Спектр образовательных программ в рамках системы дополнительного профессионального образования Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования в этом учебном году пополнился за счет введения интегрированных модульных курсов повышения квалификации, которые обеспечили мобильность образовательной системы в целом.
Модернизация системы повышения квалификации на основе интегрированных модульных программ является инструментом управления качеством дополнительного профессионального образования как части стратегии образования в течение всей жизни.
Одна из задач при интеграции модульных программ дополнительного профессионального образования – это создание условий для академического развития педагогов через обеспечение вариативности и возможности выбора форматов повышения квалификации в зависимости от потребностей.
Модульность становится востребованным инструментом индивидуализации образовательного процесса, преодоления определенной узости тематических планов стандартных учебных программ дополнительного профессионального образования. Модульный подход при разработке программ повышения квалификации обеспечивает интеграцию учебных дисциплин для эффективного формирования гибких компетенций, важных для профессионального развития педагога.
Модульный курс как часть образовательной программы повышения квалификации имеет автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины. Он включает в себя дидактические цель и задачи, логически завершенную единицу учебного материала, а также методическое руководство и систему контроля. Учебный модуль позволяет своевременно изменять или обновлять содержательный компонент обучения.
Предлагаемые МГО профсоюза образования интегрированные модульные курсы «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников», «Использование проектных технологий для реализации системы наставничества в образовательной организации», «Эффективное управление организацией», «Использование проектных технологий в управлении организацией», «Управление проектами: использование гибкой методологии и онлайн-инструментов» являются дидактической моделью обучения педагогов проектному подходу в профессиональной деятельности и профсоюзной работе.
Представленные модульные курсы формируют перспективную форму повышения квалификации педагогических работников в сфере проектной технологии. К пониманию необходимости использования проектной технологии, эффективного использования ее инструментария слушатели модульных курсов могут прийти разными путями: через интегрированный модульный курс «Наставничество» или через интегрированный модульный курс «Профсоюзная организация».
Начав обучение на курсе по программе «Реализация наставничества как эффективного инструмента профессионального роста педагогических работников», педагоги совершенствуют свои профессиональные компетенции в сфере наставничества. Они изучают лучшие образовательные практики наставничества, погружаются в методологию обучения взрослых, знакомятся с инновационными стратегиями реализации наставничества в образовательных организациях.
Проектный подход в организации наставнической деятельности является одной из перспективных стратегий, с чем участники курсов не могут не согласиться по окончании занятий. А дальше идет обучение на курсе «Использование проектных технологий для реализации системы наставничества в образовательной организации», где профессиональные компетенции слушателей в области использования проектных технологий совершенствуются на примере наставнической деятельности. Наставничество актуально не только в профессиональной сфере педагога. Использование наставнических технологий в профсоюзной работе также очень востребовано.
В ходе учебных занятий этого курса рассматриваются особенности проектных инициатив в сфере наставничества и возможности масштабирования лучших проектных практик. Основу форматов проведения занятий помимо интерактивных лекций составляют стратегические и проектные сессии. Групповая сессионная работа в проблематике наставничества основывается на принципах проектного менеджмента, стратегического видения социальных процессов.
Третий курс, завершающий модульную интеграцию «Наставничество», представлен программой «Управление проектами: использование гибкой методологии и онлайн-инструментов» и будет рассмотрен в конце статьи.
Интегрированный модульный курс «Профсоюзная организация» – это погружение в проектную технологию через профсоюзную проблематику. Реализация стратегического проекта «Эффективная профсоюзная организация» требует от председателей первичных организаций, профсоюзного актива знаний основного проектного инструментария и навыков его практического применения.
Первый курс в этой модульной интеграции – «Эффективное управление организацией» – основывается на работе первичной профсоюзной организации. В нем рассматривается модель эффективной профсоюзной организации, анализируются управленческие задачи, которые стоят перед первичкой. Решение профсоюзных управленческих задач может осуществляться за счет различных технологий, среди которых проектная технология является наиболее перспективной, но не всеобъемлющей.
Поэтому, как и где в профсоюзной работе уместнее применять проектные технологии, можно узнать в курсе «Использование проектных технологий в управлении организацией». После освоения программы курса выпускники на основе собственных проектных инициатив составят паспорт проекта и будут потенциально готовы к его практической реализации.
Как управлять реализацией проекта, как работать с проектной командой, что такое современные методологии управления проектом, профсоюзные лидеры и актив смогут узнать, обучаясь по программе «Управление проектами: использование гибкой методологии и онлайн-инструментов», которая является завершающей в модульных интеграциях «Профсоюзная организация» и «Наставничество». Особое внимание в этом модуле будет уделено гибким методологиям управления проектами, участники изучат базовые ценности и основные принципы Agile, цифровые аналоги инструментов Agile.
Основным образовательным результатом обучения по программе модульного курса «Управление проектами: использование гибкой методологии и онлайн-инструментов» станут сформированные у выпускников курса компетенции в сфере проектного управления, которые они смогут активно применять в своей профессиональной и профсоюзной работе.
Второй результат – это социальный эффект, заложенный в каждый разработанный учебный профсоюзный проект или проект по наставничеству, который проявится при его реализации.
Особенности организации образовательного процесса, связанные с проектной технологией обучения, предоставят участникам учебных проектных групп возможность одновременно и учиться, и реализовывать свои проекты в рамках работы проектной мастерской. На базе проектной мастерской участники учебных проектных команд смогут получить навыки проектного управления через реализацию ранее разработанного плана профсоюзного или наставнического проекта при активном практическом взаимодействии с заинтересованными специалистами и профсоюзным активом образовательной организации.
Работающая де-факто проектная мастерская – это уже третий потенциальный результат обучения.
Проектная мастерская может стать инфраструктурной поддержкой реализации проектных инициатив. Она объединит и скоординирует все пилотные площадки реализации учебных проектов, на которых развернутся основные проектные события и процессы. Вместе с тем работа проектной мастерской будет способствовать повышению эффективности организации учебного процесса на курсах с модульной интеграцией.
Проектная мастерская как продуктивный формат взаимодействия между слушателями курсов, скрам-мастерами (кураторами) и стейкхолдерами учебных проектов может стать еще и подстраховкой для членов учебной проектной команды. Организация и работа проектной мастерской будет стимулировать членов учебной проектной команды к активному изменению внешней среды, оказывать помощь при взаимодействии с внешними акторами проектов и социальными партнерами.
Формат проектной мастерской – это креативное проведение проектных и коуч-сессий, практическая реализация учебных проектов на основе использования гибких технологий управления, актуальных интернет-технологий и цифровых ресурсов.
Интегрированные модульные курсы повышения квалификации в рамках системы дополнительного профессионального образования Московской городской организации Общроссийского профсоюза образования позволят педагогам самостоятельно формировать траекторию своего академического развития, выбирать те модули, которые соответствуют их текущим потребностям и задачам.
Совмещение интегрированных модульных курсов повышения квалификации педагогов с мероприятиями неформального дополнительного образования и мероприятиями профессионального развития даст синергетический эффект для профессионального и академического развития педагога.
Надежда КАЛИНИНСКАЯ, главный специалист аппарата МГО Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии