У каждого учителя может быть свой подход к учебнику, особые предпочтения к программе и автору. Выбрав их однажды и оценив по достоинству, он совершенствует методическое мастерство, нарабатывает дидактический материал и систему контроля.
Вновь появляющиеся учебники по ботанике, зоологии, анатомии позволяют решать возникающие проблемы в обучении, не меняя стратегии преподавания. Однако все чаще на конференциях, заседаниях методических объединений учителя сходятся во мнении, что учим мы “не так и не тому” и что школьная биология скорее похожа на мозаику из отдельных дисциплин, которые не создают целостной картины мира. Научные понятия, оторванные от личного опыта, являются формальными, а знания остаются мертвым и бесполезным багажом.
Слишком поздно мы начинаем изучать ведущие идеи: эволюции, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах, таким образом отказывая в праве ученикам 6-9-х классов создавать собственную развивающую научную картину мира. В 10-м классе, имея один час биологии в неделю, можно предложить только репродуктивный уровень усвоения сложившихся биологических теорий и представлений о мире.
Школа не стоит на месте, изменилась функция процесса обучения, трансформировалась цель, и знания стали средством в развитии личности ученика, следовательно, должен изменяться учебно-методический комплекс.
На уровне теории, казалось бы, все ясно: надо менять стратегию и принципы преподавания, содержание предмета, перестать декларировать субъект-субъектные отношения с учеником и, наконец, создать условия для развития личности ученика в процессе обучения, ее самореализации. А на практике понять и принять новую концептуальную линию в биологии и перейти на обучение по новым учебникам концентрической программы (авторский коллектив: В.И.Сивоглазов, Н.И.Сонин, А.А.Плешаков, В.Б.Захаров), так как раннее введение основных теоретических положений, обучение по спиральному принципу позволят углубить знания, избежать перегрузки школьников, преодолеть организмоцентризм и реализовать идею биоцентризма.
Однако это решение принимается трудно, результаты заметны будут не сразу, а оппоненты рядом. И их доводы довольно серьезны.
По их мнению, в новых учебниках:
– слишком большой объем научной информации;
– высокий уровень сложности;
– рано изучать химический состав клетки, процессы жизнедеятельности, так как у школьников нет знаний по химии и физике;
– у учеников 6-7-х классов не сформированы мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и сравнение).
Вывод – новые учебники разрушат биологию. Обоснованны ли данные умозаключения или это только опасения и догадки? Я уверена в том, что вопросы и сомнения коллег, возникающие проблемы помогают думать, разрешать противоречия, искать пути их решения и двигаться дальше.
Второй год я работаю с шестыми и седьмыми классами по новым учебникам Н.И.Сонина и В.Б.Захарова “Живой организм”, “Многообразие живых организмов”. Они являются развитием линии, в основе которой сформулирована цель: создание условий для саморазвития и самореализации ученика и учителя.
Содержание и структура учебников направлены на:
– построение у детей доступной, целостной и научной картины мира;
– сохранение логики эволюционного процесса и его понимание;
– изучение многоуровневой организации живой природы и идеи взаимосвязи строения и функции;
– осознанное восприятие сложных биологических процессов через систему поисковых и проблемных заданий.
Подбор заданий, учитывающих возрастные особенности детей, позволяет эффективно решить проблему организации сотрудничества учителя и ученика.
Группа авторов осуществила принципиально новый подход как к структуре учебника, так и к процессу обучения биологии. Высокий уровень трудности, разнообразие научной информации и темп позволяют реализовать принципы развивающего обучения в биологии.
Значительное место в учебниках отводится заданиям для самостоятельной деятельности учащихся. После параграфа следует непосредственное обращение к учащимся, например: выполни лабораторную работу, проверь свои знания, выбери правильный ответ, подумай, какие утверждения верны. Автор предлагает учащимся язык диалога, достигая осмысления пройденного материала.
Задания в рабочих тетрадях интересны и разноплановы, они представлены в виде схем, рисунков, тестов и позволяют учащимся пройти сложный путь познания биологии и развития от эмпирического мышления к теоретическому и направлены на формирование мыслительных операций. Система продуманных заданий учит ставить проблемы, рассуждать, доказывать, делать выводы.
Доступность изложения достигается разделением на логически завершенные, но связанные между собой разделы. В параграфах новые понятия, термины выделены жирным шрифтом, что привлекает внимание и усиливает процесс запоминания. Красочные иллюстрации дополняют и углубляют текст учебников, делая их более выразительными. Оформление данных учебников выполняет огромную функциональную нагрузку, вызывая эмоциональное восхищение и интерес к предмету. Кроме того, подобранные иллюстрации работают и на развитие процесса мышления.
Прекрасное качество полиграфии оказывает влияние на эмоциональное восприятие живых объектов и в ненавязчивой форме воспитывает бережное отношение к природе. Разноплановость сюжетов и яркость рисунков способны передать уникальность и хрупкость живых организмов, пробуждают чувство ответственности за будущее Земли. Красочное оформление учебников способствует трансформации зрительных образов в гармонию красоты и мироощущения. Оформление учебников и рабочих тетрадей соответствует высоким международным стандартам.
Психологические аспекты:
1) содержание учебников позволяет учителю на уроке и при выполнении домашних заданий организовать разные виды учебной деятельности;
2) это способствует формированию компонентов учебной деятельности (целеполагание, мотивация, познавательный интерес, самоконтроль);
3) структура, оформление и содержание учитывают возрастные особенности учащихся, помогая реализовать идею сотрудничества и организовать дифференцированное обучение;
4) задания на высоком уровне сложности, обилие фактического материала способствуют развитию теоретического мышления;
5) учебники отвечают своей цели помочь ученику изучать биологию с удовольствием и на высоком научном уровне и дают шанс учителю реализовать его давнюю мечту – сделать урок радостным и запоминающимся.
О.ХЮННИНЕН,
учитель биологии гимназии N 17
Петрозаводск,
Республика Карелия
Комментарии