Цели урока:
– дать нравственную оценку гражданской войне путем сопоставления различных точек зрения;
– создать ситуацию нравственного выбора;
– выработать гражданскую позицию.
Оборудование урока:
– выставка книг о гражданской войне;
– историческая газета “Герои первой мировой войны – участники гражданской войны”;
– икона Владимирской и Казанской Божией Матери;
– таблица с фамилиями участников гражданской войны (Деникин, Колчак, Буденный, Слащев, Корнилов, Жуков, Гуржеев, Ге, Миронов, Котовский);
– таблица-схема с цитатами из произведений о гражданской войне, с директивами командующего Добровольческой армией и постановлениями Совнаркома;
– схема “Цели и задачи участников гражданской войны” (советской власти, белого движения, “зеленых”);
– схема “Итоги гражданской войны”;
– компакт-диски и грампластинки Игоря Талькова, Жанны Бичевской, Александра Вертинского;
– видеоматериалы: “Не допев куплета” (И. Тальков), художественный фильм “Чистилище”, исторические видеоклипы на выбор учителя.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами подводим итоги большой трагической темы – “Гражданская война”. Вы знаете причины, ход, основные события, исторические итоги гражданской войны, но сегодня мы с вами должны дать нравственную, моральную оценку этому событию. У каждого из вас есть своя позиция. Мне бы хотелось услышать ваше мнение.
Демонстрация видеоряда (звучат песни И. Талькова “Чистые пруды” и “Гражданская война”):
– панорама Чистых прудов;
– российские просторы,
– летящий аист;
– кадры из фильма “Чистилище” (о войне в Чечне).
Учитель: Вы видите панораму Чистых прудов, российских просторов, то, что мы называем с вами Родиной. А на маленькой частице нашей Родины разделены на две противоборствующие стороны граждане одной страны. Это говорит о том, что гражданская война не ушла за даль исторических лет, она возможна. И, мне кажется, ваша главная задача – не позволить ей собирать страшную жатву в полях, городах, деревнях нашей Родины.
У каждого есть своя точка зрения на гражданскую войну. Мне было 7 лет, а через дорогу от моей бабушки жил сосед, дедушка Гуржеев, историю жизни которого мог бы описать Шолохов. Возвращаясь с румынского фронта первой мировой, он попал под мобилизацию в части Красной Армии. Под Челябинском оказался в плену у белых, в эшелоне смерти. Во время наступления Красной Армии его должны были расстрелять на льду реки Иртыш, но не успели. Он снова попал в Красную Армию, затем демобилизовался, вернулся в родную станицу Челкар, где в то время шла чистка участников Сибирского восстания. Расстреливали по принципу “чьи руки пахнут порохом”. Его спасло чудо и справка о службе в Красной Армии, зашитая в полу пиджака. Участь арестованных была ужасна. Моя бабушка, будучи ребенком, видела, как под охраной гнали женщину в двадцатипятиградусный мороз босиком. А до ближайшего села было 15 верст.
Недавно я перечитывал рассказы Шолохова, и меня потряс рассказ “Семейный человек”. Цитата из рассказа. Видите, какая ситуация? Убивая двух своих сыновей, отец спасал остальных детей. С точки зрения логики, как это ни страшно, он делал, по его мнению, правильно, но с точки зрения морали остальные дети ему этого простить не могли. Гражданская война пролегла своими траншеями по домам, по душам людей, разделив их на белых и красных. Страшен рассказ Шолохова “Родинка”. (Цитата из рассказа). Сначала отец убивает сына, потом себя (“… и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…”).
Беседа с классом
1. Расскажите, как отразилась гражданская война на вашей семье?
2. Какие эпизоды гражданской войны потрясли вас?
3. Какие литературные произведения о гражданской войне вы знаете?
4. Назовите участников гражданской войны.
Учитель: Гражданская война стала трагедией для всего народа. Город Сочи, в 20-е годы небольшой и не известный, как ныне, соединил два трагических эпизода нашей истории.
Весна 1920 года. Отступающая Добровольческая армия и части донских и кубанских казаков оказались зажатыми между 1-й Конной армией Буденного, независимой Грузией и повстанцами в горах. Сочи стал эпицентром трагедии белого движения. Перед участниками движения стал выбор: застрелиться или уйти за границу. Еще никто не знал, что буквально через полгода вчерашние враги, бойцы белого и красного движения, объединятся в рядах 1-й Конной и будут защищать Родину в войне с Польшей, прикрывая друг друга от смерти.
Звучит песня:
Вечер наступает над морской
волной.
Город Сочи тает в дымке
голубой.
Не к чему стремиться,
неизвестность там.
Где-то за границей
обживаться нам.
Припев:
Золотым погонам
В синеве лампас
Пистолет с патроном
Нужен про запас.
Брось свои надежды и Россию
брось.
Не помог, как прежде, русский
наш авось.
Корни оборвали, и в душе темно.
Времена настали, впрочем,
все одно.
Припев:
Золотым погонам
В синеве лампас
Пистолет с патроном
Нужен не для вас.
(Автор песни Н. Бодымер)
Буквально через 10 лет в том же городе Сочи перед трагическим выбором станет человек, который революцию считал своей жизнью. Сломленный болезнью, распятый ею на кровати, он выбирал пулю в лоб или написать исповедь. К его знаменитой книге “Как закалялась сталь” можно подходить по-разному: или восторгаться, или осуждать. А мне кажется, просто надо понять и перечитать ее. Не глазами идеологов и критиков, а глазами Николая Островского, его знаменитого, а ныне забытого персонажа – Павки Корчагина. В раздумьях над его судьбой у меня родились следующие строки:
Тело, бетоном впаянное
в кровать.
Хочется встать, хочется!
А за окном море, весна.
В четвертом измерении горя.
Давит боль в левой стороне
виска.
Света нет! Нет даже снов.
Маленькая комната, старый дом.
Сны в мозгу и те не видны,
Грохотом Боярки бьют они.
Тело сломлено, тело – смерть!
Но, Боже, как хочется петь.
Хочется в море с высокой скалы,
Хочется выпить чашу любви.
Хочется! Но тело бетон.
Звон! Звон!
Смерть подняла свое полотно.
Иди, тело уже мое.
Еще критики не сделали себе
имена,
Еще идеологией не стала строка.
Но, Боже, как болит душа.
– Мертвый! – смеется сосед. –
А все писатель, от них и вред!
Пусть, я прощаю, жизнь как урок.
Всех нас рассудит, наверное,
Бог.
В Шепетовке снова цветет
алыча.
Мама, скажи мне, какая весна.
Запах черемухи, пахнут травы.
Люди, решайте, мы были правы?
И действительно, решать нам вместе. Страшно, когда о событиях гражданской войны судят однозначно. Гражданская война стала линией фронта в судьбах многих семей, разделив их на белых и красных. Но, мне кажется, мы должны не судить, а извлечь уроки из этих страшных событий. Нравственные уроки.
Учитель: В свое время меня потрясла песня А. Вертинского “Я не знаю, зачем и кому это нужно”. Возможно, это лучшая песня о гражданской войне, написанная в октябре 1917 года и посвященная московским событиям. В своих мемуарах Вертинский вспоминает встречу с генералом Слащевым в Одессе перед отъездом в эмиграцию. Генерал Слащев – видный деятель белого движения, который вернется в Советскую Россию (прообраз одного из героев романа Булгакова “Бег”). Вертинский пишет, что Слащев долго его уговаривал спеть эту песню, но Вертинский не хотел. В конце концов Слащев все-таки его уговорил. Песня прозвучала. Великий певец и один из основных лидеров гражданской войны Слащев поняли всю бессмысленность и трагизм гражданской войны.
(Звучит песня Вертинского в сопровождении видеоряда: расстрел белых и красных, заканчивается фрагментом из фильма “Чистилище”: русский мальчик, распятый на кресте в Чечне).
Учитель: Эта песня потрясает, тревожит душу. Вы видите бессмыслицу расстрела граждан одной страны и гибели русского парня, распятого на кресте чеченскими бандитами.
Вопросы к классу (как основа дискуссии):
1. Какую вы можете дать нравственную оценку гражданской войне?
2. Возможна ли она сегодня или завтра?
3. Что надо сделать, чтобы не было гражданской войны?
4. Что зависит от вас в будущем?
Учитель: Вы видите выставку книг, авторы которых воевали по разные стороны баррикад. Вы видите историческую газету и можете проследить судьбы героев первой мировой в гражданской войне. Обратите внимание на судьбу прапорщика Кирпичникова. Фактически с его выстрела началась Февральская революция. Гражданская война убила и его. Революция уничтожает своих детей. На таблицах вы видите фамилии участников гражданской войны. Как сложилась их судьба? (Комментируют ученики и учитель).
Заполним таблицу нравственных потерь в ходе гражданской войны (возможны различные варианты работы).
Сегодня вы правильно сказали, что многое зависит от того, какую позицию займем мы. Мы убедились, многое зависит от вашего выбора. На уроке вы говорили, что очень важна позиция Президента России, каждого гражданина.
(Видеофрагмент выступления Президента РФ Путина В.В. “Обращение к Федеральному Собранию”, 2001).
Выскажите ваше мнение о фрагменте речи президента.
(Выступление ребят).
(В руках учитель держит книгу).
Скажите, кто изображен на обложке книги? Правильно, Игорь Тальков. Что вы о нем знаете? (Ответы детей). Судьба России была ему бесконечно дорога. В одной из последних песен “Я вернусь”, мне кажется, он обращался к вам, гражданам России ХХI века. (Звучит фрагмент песни). Обратите внимание на строки: “И даже через сто веков… в страну не дураков, а гениев”. Этими гениями он считает вас. И судьба будущего России в ваших руках. Хорошо, что вы имеете собственную позицию по многим вопросам, умеете ее защищать, объяснять, аргументировать, думать, внимательно слушать оппонента. И мне верится, что вы найдете разумный компромисс, решите все проблемы цивилизованно, а не в окопах гражданской войны. А. Кончаловский сказал верные слова: “Компромисс – это высшая способность ума”. Мне хочется напомнить вам слова Патриарха всея Руси Алексия II: “Источник бед и трагедий кроется не столько во внешних обстоятельствах, сколько в нас самих”. Значит, все зависит от нас.
Скажите, какая проблема в 1999 году вызывала много споров? Правильно. Это проблема государственной символики. Мы 10 лет жили без государственных атрибутов, без лица государства, а государство не может быть безликим. Споры забудутся и уйдут. И дай Бог, чтобы герб, флаг и гимн нас объединяли, таких разных граждан великой страны со счастливой и трагической судьбой.
(Звучит Гимн Российской Федерации на фоне Спасской башни Кремля).
Вы видите, что на часах Спасской башни уже идет отсчет нового времени, нового века, нового тысячелетия, где все будет зависеть от вас. И пусть над нашей Землей звучат не разрывы снарядов, а прекрасная песни И. Талькова “Чистые пруды”. (Звучит песня на фоне видеоряда российских просторов).
Александр СМИРНОВ, учитель года Омской области-1998, учитель истории
Цветнопольской СШ, Омская область
Комментарии