Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вадим Мелешко, Москва: Для успешного развития нам очень важно иметь… врага.

Дата: 12 февраля 2014, 15:10
Автор:

В процессе выявления и уничтожения врага очень легко отвлечь внимание людей от других проблем, не менее, а то и более важных. Хотя бы потому, что враг может быть абстрактным или потенциальным, а проблемы – острыми и насущными.

В 1989 году группа “Санкт-Петербург” прославилась песней, в которой были такие слова: “Русские, русские, беспокойная судьба. Но зачем, чтоб быть сильнее, нам нужна беда?” В самом деле, если оглянуться на нашу историю, окажется, что наш народ становился более сильным и сплочённым именно перед лицом великой опасности, а отнюдь не во времена всеобщего процветания (хотя, если честно, не припомню такого). Можно сказать, что это одна из особенностей нашего национального менталитета. А можно вспомнить также, что для успешного развития нам очень важно иметь… врага. Желательно внешнего. Впрочем, можно и внутреннего, но непременно чтоб он работал по заданию извне.

Наличие врага даёт огромное количество плюсов. Так, можно все свои собственные просчёты, ошибки и огрехи списать на тех, кто спит и видит, как бы навредить. На врага можно показывать пальцем, воспитывая детей в духе “вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут”. И приговаривать, что всегда надо быть начеку, ибо супостат только и ждёт, чтобы вероломно вонзить нам в спину ржавый клинок.

Враг – это война. А если война – то “para bellum”. Во времена, которые многие называют лучшими, каждое второе предприятие так или иначе было связано с оборонкой. Правда “оборона” – это то, что выражено формулой “мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути”. То есть сами мы ни на кого нападать не собираемся, “но если враг рискнёт проверить нашу силу, его мы навсегда отучим проверять!”. К тому же, как известно, лучшая защита – это нападение. А посему “оборонка” не просто может, но и должна производить, в том числе оружие первого удара.

Наличие врага автоматически заставляет поднять свой авторитет в своих же собственных глазах. Мол, если меня кто-то хочет уничтожить, значит, этот кто-то плохой по умолчанию, а я, тоже по умолчанию, хороший! Ведь зло всегда пытается уничтожить добро.

Ну и разумеется, в процессе определения, выявления и уничтожения врага очень легко отвлечь внимание людей от других проблем, не менее, а то и более важных (хотя бы потому, что враг может быть абстрактным или потенциальным, а проблемы – острыми и насущными).

В общем, враг не только не даёт нам расслабиться, но и заставляет сосредоточиться, сплотить ряды и напрячь все силы, чтобы придумать способ, как бы от него оградиться и как ему самому навредить превентивно.

К чему эта прелюдия?

…То и дело в прессе, на телевидении, в Интернете и живом общении слышу безапелляционные высказывания о том, что всё происходящее в системе образования есть не что иное, как следствие хорошо спланированного заговора, диверсии, целенаправленного уничтожения нас как государства, народа, нации. Мол, выгодно это только нашим врагам и друзьям наших врагов, которые испокон веков пытаются разрушить Русь и действуют самыми изощрёнными методами. Но мы всегда восставали, всегда давали отпор и выходили из этой схватки ещё более сильными и духовно развитыми.

Почему же они хотят нас уничтожить? Так ведь понятно же – потому что мы самые лучшие, самые чистые, самые культурные, самые творческие и вообще самые-самые. В отличие от врагов, лишённых всего этого, а потому жестоко страдающих от зависти и ненависти.

И поскольку именно система образования призвана формировать сознание подрастающего поколения, удар супостата направлен на разрушение нашей школы, самой лучшей в мире. Отсюда все эти губительные реформы, проводимые под прикрытием какой-то там модернизации. Думаете, для чего всё это задумано? Исключительно для одного: чтобы превратить всех нас в тупых рабов, не умеющих и не желающих сопротивляться врагам, принявших вражеские ценности и даже стремящихся на этих врагов добровольно работать.

С одной стороны, аргументация железная. Особенно если подобные версии высказывают с высокой трибуны весьма известные и уважаемые люди. Как говорится, “даже если пресловутый “план Даллеса” и не существует, он таки действует!”. Впрочем, его существование для этих уважаемых граждан истина столь же абсолютная, как и вера в желание врагов искоренить всех нас подчистую. Ведь достижения Советского Союза в науке и культуре не подлежат сомнению, и всё это благодаря нашему образованию и воспитанию, уничтожив которые, можно поставить крест на всём остальном и на нас самих!

С другой стороны, есть в этой аргументации что-то иррациональное. По меньшей мере как-то опрометчиво заявлять, что вот только мы одни в мире сумели создать самую лучшую систему образования, а все прочие нам в подмётки не годятся. И уж совсем странно утверждать, будто в стране Советов людям жилось во много раз лучше, чем где-либо ещё в мире, поскольку все мы были обучены и воспитаны правильно. В конце концов несколько волн эмиграции унесли из СССР слишком много человек, чтобы подтвердить этот тезис, тем более что желающих из других стран приехать сюда на ПМЖ было несоизмеримо меньше.

Но мы же привыкли жить в окружении врагов и приучены к мысли об их дьявольской природе. А посему упорно настаиваем на своём, считая любые попытки изменить что-либо в российской школе происками кого угодно… И как только выходит какой-либо указ, приказ, распоряжение или закон, касающийся системы образования, тут же ищем “руку Запада”.

…В последнее время всё больше людей высказывают возмущение по поводу “закручивания гаек” в нашей стране, ограничения свободы слова, преследований за инакомыслие и т.п. Действительно, если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было, например, в лихие 90-е, у нас свобод этих значительно поубавилось, зато стало гораздо больше всевозможных барьеров и препятствий, вынуждающих нас жить по закону (абсурдному или внятному, но по закону, а не по понятиям).

Всё это прекрасный повод обвинить руководство страны в том, что оно-де потихоньку устанавливает диктатуру, расширяет свои и ограничивает наши полномочия. А заодно лишний раз вспомнить о наших врагах, которые не дремлют. И намекнуть на то, что если наша с вами жизнь становится всё более и более трудной, то это на руку тем, кто пытается нас всех извести. Со всеми вытекающими отсюда параллелями и выводами.

Но не кажется ли вам, что подобная точка зрения отсылает в далёкий 1937 год не столько наше руководство, великое и ужасное, сколько нас самих, судорожно пытающихся нащупать того самого врага, без которого мы не представляем своей жизни? Ведь это же классическая формула, на которой основаны все массовые репрессии: что-то у нас не так? Где-то что-то не получается? А кто в этом виноват? А действовал ли он по собственной инициативе или выполнял инструкции ЦРУ? А один ли он работал или в группе единомышленников?

Самое интересное, что за всем этим пафосом как-то упущена весьма банальная, но от того не ставшая менее серьёзной причина подавляющего большинства наших бед и несчастий, связанная с пресловутым человеческим фактором, с непрофессионализмом, тупостью, жадностью и чванством, причём как отдельно взятых граждан, так и целых сообществ. Можно, конечно, сказать, что если где-то в отдельно взятом регионе появляется распоряжение, предлагающее педагогам добровольно согласиться с понижением их зарплаты, то это всё происки западных спецслужб, часть всемирного заговора против России. Можно даже сказать, что ликвидация школ, в которых на 6 педагогов приходится 2 ученика, – это тоже реализация “плана Даллеса”, и прикинуть, сколько же сребреников получили его наиболее ретивые исполнители.

Но в любом случае это будет куда легче и проще, чем признать: увы, мы вполне способны разрушить себя сами, без всяких планов и заговоров.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt