search
main
0

В защиту числа «ноль». Мелочь или принципиальное положение школьного курса математики?

​Методические разработки, которые присылают в нашу газету учителя, обычно выглядят более или менее стандартно. Сценарий, методика, внеклассное мероприятие. Но недавно в редакционной электронной почте очутилась… методическая жалоба.Наш читатель из Дагестана Ханали Шихалиевич Шихалиев написал открытое письмо в Госдуму РФ и просил опубликовать его в «УГ».Ханали Шихалиевич призывает в законодательном порядке восстановить право ноля быть натуральным числом. Даже в новых российских стандартах ноль не считается натуральным числом. Между тем за рубежом все наоборот. Как наша молодежь будет общаться с европейскими сверстниками при такой разнице подходов? И потом, «разве наука не одна для всех?» – вопрошает Ханали Шихалиев.Мы решили узнать у наших экспертов, что они думают об этой проблеме и проблема ли это вообще?

Евгений Беляков, публицист, эксперт по домашнему образованию:- В принципе нет особой разницы, считать ноль натуральным числом или нет – во многом это вопрос определения (договора). С одной стороны, ноль не является чем-то настолько естественным, как, скажем, двойка или тройка. В нем есть что-то загадочное. Ноль – это же пустота, ничто, отсутствие. Ребенку трудно усвоить это понятие. Однажды мне показали книжку для обучения дошколят числам. Первая страница была посвящена нолю, вторая – единице, третья – двойке и т. д. Но ведь это психологически ошибочно! Ноль усваивается гораздо позже! С другой стороны, ноль существует. Положительные натуральные числа только в совокупности с нолем образуют полугруппу. Да и наиболее естественное определение натуральных чисел как мощностей конечных множеств автоматически включает ноль. То есть, с точки зрения математика, конечно, ноль нужно включить в натуральные числа, даже не апеллируя к тому, что это общепризнанно за границей.Итог: в старших классах – безусловно! – ноль нужно включать в натуральные числа. Или объяснить наличие обеих альтернатив. А в младших на этом можно не концентрироваться. Михаил Случ, учитель математики, директор средней школы №1060 Москвы, учитель года России-2010: – Во многих странах 0 – натуральное число. Конечно, это не самая главная тема в российском образовании. И дети, которые будут общаться с зарубежными сверстниками, как-нибудь договорятся.Наталья Никифорова, учитель математики средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области, учитель года России-2009:- У нас ноль действительно не считается натуральным числом. В начальной школе, а потом в пятом классе говорится, что натуральные числа – это числа, с помощью которых мы ведем счет предметов. Мы не можем посчитать ноль предметов. Ведь если их ноль, то их нет, так что ноль к натуральным не относится. Наши дети общались с зарубежными по поводу решения задач. Кроме того, мы участвуем в олимпиадах, которые идут в один день в разных странах. И ни разу проблем с нолем не возникало.Но соглашусь с тем, что наука едина и понятия должны быть одинаковые…А что думаете вы, уважаемые читатели? Наш вопрос в первую очередь адресован учителям математики: действительно ли важно заявить во всех учебниках и программах для средней школы, что ноль  натуральное число? Как вы преподаете эту тему на уроках? Ваших отзывов ждем по адресу: rodionovaug@gmail.com

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте