Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В тринадцать мальчишеских лет. Аэросани, катер, ветродвигатель и другие экспонаты семейного музея еще служат делу

Учительская газета, №31 от 1 августа 2017. Читать номер
Автор:

Есть люди, общение с которыми остается в памяти на всю жизнь. Судьбоносная встреча произошла и в моей жизни, когда вместе с учителем истории Ириной Петровной Никитушкиной мы работали над проектом об участниках Великой Отечественной войны. Я познакомились с человеком интересной и удивительной судьбы. Владимир Петрович Бычков стал для меня примером благородства и умения жить по совести. Хотелось бы рассказать об этом человеке на страницах «Учительской газеты». Ведь, действительно, порой достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.

Наша встреча с Владимиром Петровичем проходила в домашней обстановке: непринужденность беседы, семейные фотографии, его книги, свидетельства о рационализаторских предложениях и наш искренний интерес к его личности располагали к откровениям. Владимир Петрович сразу перешел к делу, ведь мы хотели узнать так много о военном времени, о студенческих годах в Куйбышевском индустриальном техникуме и, конечно же, о конструкторских разработках! Ну а теперь по порядку об этапах жизненного пути нашего героя, уроженца многодетной, трудолюбивой семьи. Семья Бычковых жила в Курске, когда грянула война. Маленькому Володе в то время исполнилось 11 лет. Осенью сорок второго территория была оккупирована немцами. Выехать в глубь страны Бычковы не успели. Началась трудная жизнь в оккупации. И вот наконец 2 февраля 1943 года произошло долгожданное событие – на краю села показались наши танки. Смекалистый 13-летний Володя вызвался показать бойцам, где установлены немецкие пушки. Наш герой с улыбкой вспоминает о тех днях: «Так, верхом на броне люка водителя танка КВ, я уехал на войну». Всего несколько выстрелов, и немецкой батареи как не бывало. Весьма успешно завершился первый бой в жизни «новобранца». Затем танкистам был дан приказ освободить город Новый Оскол. И вновь юный Володя убедил командира в том, что он хорошо знает и окрестности, и сам город. Его сведения о расположении врага командиру и другим показались ценными, а значит, присутствие подростка в их рядах было полезным. В общем, убедил всех! Обрадовался, когда услышал: «Хорошо-хорошо, успокойся, солдат». Тут же сыну полка вручили автомат ППШ, сумку с запасным диском к нему и патроны. И даже настоящий медальон. Представлял он собой черный восьмигранный пенал. В нем записочка: фамилия, имя и отчество, адрес и воинская часть. Так наш юный герой встал в ряды защитников Отечества. Войну закончил в Прибалтике в победном сорок пятом. После войны семья собралась вся вместе. Осенью Владимир Бычков поступил в 8-й класс Ново-Оскольской средней школы. Многие подробности его фронтовой юности я узнала из книги «В тринадцать мальчишеских лет» (правда, тема войны проходит через многие его книги-воспоминания). Дальнейшая послевоенная жизнь казалась сплошным праздником. Вначале изучал морские науки, поступив в Рижское морское училище. Из морского училища юношу направили в Ленинград, на кораблестроительный завод «Анри-Марти». Всю жизнь Владимир Петрович гордился тем, что участвовал в строительстве крейсера «Александр Невский», первого атомного ледокола и первой атомной подводной лодки. Его всегда влекло что-то конструировать. Этот интерес у него проявился еще на фронте. Снежной зимой, в феврале 43-го, в районе Волчанска, на реке Северный Донец, впервые увидел боевые аэросани – целый дивизион, более 10 машин, особый аэросанный батальон. «Для меня это было настоящее чудо, – вспоминал Владимир Петрович. – Я смотрел на них, позабыв обо всем». Затем была учеба в Куйбышевском индустриальном техникуме. Благодаря теплому отношению наставников здесь развилась и окрепла его конструкторская жилка. «Любовь к техническому творчеству проявилась в полной мере, когда я сконструировал машину, – рассказывал Владимир Петрович. – Она имела спортивный, обтекаемый вид. 7 ноября 1956 года на демонстрации мы ехали на машине впереди колонны с транспарантом «Творчество учащихся». Конструкторам из техникума рукоплескала вся трибуна». В 1959 году Владимир Петрович защитил дипломную работу на «отлично» и стал работать мастером-прибористом на экспериментальном заводе, где внедрялись все научные труды Куйбышевского авиационного института. Позже получил приглашение на кафедру станков в качестве инженера-конструктора. Там занимались разработкой и внедрением фрезерных станков с программным управлением. Закончил свою трудовую деятельность Владимир Петрович главным конструктором Научно-исследовательского института двигателей. Он имеет 92 удостоверения на свои рационализаторские предложения. Будучи на пенсии, продолжал работать еще восемь лет на научно-техническом предприятии начальником конструкторского отдела. Там занимались разработкой и внедрением медицинской лазерной техники – разработали установки для бескровных операций. Любовь к технике переросла в хобби – в свободное от работы время постоянно строил своими руками всевозможную технику для дачи, создал детский автопарк для внука. Там же, на даче, в подвале оборудован семейный музей, где хранятся все его достижения в области техники: автомобиль, аэросани, катер-глиссер, ветродвигатель – насос, мини-аэросани и многое другое. За 83 года насыщенной и счастливой жизни Владимиру Петровичу есть что рассказать миру. Он написал 12 замечательных книг. «Некая исповедь», – говорит о них с улыбкой писатель Бычков. Жизнелюбия и целеустремленности ему не занимать. И очень гордится тем, что одну из своих книг – «В тринадцать мальчишеских лет» – подарил Дмитрию Анатольевичу Медведеву, тогдашнему Президенту РФ. Сейчас книга находится в Библиотеке Президента РФ. Казалось бы, жизненный путь нашего героя – сюжет киноленты, где все события заканчиваются весьма успешно. Но на самом деле в жизни Владимира Петровича были и сложные моменты, и темные полосы, преодолеть которые он смог только благодаря своему природному оптимизму и позитивному настрою. Но о них герой не любит говорить. Жизненные трудности не озлобили его, а, наоборот, сделали мудрее. Вот так он и живет – добрый, честный, трудолюбивый, верящий в добро и счастье. Только цифры По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны насчитывалось 3500 юных фронтовиков в возрасте до 16 лет. (В это число не вошли дети – герои подполья и партизанских отрядов. Очевидно, что цифра занижена, поскольку нередко командиры не афишировали наличие у себя в части детей.) Кристина ЯКОВЧИК, выпускница школы №1, Похвистнево, Самарская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту