество заработанных баллов в лист самоконтроля. Выставить оценку.Деятельность учащихсяУчащиеся отвечают на вопросы по вариантам.Проводят взаимопроверку. Ставят количество заработанных баллов за тест в лист самоконтроля.Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока).Задачи: учащиеся осознают свою учебную деятельность, дают самооценку результатов деятельности своей и всего класса.Деятельность преподавателяПредлагает учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от учащихся анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям, поставленным в начале урока. Предлагает ответить на вопросы.Предлагает отметить цвет, соответствующий настроению на конец урока, в цветодневнике.Деятельность учащихсяОтвечают на поставленные учителем вопросы:1. На уроке я работал…2. Своей работой на уроке я…3. Урок для меня показался…4. За урок я…5. Мое настроение…6. Материал урока мне был…Отмечают цвет, соответствующий своему настроению на конец урока, в цветодневнике.Итоговый контроль, подведение итоговДомашнее задание, дифференцированное в зависимости от полученной на уроке оценки.Оценка «3». Параграф 23, №164 -171 в рабочей тетради. Оценка «4». В рабочей тетради №167-170. Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела. Оценка «5». Приготовить презентацию «Организмы, обитающие в разных средах обитания».Приложение 11. Инструкция к работе по теме «Наземно-воздушная среда»1. Составьте презентацию в программе PowerPoint (15 минут).2. Распределите обязанности в группе (2 минуты).3. Выступите с результатами работы (2 минуты).4. Оцените свою работу в группе (1 минута).2. Работа группыРаспределение ролей2 ученика – информатики (составляют презентацию, заполняют таблицу на слайде, вставляют на слайд рисунки представителей наземно-воздушной среды).3-й ученик – эколог (отбирает материал и заполняет в таблице столбик «Особенности наземно-воздушной среды»).4-й ученик – морфолог (отбирает материал и заполняет в таблице столбик «Приспособления». Выписывает приспособления, возникшие у организмов к обитанию в наземно-воздушной среде).5-й ученик – зоолог (отбирает материал и заполняет в таблице столбик «Представители». Выписывает организмы, обитающие в наземно-воздушной среде). 6-й ученик – биолог (делает общий вывод о зависимости между обитанием в наземно-воздушной среде и возникновением приспособлений к ней живых организмов). 3. Требования к составлению презентации1. Слайд «Наземно-воздушная среда».
Комментарии