search
main
0

В стране невыученных уроков финансовой грамотности.

В сегодняшнем мире все развивается стремительными темпами, поэтому быть финансово неграмотным невыгодно, рискованно и даже опасно. Особенно это касается молодого поколения, ведь сейчас они – наши дети, а завтра – предприниматели, бизнесмены, управленцы, профессионалы. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, важно подготовить детей к реальной финансовой жизни еще в юном возрасте.

Помочь ребенку стать финансово грамотным, это значит научить его экономить деньги, ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные, зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей, анализировать бюджет и распределять свои деньги так, чтобы хватало на все необходимые нужды, сохранять контроль над своими деньгами, а также научить практике пожертвований для помощи нуждающимся.

Современные дети с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Для системности обучения в Волгоградской области были созданы многочисленные программы и проведено обучение педагогов, поэтому назрела необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в образовательных организациях всех ступеней обучения.

Как и когда пора учить ребенка пользоваться деньгами?

Мы начинаем учить детей финансовой грамотности с 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Курс, созданный авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа, ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей: познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных. Материал курса имеет экономическую направленность, воспитательную ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. Разделы курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» позволяют знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности.

Дошкольный и младший школьный возраст – это период образных форм сознания. В этом возрасте ребенок овладевает различными образными средствами: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т.п.). Использование изображений и картинок в процессе занятия позволяет обобщить опыт в области личных финансов в форме рассказов. Поэтому педагоги стараются сделать основной акцент при изучении курса финансовой грамотности на применении наглядных образов. Есть большое количество мультипликационных лент российского и зарубежного производства, которые помогают ребятам сориентироваться в мире финансов.

К примеру, серия просветительских мультфильмов «Уроки тетушки Совы» дает возможность ознакомить ребят с темами: «Потребности и возможности», «Ценные вещи», «Что такое деньги?», «О банке», «Работа и зарплата», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Умение экономить», «Кредиты и депозиты», «Безналичные деньги».

Отличные работы современных мультипликаторов – сериал «Барбоскины» и «Смешарики» помогают ребятам понять, что такое экономное и разумное потребление, как помогать старшим, как распределяется семейный бюджет. Конечно, для включения в ход занятия каждого мультфрагмента необходима предварительная подготовка, педагог должен продумать серию вопросов по результатам просмотра.

В качестве инструмента для привлечения внимания ребенка к проблемам личных и семейных финансов рекомендуем к домашнему просмотру и обсуждению следующие мультипликационные фильмы: «Кошкин дом», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Цветик-семицветик», «Телефон», «Малыш и Карлсон», «Ох и Ах идут в поход», «Муха-цокотуха», «Аленький цветочек», «Незнайка учится», «Рекс-спасатель», «Каникулы в Простоквашино».

При изучении курса финансовой грамотности в детских садах и младшей школе преподаватель должен ориентировать родителей на совместную работу, где им отводится важная роль консультанта, помощника. Мы рекомендуем параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т.д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и послужат основой грамотного финансового поведения в будущем.

Для ребят постарше в период летних каникул по всей Волгоградской области реализуется программа обучения финансовой грамотности в пришкольных и оздоровительных лагерях, созданная талантливыми педагогами Волгоградского технологического колледжа.

В ее рамках школьники в возрасте от 11 до 15 лет совершают увлекательное путешествие по стране Фингрии. Для успешного прохождения увлекательных и сложных испытаний участникам требуется не только знания, умения, смекалка, смелость, но и способность слаженно работать в команде. После входного тестирования, который позволяет определить начальный уровень знаний ребят, педагоги распределяют роли в этой игре: путешественники, банкиры, таможенник, сотрудник налоговой службы и т.д. В начале обучения педагоги информируют родителей о том, что ребята начинают изучать курс финансовой грамотности, поскольку некоторые задания потребуют помощи старших. Таким образом, мы привлекаем к изучению такого нужного в повседневной жизни предмета не только ребят, но и их родителей.

Коллеги, безусловно, знают, что заинтересовать в период летних каникул большую группу детей в процессе занятия можно только при условии соблюдения нескольких требований к уроку:

– четкий план занятия;

– смена видов деятельности;

– обязательная физкультминутка;

– возможности для проявления талантов участников;

– помощь вожатых или основного педагога в контроле группы;

– интересные аудио- или видео-включения в течение занятия.

Путешествие по стране Фингрии стимулирует интерес учащихся к этой сложной сфере знаний, а продолжить познавать мир финансовой грамотности они могут в течение

учебного года, поскольку в 130 школах региона работают факультативы для учащихся в возрасте от 11 до 15 лет. Образовательный курс по финансовой грамотности для системы дополнительного школьного образования был разработан коллективом Волгоградского экономико-технического колледжа. Образовательный курс имеет блочно-модульную форму и состоит из трех модулей. В рамках каждого модуля определены типичные для целевой аудитории риски, на снижение которых направлено повышение уровня соответствующих знаний, навыков, установок. При этом в рамках каждого модуля формируются знания и навыки, необходимые для реализации соответствующей целевой установки.

В содержании курса нашли отражение следующие вопросы: что такое потребности и как их удовлетворить; что такое доходы и расходы; зачем нужно учиться финансовой грамотности; как составить личный и семейный бюджет. Основной упор сделан на практическое применение обучающимися полученных знаний. Общий учебный план программы рассчитан на 96 академических часов занятий, включая по 2 часа на входное и выходное тестирование по каждому из трех модулей. Разработанный курс предполагает использование интерактивных методов обучения: дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры).

Проводниками в мире финансов для учащихся становятся персонажи Ярослав и Татьяна, которые, как и всякие подростки, любознательны, креативны, торопливы и рассудительны.

Для поддержки интереса школьников к сложной теме личных финансов в регионе реализуется проект, направленный на формирование финансовой грамотности у школьников 12-17 лет средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования. В нашей области пилотными площадками для реализации данного проекта выбраны Городищенский центр детского творчества и Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда.

Для педагогов региональных детско-юношеских центов был организован семинар по методике преподавания финансовой грамотности школьникам и формам проведения работы в организациях дополнительного образования. Для анализа уровня освоения школьниками знаний в области личных финансов в нашей области проводится муниципальный чемпионат «Азбука финансовой грамотности».

P.S. В Волгоградской педагогической копилке много материалов, которые разработали талантливые педагоги для обучения школьников и студентов СПО и вузов. Все эти материалы можно получить совершенно бесплатно – направляйте заявки по адресу: fingam34@mail.ru

Об авторе:

Ольга Сергеевна Андреева – консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, руководитель Регионального центра финансовой грамотности, кандидат филологических наук, доцент.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте