- Валерий Петрович, сегодня в Москве работают 78 колледжей, в которых учатся 80 тысяч ребят по 200 специальностям и профессиям, востребованным в сфере городского хозяйства города. Но нынче выпускники школ стремятся поступать исключительно в вузы, идет речь о всеобщем высшем образовании, так, может быть, специалисты со средним профессиональным образованием городу не так уж и нужны?
– Как же не нужны? В Москве переизбыток экономистов, юристов, менеджеров, и в то же время на вес золота специалисты среднего звена, необходимые в городском хозяйстве. За последние десятилетия мы потеряли золотой фонд производственников, квалифицированные кадры в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, произошел поколенческий разрыв профессионалов, утрачена система наставничества на производстве, прервалась цепочка трудовых династий, которыми славилось отечественное производство. Чтобы общество могло выйти в режим сбалансированного разумного развития, нам, взрослым, родителям, которые подталкивают к шаблонному построению профессиональной карьеры своих детей: школа – вуз – работа, необходимо менять штампы восприятия. Это опасная родительская ошибка, которая заключается в том, что мы отвращаем наших детей от самостоятельности решений и ответственности за построение своего жизненного пути. Мы все делаем за них: принимаем решение о выборе профессии, учебного заведения, помогаем «откосить» от армии, способствуя инфантилизации молодого поколения. Но ведь это их жизнь, они сами должны ее строить. 17-18 лет – важный возраст для того, чтобы правильно стартовать в жизнь. Сегодня главный вопрос для молодого поколения – кем стать, чтобы быть успешным, – я бы поставил по-другому: каким нужно стать, чтобы самореализоваться и быть полезным обществу. – Не секрет, что вы начинали свое профессиональное образование в электромеханическом техникуме Мосгорисполкома, почему вы выбрали для себя такой путь? – Я поступил в электромеханический техникум Мосгорисполкома в 1976 году после окончания физико-математической школы №114 Тушинского района Москвы. В те годы электромеханический техникум был очень известным в городе, вот я по совету знакомых моих родителей и выбрал этот техникум. Мне необходимо было быстрее встать на ноги, научиться зарабатывать на жизнь и помогать родителям, потому что нас в семье было трое детей, я старший. Востребованная в любых отраслях производства и хозяйства специальность «электромеханические машины и оборудование», по которой я пошел учиться, была для того времени нормой научно-технического образования для мужчины. Каждый день я ездил в техникум от станции метро «Сходненская», рядом с которой жил, до метро «Площадь Ногина», бежал на Солянку, где стояло здание техникума, поздно вечером возвращался домой. Целый день в техникуме, после уроков начиналась вторая часть нашей студенческой жизни: лабораторные работы, спорт, досуг. В техникуме была очень мощная техническая база, мы проходили практику на предприятиях, с нами работал прекрасный преподавательский состав. У нас была очень интересная студенческая жизнь. Во-первых, мы в то время все были «заточены на спорт»: у меня были разряды по лыжам, волейболу, баскетболу, велосипедным гонкам, в техникуме постоянно проводили турниры по футболу, волейболу между группами, потоками, между учебными заведениями. Я пел в хоре техникума, репертуар у нас был, я бы сказал, массовый: мы пели песни, которые пела в то время вся страна. У нас в Сокольниках был клуб, в котором проходили разные мероприятия, концерты, дискотеки, я состоял в отряде дружинников, мы патрулировали наши мероприятия, обеспечивали порядок, и это было правильно.- Какое событие в период учебы в техникуме вам запомнилось больше всего?- Самое яркое для меня событие в годы учебы в техникуме – первая практика, когда я впервые столкнулся с реальными производственными и жизненными задачами. Это оказалось незабываемым! Мы, трое мальчишек, были направлены на ремонтно-строительный участок в районе Белорусского вокзала. Коллектив мужской: опытные, сметливые, ловкие, сильные мужики. Полтора месяца длилась наша практика, в течение которой я получил настоящие уроки жизни, уроки общения внутри мужского коллектива, где было все по-настоящему, где нельзя было соврать, плохо выполнить задачу. Уважение и самоуважение были реальными качествами. На производстве ведь все видно и понятно про каждого как человека и работника, там все конкретно и по-честному, стоит один раз соврать, не выполнить задачу как следует, и тебе больше не поверят, доверие потеряешь. Начальник того ремонтно-строительного участка был для меня образцом настоящего руководителя, обладающего ясной мужской логикой, творческим мышлением, героической ответственностью за решение производственных задач, и самое главное – отеческой ответственностью за людей, которыми руководил. У меня вызвало искреннее восхищение творческое мышление, смекалистость этих простых русских мужиков, которые вели электромонтаж оборудования на возводимых зданиях и с помощью рационализаторской смекалки увеличивали производительность в два раза. Я восхищался, как эти рукастые и головастые мужики на глаз, без измерительных приборов, могли все делать. Как важно было мне встроиться в общность этого мужского коллектива, найти свое место. Эта практика стала для меня стартовой площадкой становления как человека, который может и должен отвечать за выполнение реальных задач, школой возмужания. Я очень благодарен тем людям, которые помогли мне стать специалистом. Это была и школа моральной, этической чистоты. В производственной среде настоящих наших профессионалов есть незыблемое правило быть честным и отвечать за свои поступки. Искренность в отношениях в трудовом коллективе дорогого стоит. Эту вакцину честности, искренности и ответственности я получил тогда, на этой производственной практике на ремонтно-строительном участке, каких в Москве было великое множество. Наши электротехники, ставшие для меня наставниками на производстве, дали мне иммунитет от зазнайства и заносчивости. Я им за это очень благодарен. – Каким было отношение к ценности труда для поколения 70-х?- В 70-е годы нормой было трудиться. Тунеядство подвергалось не только этической оценке, но и уголовной ответственности. Мои родители имели единственную запись в трудовой книжке: «Тушинское машиностроительное конструкторское бюро», где они проработали всю жизнь. Мы жили в заводском районе, все были на виду друг у друга, по существу, нас воспитывала среда, в которой уважение к труду, к человеку профессионального труда было основой всего. Главное, что я получил за годы обучения в техникуме, – это самостоятельность и ответственность. Сам процесс обучения в техникуме, прекрасная атмосфера, практика и связь с производством были ориентированы на воспитание этих, по сути, определяющих личностных качеств. Для меня, как для человека, мужчины, семьянина, специалиста, профессионала, политика, эти качества – самостоятельность и ответственность в решении любых жизненных и профессиональных задач – остаются главными на всю жизнь. Если ты выполняешь все качественно, с самоотдачей, искренне, то никогда не потеряешь доверия тех людей, ради которых это делаешь. Это во мне заложили мои родители, учителя и мастера на производстве. – В 2010 году 78 московских колледжей выпустили более 24 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов по 97 профессиям и 86 специальностям. Трудоустройство выпускников – серьезная социально-экономическая проблема. Как она решается в Москве? – Мы испытываем дефицит в квалифицированных рабочих, специалистах среднего руководящего состава, в мастерах. Город давно увидел эту проблему, сегодня по заказу городского хозяйства такие крупные предприятия, как Мосгортранс, Мослифт, Мосводоканал, имеют свои учебные центры дополнительного профессионального образования, которые осуществляют повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров для своих отраслей. Важно, чтобы на производствах были программы закрепления, поддержки, наставничества и профессионального развития молодых специалистов, которые приходят на работу после окончания колледжей. Нам важно сохранить традиции преемственности в профессиональном становлении кадрового потенциала, чтобы воспитать новое поколение мастеров, специалистов, производственников – молодых специалистов, чтобы в их руки в ближайшем будущем можно было передать городское хозяйство Москвы. Мое убеждение: квалифицированный специалист, в подготовку которого вложено столько сил педагогического ресурса, материальных средств, который «сам себя сделал» и хочет работать на благо Москвы, нужен городскому хозяйству, но он должен быть защищен городом от недобросовестных работодателей. Поэтому проблема должна решаться на законодательном уровне, мы должны уйти от электронных аукционов, прийти к реальным конкурсам потенциальных работодателей. Это серьезное поле деятельности по защите интересов трудоустройства и занятости квалифицированных кадров в городском хозяйстве Москве, и наша задача эти интересы защищать.
Комментарии