search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

В стране невыученных уроков финансовой грамотности.

В сегодняшнем мире все развивается стремительными темпами, поэтому быть финансово неграмотным невыгодно, рискованно и даже опасно. Особенно это касается молодого поколения, ведь сейчас они – наши дети, а завтра – предприниматели, бизнесмены, управленцы, профессионалы. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, важно подготовить детей к реальной финансовой жизни еще в юном возрасте.

Помочь ребенку стать финансово грамотным, это значит научить его экономить деньги, ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные, зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей, анализировать бюджет и распределять свои деньги так, чтобы хватало на все необходимые нужды, сохранять контроль над своими деньгами, а также научить практике пожертвований для помощи нуждающимся.

Современные дети с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Для системности обучения в Волгоградской области были созданы многочисленные программы и проведено обучение педагогов, поэтому назрела необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в образовательных организациях всех ступеней обучения.

Как и когда пора учить ребенка пользоваться деньгами?

Мы начинаем учить детей финансовой грамотности с 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Курс, созданный авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа, ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей: познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных. Материал курса имеет экономическую направленность, воспитательную ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. Разделы курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» позволяют знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности.

Дошкольный и младший школьный возраст – это период образных форм сознания. В этом возрасте ребенок овладевает различными образными средствами: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т.п.). Использование изображений и картинок в процессе занятия позволяет обобщить опыт в области личных финансов в форме рассказов. Поэтому педагоги стараются сделать основной акцент при изучении курса финансовой грамотности на применении наглядных образов. Есть большое количество мультипликационных лент российского и зарубежного производства, которые помогают ребятам сориентироваться в мире финансов.

К примеру, серия просветительских мультфильмов «Уроки тетушки Совы» дает возможность ознакомить ребят с темами: «Потребности и возможности», «Ценные вещи», «Что такое деньги?», «О банке», «Работа и зарплата», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Умение экономить», «Кредиты и депозиты», «Безналичные деньги».

Отличные работы современных мультипликаторов – сериал «Барбоскины» и «Смешарики» помогают ребятам понять, что такое экономное и разумное потребление, как помогать старшим, как распределяется семейный бюджет. Конечно, для включения в ход занятия каждого мультфрагмента необходима предварительная подготовка, педагог должен продумать серию вопросов по результатам просмотра.

В качестве инструмента для привлечения внимания ребенка к проблемам личных и семейных финансов рекомендуем к домашнему просмотру и обсуждению следующие мультипликационные фильмы: «Кошкин дом», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Телефон», «Малыш и Карлсон», «Ох и Ах идут в поход», «Муха-цокотуха», «Аленький цветочек», «Незнайка учится», «Рекс-спасатель», «Каникулы в Простоквашино».

При изучении курса финансовой грамотности в детских садах и младшей школе преподаватель должен ориентировать родителей на совместную работу, где им отводится важная роль консультанта, помощника. Мы рекомендуем параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т.д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и послужат основой грамотного финансового поведения в будущем.

Для ребят постарше в период летних каникул по всей Волгоградской области реализуется программа обучения финансовой грамотности в пришкольных и оздоровительных лагерях, созданная талантливыми педагогами Волгоградского технологического колледжа.

В ее рамках школьники в возрасте от 11 до 15 лет совершают увлекательное путешествие по стране Фингрии. Для успешного прохождения увлекательных и сложных испытаний участникам требуется не только знания, умения, смекалка, смелость, но и способность слаженно работать в команде. После входного тестирования, который позволяет определить начальный уровень знаний ребят, педагоги распределяют роли в этой игре: путешественники, банкиры, таможенник, сотрудник налоговой службы и т.д. В начале обучения педагоги информируют родителей о том, что ребята начинают изучать курс финансовой грамотности, поскольку некоторые задания потребуют помощи старших. Таким образом, мы привлекаем к изучению такого нужного в повседневной жизни предмета не только ребят, но и их родителей.

Коллеги, безусловно, знают, что заинтересовать в период летних каникул большую группу детей в процессе занятия можно только при условии соблюдения нескольких требований к уроку:

– четкий план занятия;

– смена видов деятельности;

– обязательная физкультминутка;

– возможности для проявления талантов участников;

– помощь вожатых или основного педагога в контроле группы;

– интересные аудио- или видео-включения в течение занятия.

Путешествие по стране Фингрии стимулирует интерес учащихся к этой сложной сфере знаний, а продолжить познавать мир финансовой грамотности они могут в течение

учебного года, поскольку в 130 школах региона работают факультативы для учащихся в возрасте от 11 до 15 лет. Образовательный курс по финансовой грамотности для системы дополнительного школьного образования был разработан коллективом Волгоградского экономико-технического колледжа. Образовательный курс имеет блочно-модульную форму и состоит из трех модулей. В рамках каждого модуля определены типичные для целевой аудитории риски, на снижение которых направлено повышение уровня соответствующих знаний, навыков, установок. При этом в рамках каждого модуля формируются знания и навыки, необходимые для реализации соответствующей целевой установки.

В содержании курса нашли отражение следующие вопросы: что такое потребности и как их удовлетворить; что такое доходы и расходы; зачем нужно учиться финансовой грамотности; как составить личный и семейный бюджет. Основной упор сделан на практическое применение обучающимися полученных знаний. Общий учебный план программы рассчитан на 96 академических часов занятий, включая по 2 часа на входное и выходное тестирование по каждому из трех модулей. Разработанный курс предполагает использование интерактивных методов обучения: дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры).

Проводниками в мире финансов для учащихся становятся персонажи Ярослав и Татьяна, которые, как и всякие подростки, любознательны, креативны, торопливы и рассудительны.

Для поддержки интереса школьников к сложной теме личных финансов в регионе реализуется проект, направленный на формирование финансовой грамотности у школьников 12-17 лет средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования. В нашей области пилотными площадками для реализации данного проекта выбраны Городищенский центр детского творчества и Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда.

Для педагогов региональных детско-юношеских центов был организован семинар по методике преподавания финансовой грамотности школьникам и формам проведения работы в организациях дополнительного образования. Для анализа уровня освоения школьниками знаний в области личных финансов в нашей области проводится муниципальный чемпионат «Азбука финансовой грамотности».

P.S. В Волгоградской педагогической копилке много материалов, которые разработали талантливые педагоги для обучения школьников и студентов СПО и вузов. Все эти материалы можно получить совершенно бесплатно – направляйте заявки по адресу: fingam34@mail.ru

Об авторе:

Ольга Сергеевна Андреева – консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, руководитель Регионального центра финансовой грамотности, кандидат филологических наук, доцент.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте