search
main
0

В жизни пригодится. Урок в 6-м классе на тему «Повторение. Решение задач на проценты»

Цель: формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, через повторение решения задач на проценты.

Задачи: 1) формировать способность к рефлексии деятельности, фиксированию собственных затруднений по теме «Проценты», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднения;2) тренировать способность к использованию алгоритмов решения задач на проценты.Ход урокаI. Самоопределение к учебной деятельностиЦели: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: повторяем все типы задач на проценты.Учитель: Определите,  какая из предложенных задач лишняя.1. Телефон стоил 5000 рублей. Сколько будет стоить телефон со скидкой 20%?2. Ученику в дневник выставили 12 отметок за год по разным предметам. 2/3  составляют пятерки. Сколько пятерок за год получил ученик?3. В 1 кг творога содержится 250 г жира. Назовите процентное содержание жира в твороге.4. В классе 12 девочек, что составляет 40% всех учащихся класса. Сколько учеников в классе?Ответы учеников. Лишняя задача – вторая.Учитель: Сформулируйте признак,  по которому  вы определили, что эта задача лишняя.Ученики: Все задачи на проценты. Данная задача на нахождение части от числа.Учитель: Приходится ли вам встречаться с задачами на проценты в повседневной жизни?Ответы учеников.Учитель: Всегда ли успешно у вас получается решить задачу на проценты?Ответы учеников.Учитель: Сформулируйте цель нашего урока. Сформулируйте тему урока.Ответы учеников.Учитель: Откройте тетради, запишите дату и тему урока.Результат: создана проблемная ситуация, которая помогла выйти на цель и тему урока.II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельностиЦели: актуализировать знания способов решения задач на проценты всех типов; выполнить самостоятельную работу; зафиксировать задания, вызвавшие затруднение.Учитель: Найдите число, 60% которого равно 50% от 120.Решение: 120 . 0,5 = 60; 60 : 0,6 = 100.Учитель: Какими алгоритмами вы пользовались при выполнении задания?Ученики: Алгоритмом нахождения процента от числа и числа по его проценту.Учитель: Сформулируйте данные алгоритмы.Ученики: Алгоритм нахождения процента от числа:1. Представить проценты в виде дроби.2. Выполнить умножение.Алгоритм нахождения  числа по его проценту:1. Представить проценты в виде дроби.2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь.Сформулированные алгоритмы вывешиваются на доску.Учитель: Найдите: сколько процентов составляют 36 км от 120 км?Решение: 36 : 120 . 100 = 30 (%).Учитель: Каким алгоритмом вы пользовались при выполнении задания?Ученики: Алгоритмом нахождения процентного отношения двух чисел.Учитель: Сформулируйте данный алгоритм.Ученики: Алгоритм нахождения процентного отношения двух чисел:1. Первое число разделить на второе.2. Результат умножить на 100%.Сформулированный алгоритм вывешивается на доску.Учитель: Предлагаю выполнить самостоятельную работу, сверить решение с образцом и зафиксировать в таблице результаты своей работы:1. Телефон стоил 5000 рублей. Сколько будет стоить телефон со скидкой 20%?2. В 1 кг творога содержится 250 г жира. Назовите процентное содержание жира в твороге.3. В классе 12 девочек, что составляет 40% всех учащихся класса. Сколько учеников в классе?Ученики решают задачи, сверяют решение с эталоном, заполняют таблицу результатов.Эталон для самопроверки работы. Ответы Задача 1.1) 20%  = 0,2       5000 . 0,2 = 1000 (руб.) скидка2) 5000 – 1000 = 4000 (руб.)Ответ: стоимость телефона со скидкой 4000 рублей.Задача 2. 1) 250 : 1000 = 0,252) 0,25 . 100 = 25 (%)Ответ: процентное содержание жира в твороге 25%.Задача 3.1) 40% = 0,42) 12 : 0,4 = 30 ( учащихся)Ответ: в классе 30 учащихся.Результат: ученики по отдельным характерным признакам опознали  задачи как относящиеся к некоторому типу, решили задачи, провели самопроверку, заполнили таблицу результатов.III.  Выявление причин затруднения и постановка цели деятельностиЦели: указать место в задании, где допущена ошибка, определить правило, в котором допущена ошибка, уточнить цель урока.Учитель: Поднимите руки те, кто верно решил все задачи. Вы можете выполнить дополнительное задание на карточке.Вопрос тем учащимся, кто допустил ошибки: какой следующий шаг вы должны сделать после проверки работы и фиксации результатов?Ученики: Надо найти ошибку и понять ее причину.Учитель: Что нужно сделать для этого?Ученики: Определить, какие правила необходимо использовать при выполнении задания, и повторить эти правила. Определить причину ошибки, зафиксировать соответствующее правило и исправить ошибку.Результат: понимание учениками значимости полученных выводов и проделанной работы.Физкультминутка.IV.  Построение проекта выхода из затрудненияЦели: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил.Ученики самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель выступает в роли консультанта.V. Обобщение затруднения во внешней речиЦель этапа: работая в парах, зафиксировать в речи правила, на которые были допущены ошибки.Учитель: Какие ошибки были допущены при выполнении задания? Сформулируйте правило, на которое была допущена ошибка.Учащиеся перечисляют допущенные ошибки, работая в паре, проговаривают правила, на которые были допущены ошибки.VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуЦели: проверить способность к выполнению заданий, которые во время предыдущей самостоятельной работы вызвали затруднение; сопоставить полученное решение с эталоном для самопроверки.Учитель: Предлагаю всем учащимся выполнить самостоятельную работу. Нужно решить только те задания, в которых были ошибки. 1. Автосалон приобрел машину за 45000 руб., а продал за 58500 руб. Сколько процентов составила торговая наценка?2. Цена на стиральные машины в мае упала на 15% и составила 6630 руб., а в сентябре увеличилась на 20%. Сколько стоили стиральные машины до понижения цены и сколько они стали стоить в сентябре?Ученики выполняют самостоятельную работу.Учитель: Проверьте работу по эталону, фиксируя результаты в таблице.Эталон для самопроверки работы. Ответы. Задача 1.1-й способ:1) 58500 : 45000 · 100 = 130 (%) – процентное отношение чисел (третье правило)2) 130% – 100% = 30%2-й способ:1) 58500 – 45000 = 13500 (руб.) – составила наценка2) 13500 : 45000 · 100 = 30 (%) (третье правило)    Ответ: торговая наценка составила 30%.Задача 2. 1) 100 – 15 = 85(%) – стоимость в мае85% = 0,85 2) 6630 : 0,85 = 7800 (руб.) – стоили стиральные машины (второе правило)100%  +  20% = 120(%) – стоимость в сентябре120% = 1,23) 6630 · 1,2 = 7956 (руб.) (первое правило)Ответ: стоили стиральные машины 7800 руб., стали стоить 7956 руб.Результат: ученики выполнили самостоятельную работу, сверили решение с эталоном.VII. Рефлексия (итог урока)Цели: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность; записать домашнее задание.Учитель: Какую деятельность мы осуществляли на уроке?Ответы учеников.Учитель: Чтобы оценить результат вашей деятельности на уроке, я предлагаю вам заполнить рефлексивную карточку.    Домашнее задание. Задания на карточках тем, кто допустил ошибки в самостоятельных работах; остальным учащимся №1083, №1084, №1092 (а).Задания на выбор:- составить и решить 6 задач на проценты (по 2 каждого вида);- составить и решить 6 задач на проценты (по 2 каждого вида) с презентацией своей работы.​Светлана ПОЛКОВА, учитель математики средней школы №58 с углубленным изучением отдельных предметов города Новоуральска Свердловской области, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте