Любовь Пермякова, директор школы № 651: Необходимость серьезной модернизации школьного образования сегодня практически очевидна всем. Школа, ориентируясь на личность как важнейшую ценность, призвана создавать условия для ее развития. Но возможно ли достичь таких ценностей при нынешнем содержании образования? Ответ однозначен: нет, невозможно.
Необходимость модернизации содержания школьного образования диктуется новой социальной и образовательной ситуацией, кардинальными изменениями в стране и обществе.
Мы справедливо критикуем содержание школьного образования за чрезмерную теоретизацию единого содержания, за избыточный объем фактических знаний, за отсутствие возможности получить прикладные знания и практические умения, за преобладание репродуктивных знаний, не связанных с возможностями развития личности.
До сегодняшнего дня формирование структуры и содержания школьного образования основывается на концепции академического подхода. Согласно этой концепции структура и содержание школьного образования есть не что иное, как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. В соответствии с таким подходом любой учебный предмет в школе рассматривается как несколько уменьшенная копия какой-либо научной дисциплины. Такой подход порождает значительную перегрузку учащихся сложными терминами, теоретическими подходами, непосильными для понимания учащихся и ненужными для жизни.
Сегодня, к сожалению, весь смысл школьного образования сводится к подготовке выпускников для успешной сдачи экзаменов в вуз. Все остальное, что происходит в школе, что действительно формирует личность и способствует ее интеграции во взрослое общество, – это, по существу, результат общественной работы педагогов, которая по-настоящему не планируется и не оценивается.
Говоря языком современной педагогической литературы, речь идет о том, что современное содержание школьного образования должно обеспечивать формирование основополагающих компетентностей, которые позволят школьнику не только успешно функционировать в современном обществе, но и действовать самостоятельно, творчески.
Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме. Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что в современной социальной жизни и деятельности наиболее значимыми и востребованными становятся инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение искать информацию и активно работать с нею, личная ответственность, способность к смене видов деятельности, адаптивность. Но формирование таких качеств практически не предусмотрено традиционной школьной системой.
Проблемы современного школьного образования можно выразить просто: жизни нужно одно – школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, школа ему преподносит ее готовой, только запомни. Без уверенного знания компьютера на приличную работу просто не берут, это уже стало полноправным компонентом элементарной функциональной грамотности – школа же этим не обеспечивает. Жизнь требует умения работать в команде, понимать людей, вести диалог, а в школе все сидят молча с учебниками и тетрадями. Мы многократно признавали ценность индивидуальности, особенности каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, фронтально и невзирая на различия склонностей и интересов.
Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования может стать профильное обучение. Профильное обучение пришло на смену углубленному изучению отдельных предметов или группе смежных предметов, которое в значительной степени базируется на знаниевой парадигме. Профильное обучение по существенным признакам не совпадает с углубленным изучением предметов. Знаниевая парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих лет, практически исчерпала свои возможности, так как, во-первых, объем знаний, накопленных человеком, стал огромным, во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека.
Известного русского писателя А. П. Чехова сегодня не взяли бы ни в какой профильный класс: в школе не блистал, оставался на повторный курс обучения. В Музее Чехова в Таганроге хранится итоговая контрольная работа Чехова по математике и знаменательная рецензия преподавателя: «В вычислениях допущена ошибка, но общий ход рассуждений верный. Отлично». Вот этот ход рассуждений, особенность мышления и нужно научиться распознать и развить, открыть конкретные способности, склонности, потенциал ребенка, спрогнозировать его профессиональный успех. Это первостепенные задачи при организации профильного обучения.
Попытка реализовать принципы и подходы к обучению в классах с углубленным изучением отдельных предметов в профильном обучении приводит к негативным последствиям, прежде всего к перегрузке учащихся. Строительство новой профильной школы должно основываться на серьезных, в первую очередь качественных изменениях как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса и в подготовке кадров. При проектировании профильного обучения особое внимание необходимо уделять прежде всего содержанию и формам организации, находить такие методические основания, которые позволят учащимся осмыслить не только процессы и явления окружающей действительности, но и познать свою индивидуальность, осуществить соответствующий своей внутренней структуре выбор будущей профессиональной деятельности.
Профильное обучение – это, во-первых, форма дифференцированного обучения по интересам. Профильное обучение должно позволить человеку достаточно быстро войти в мир избранной профессии, подготовиться к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, продолжить получать профессиональное образование. Отсюда следует, что одна из важнейших задач профильного обучения – формирование профессионального самоопределения.
Во-вторых, профильное обучение строится на двух ведущих принципах педагогики: индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два уровня осуществления дифференциации:
внутриклассный, когда дифференциация осуществляется внутри класса;
школьный, если дифференциация заключается в создании отдельных профильных классов внутри школы.
В зависимости от уровня дифференциации обучения используются различные формы организации профильного обучения.
Сейчас завершается работа по разработке главного документа, определяющего в конечном счете конкретные результаты педагогического процесса, – образовательных стандартов. Введение стандарта не вступает в противоречие с важнейшим принципом образовательной политики – вариативностью, с установкой на расширение возможностей выбора школы и ученика. Стандартизация образования вовсе не означает его «унификацию сверху». Стандарт не ограничивает, а, скорее, поддерживает возможность широкого конструирования вариативного содержания образования профильного обучения на уровне учебного плана и учебной программы – это особым образом отобранное и спроектированное содержание образования.
Исходя из того, что профильное обучение по содержанию, структуре и организации учебного процесса должно максимально учитывать интересы, способности и дальнейшие жизненные планы учащихся (в первую очередь будущие профессиональные намерения), школа, моделируя структуру и содержание профильного образования, должна исходить из целей учащихся. Эта задача может быть решена через организацию предпрофильной подготовки, которая должна базироваться на комплексной диагностике учащихся. Немаловажную роль в формировании жизненных планов учащихся играют родители, поэтому неотъемлемый элемент целеполагания – цели семьи.
Школа, будучи общественным социальным институтом, должна обслуживать социальный заказ общества, государства, региона, поэтому необходима целенаправленная профориентационная работа с учащимися с учетом состояния современного рынка труда, с учетом его образовательного потенциала.
На уровне учебного плана содержание профильного обучения формируется, используя школьный компонент, за счет увеличения часов определенной образовательной области, которую назовем профильной. Это позволит различать основные виды профилей: гуманитарный, физико-математический, информационно-технологический, естественно-научный.
Профильные предметы определяют направление, в рамках которого осуществляется профилизация. Например, если приращение содержания произведено к учебным предметам математике и информатике и ИКТ, то следует говорить о проектировании естественно-научного профиля информационно-технологического направления.
На уровне учебных программ приращение содержания к профильным предметам должно осуществляться с целью решения следующих задач:
увеличения научности: обогащение и уточнение понятийного аппарата;
увеличения количества рассматриваемых базовых законов;
усиления системности излагаемого материала;
усиления практической направленности образования, его насыщение практико-ориентированными жизненными ситуациями;
включения в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательских работ учащихся, постановки эксперимента, создание проектов, конструкторских работ и т. д.;
обеспечения содержанием, направленным на профессиональную ориентацию.
Изучение профильных предметов должно осуществляться на достаточно повышенном уровне по сравнению с базовым.
При любой форме организации профильного обучения содержание образования формируется на основе государственных образовательных стандартов из трех типов учебных курсов:
базовые общеобразовательные (непрофильные) курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения;
профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного (углубленного) уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль обучения;
элективные курсы – курсы, обеспечивающие внутрипрофильную специализацию, входящие в состав профиля обучения, обязательные для посещения по выбору учащегося.
Элективные курсы, как правило, выполняют две функции. Одни из них представляют основы дисциплин, признаваемых базовым компонентом будущего профессионального образования и необходимых для формирования первоначальных прикладных знаний (умений) в различных сферах деятельности. Элективные курсы обеспечивают, во-первых, преемственность в содержании образования между школой и вузом, во-вторых, знакомят учащихся с основами будущих профессиональных знаний. В процессе изучения других элективных курсов учащийся должен убедиться в правильности выбора профессионального пути, поэтому они должны знакомить учащихся с производственно-технологическими, психолого-физиологическими основами профессий, требованиями профессии к человеку, должны способствовать формированию у старшеклассников профессиональных качеств личности, мотивировать их на самоопределение, самовоспитание и выбор профессии. Элективные курсы должны учитывать возможные специализации в рамках профиля обучения.
При профильном обучении обязательна профессионально-ориентированная практика, которая стала составляющей элективных курсов второго вида и должна способствовать приобретению школьниками первоначальных профессиональных умений. Она организуется на соответствующих предприятиях, организациях и так далее.
Выпускник основной школы должен сделать ответственный выбор профиля обучения на старшей ступени. Правильность, осознанность этого выбора, эффективность профильного обучения в значительной степени зависят от качества предпрофильной подготовки в основной школе. Основная цель предпрофильной подготовки – выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкого спектра небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составить представление о характере профессионального труда людей в различных сферах деятельности.
В рамках предпрофильной подготовки необходимо выявить и развить интересы, склонности, способности школьников в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, оказать психолого-педагогическую помощь в выборе профиля обучения в 10-м классе, дальнейшего направления профессионального образования.
Индивидуальная подготовка может осуществляться в двух направлениях:
– краткосрочные курсы по выбору учащихся, охватывающие основные области знаний;
– профориентационная работа, включающая изучение курса «Твоя профессиональная карьера», проведение психолого-педагогической диагностики.
Сформированное таким образом содержание профильного образования в сочетании с соответствующими средствами, формами, методами обучения должно обеспечить общекультурную подготовку, развитие интеллектуальных способностей, преемственность общего и профессионального образования и мотивированный выбор направления профессионального образования.
Преобладающая в сегодняшнем образовании знаниево-орентированная модель обучения – это модель личностно-отчужденная, которая обладает следующими негативными проявлениями:
преобладание классно-урочного характера овладения школьниками знаниями (основная форма организации учебной деятельности);
оценка результатов образовательной деятельности преимущественно по показателям школьной успеваемости;
недифференцированный подход к учащимся, предъявление одинаковых требований ко всем учащимся независимо от особенностей их индивидуального развития;
нерешение вопросов, связанных с формированием и развитием у учащихся познавательных способностей, разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в различных видах деятельности, и в первую очередь профессиональной.
При организации профильного обучения, основанного на личностно ориентированной модели, важнейшее значение имеет организация учебной деятельности, которая предполагает:
диалогичность, в то время как основа традиционного обучения – объяснение, личностно ориентированного – взаимопонимание;
два субъекта, два состояния, диалог; объяснение – это чаще всего вид «сверху вниз», назидание, а взаимопонимание – прежде всего общение, сотрудничество;
содеятельность субъектов процесса обучения, при личностно ориентированном подходе важное значение имеет создание условий для совместного опыта, учитель вместе с учащимися определяет проблему, задачу, проектирует способ решения, ориентируясь на реальные потребности и возможности учащихся, не может ждать активности и сотрудничества от учащихся.
Проведенный анализ позволяет определить некоторые общие направления поиска, некоторые общие условия реализации профильного обучения. Это:
– относительное сокращение содержания образования по непрофильным общеобразовательным предметам, изучаемым на базовом уровне, их интеграция (физика, химия, биология – естествознание в классе с гуманитарным профилем или история, обществоведение, экономика – обществознание в классе с информационно-технологическим профилем);
– усиление практической, деятельностной направленности образования, соединение теоретических знаний учащихся с их практическими потребностями, поиск путей расширения возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности, непосредственно в процессе обучения;
– организация и развитие психолого-педагогической диагностики школьников, расширение профессионально-трудового опыта;
– ориентация учащихся на приобретение опыта познавательной деятельности в различных профессиональных сферах;
– интеграция учреждений общего образования с учреждениями профессионального образования, дополнительного образования и другими образовательными ресурсами для расширения спектра образовательных услуг и выбора профессиональной деятельности;
– сокращение преподавания в классно-урочной предметной системе.
Доминирующее значение приобретают такие методы, как самостоятельное использование различных источников информации, в том числе возможностей ресурсов Интернета; обзорные и установочные лекции; лабораторно-исследовательские практикумы; семинары, дискуссии, творческие встречи; проведение творческих конкурсов, публичной защиты проектов и т. д.
Главное и основное условие продуктивности профильного обучения – повышение профессиональной компетентности учителей.
Проектирование профильного обучения учащихся предполагает проведение педагогическим коллективом таких логически взаимообусловленных действий, как:
предварительная разъяснительная работа с учащимися, родителями о целях, задачах и преимуществах профильного обучения;
организация и проведение диагностического обследования выпускников основной школы и их родителей с целью конкретизации выбора дальнейшего профиля обучения в школе;
систематизация образовательных запросов учащихся и их родителей;
определение условий и собственных ресурсов обеспечения образовательных запросов учащихся;
выбор оптимальной модели организации профильного обучения;
моделирование учебного плана, отбора и структурирования содержания образования, разработка воспитательной системы школы;
определение доминирующих форм преемственности методов и средств обучения;
распределение функций и полномочий между всеми участниками образовательного процесса;
определение критериев и показателей эффективности профильного обучения, технологии мониторинга результативности.
Исходя из целей и задач профильного обучения, можно определить некоторые общие направления в организации учебного процесса, которыми должен руководствоваться учитель:
– выбор содержания профильного обучения на основе разработанных программ и учебников;
– усиление практической, деятельностной направленности обучения;
– организация межпредметных связей, наполнение профильных предметов профориентационным материалом;
– совершенствование организации учебного процесса за счет выбора форм, методов и средств обучения, обеспечивающих высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, дающих наиболее полную возможность развития познавательных способностей учащихся (дискуссии, исследовательская, проектная работа, защита рефератов), их самостоятельности в учебной деятельности;
– отказ от злоупотребления показом образа действия, детальных инструкций, создание условий, при которых учащиеся овладевают такими компетентностными способностями, как работа в команде, умение видеть проблему, планировать путь решения, реализация плана и т .д.
– приближение к вузовской системе обучения, предусматривающей большую самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний: проведение лекций, семинарских и зачетных занятий, лабораторных практикумов;
– активное использование современных средств обучения, в том числе современных информационно-коммуникационных технологий;
– совершенствование методов контроля за учебными достижениями с целью выяснения глубины усвоения учащимися формальных знаний и определения их способности использовать освоенное содержание приобретенных знаний для решения практических задач;
– обучение методам самоконтроля и самооценки;
– организация внеурочной и внеклассной работы по предмету (конференции, олимпиады, творческие конкурсы).
В настоящее время профильное обучение позволяет школе расширить возможности поиска уменьшения учебной нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образовательной подготовки; профессиональную ориентацию учащихся; предоставить каждому ученику право выбора профиля обучения; усилить самостоятельность работы учащихся; формировать целеустремленную предрасположенность к какой-либо профессии.
Комментарии