search
main
0

В товарищах согласье есть. Между начальной и средней школой нужна координация усилий

Вопрос преемственности между младшим и средним звеном обучения – одна из основных проблем современной школы. Успеваемость детей при переходе в 5-й класс, как правило, снижается, учебная мотивация также имеет тенденцию к понижению. Обычно это объясняется возрастными особенностями и психологическими трудностями перехода от одного учителя к разным. Но мы решили глубже проанализировать вопрос, выявить не только психологические, но и педагогические корни проблемы.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться, то есть системы общеучебных умений и навыков, которые переносятся учащимися и в среднюю школу. Система включает такие умения, как:

выделять и удерживать учебную задачу;

самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;

владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

использовать законы логического мышления;

владеть и пользоваться различными формами обобщения, в том числе теоретическими;

уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

иметь достаточно высокий уровень самостоятельной творческой активности.

При этом наиболее твердыми знаниями и умениями оказываются те, которые ребенок получил в результате самостоятельной творческой деятельности. Такова модель идеального ребенка, которого ждут в средней школе. Но практика показывает, что таких детей по окончании младшей школы единицы.

Исследовать проблему мы решили после того, как на уроке истории в 5-м классе одна из нас сделала интересное открытие: детям трудно отвечать на вопросы, они все время переходят к пересказу содержания текста. Сложность вызывают также выделение главной мысли в тексте и ее формулирование. Но самое главное – почти отсутствует навык самоорганизации учащихся. Возник логичный вопрос: а каковы же требования к выпускнику младшей школы? Может быть, наши требования чрезмерно завышены? Оказалось, что выпускник начальной школы должен:

осознанно и выразительно прочитывать текст и отвечать на вопросы к нему, а также составлять вопросы к тексту;

уметь составлять план по тексту, опираясь на него, воспроизвести содержание;

озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью;

уметь выделять в тексте главное на основе опорных слов;

видеть различие между термином и определением и пользоваться словарем.

Данные требования, как видно, полностью совпадают с теми психологическими умениями, которые выделены выше.

Следующим шагом стало исследование сформированности общеучебных умений и навыков в гуманитарных дисциплинах. Учащимся был предложен научно-публицистический текст с вопросами и заданиями такого плана: «Озаглавь текст. На сколько частей можно его разбить? Озаглавь каждую часть и составь к ней вопрос. Выпиши в одну колонку те термины, которые тебе известны, в другую – неизвестные. Что является причиной данного явления, а что следствием? (причины подчеркни ____, а следствие _._._.)» и т. д.

После обработки и систематизации полученной информации были даны рекомендации учителям начальной школы, а также выработана программа для работы с детьми по формированию недостающих умений и навыков. Для диагностики результатов данной работы через год учащимся было предложено повторно аналогичное задание.

Следующим шагом на пути исследования проблемы стал анализ учебников для 4-х и 5-х классов. Оказалось, что они существенно отличаются друг от друга. Учащимся 4-го класса предлагаются в основном художественные или близкие к художественным публицистические тексты, в которых научная терминология либо дается в адаптированном для младшего школьного возраста виде, либо совсем отсутствует. Соответственно и учитель не настаивает на формировании понятийной грамотности учащихся. А учебник для 5-го класса – это сборник адаптированных научно-публицистических текстов, где большое внимание уделяется именно научной терминологии. По объему информации учебник для 5-го класса почти в 3 раза превосходит учебник для 4-го. Детям, которые только 3 месяца назад закончили обучение в начальной школе, невозможно без потерь перейти на новый уровень обучения, где учебник является основным инструментом учебной деятельности. Также существует проблема преемственности учебных линий, то есть развивающие программы, созданные для начальной школы, не находят поддержки в средней. Дети, возвращаясь к работе «по старинке», теряют интерес к учебе, уровень мотивации снижается.

В процессе бесед с преподавателями как начальной, так и средней школы также были выявлены проблемы (см. табл.):

Мы предлагаем следующие пути решения проблемы преемственности между звеньями школы:

– во-первых, согласовать действия учителей, выпускающих

4-е и принимающих 5-е классы (методики, формы работы, нормы оценок), для выработки единых требований;

– во-вторых, скоординировать процесс обучения в соответствии с выработанными требованиями;

– в-третьих, организовать взаимопосещение уроков для корректировки общих действий.

А также для преодоления проблем адаптации предложить преподавателям средней школы провести ряд уроков в начальной школе, на которых ученики будут отрабатывать необходимые навыки.

Елена ДОМНИЧЕВА, учитель начальных классов, Наталья ЭССАУЛОВА, заместитель директора по УВР, учитель истории средней школы №297

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте