В рамках трехдневного форума в «Сенеже» университетские команды обсудили развитие надпрофессиональных навыков у студентов. Основной фокус был направлен на трансформацию образовательного процесса. По результатам встречи сформирован пакет инициатив по внедрению универсальных компетенций в высшее образование.

Участниками программы, организованной экспертами проекта «Центры компетенций» и Мастерской управления «Сенеж», стали 100 представителей вузов из 30 регионов страны. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова поблагодарила университетские команды за активное участие в образовательной программе.
«Уверена, разработка механизмов более эффективного формирования надпрофессиональных компетенций в вузах – большая и нужная инициатива, как для системы образования, так и для студентов и работодателей. Запрос на обучение надпрофессиональным навыкам есть у каждого, – отметила Ольга Петрова. – Отмечу, что сегодня Центры компетенций, открытые уже в 238 вузах, приобретают еще большее значение в свете новых национальных проектов, прежде всего, нацпроекта «Кадры». Они способствует росту качества образования и достижению целей, поставленных президентом России Владимиром Путиным. Это эффективный инструмент, который позволяет увидеть траекторию развития студента и открывает возможности для индустриальных партнеров».
Руководитель департамента оценки и методологии президентской платформы «Россия – страна возможностей» Александра Ваза подчеркнула – целью очного образовательного мероприятия было не только проанализировать проблемные ситуации, связанные с внедрением универсальных компетенций в своих вузах, но и выработать коллективные решения на основе лучших практик, оказать поддержку.
«Мы стремились помочь участникам по-новому взглянуть на себя, преодолеть препятствия на пути к изменениям в образовательной системе университетов, научиться слушать себя и окружающих для совместного развития, – сказала Александра Ваза. – Отмечу, что сегодня проект «Центры компетенций» не только занимается диагностикой и развитием надпрофессиональных навыков, но и активно работает над формированием ценностных ориентаций молодежи. В этом процессе активное участие принимают университетские команды, что позволит не только обменяться опытом, сплотить вузы, но и сформировать молодежный кадровый резерв, готовый внести значимый вклад в развитие нашей страны».
По словам начальника управления по работе с персоналом АНО «Диалог Регионы» Марии Цепелевой, работодатель обращает внимание на образование молодых специалистов, их профессиональные навыки и опыт, однако при принятии решения о предложении работы часто оцениваются и «гибкие навыки» кандидата: «Ситуация в вузах за последние 10-15 лет изменилась, они активно способствуют получению профессионального опыта в бизнесе и госструктурах, организуют реальные практики, вводят новые форматы групповой и проектной работы. Вузы могут значительно повлиять на развитие таких универсальных компетенций, как системное мышление и анализ, командная работа, партнерство, нетворкинг, понимание себя и своих сильных сторон. Этот набор навыков позволит не только трудоустроиться, но уверенно идти вверх по карьерной лестнице. Причем, чем выше уровень управления, тем большую роль будут играть надпрофессиональные навыки».
В рамках программы были представлены успешные кейсы по внедрению гибких навыков в образовательный процесс. РНИМУ им. Н.И. Пирогова разработал единую экосистему, где развитие универсальных компетенций происходит через различные образовательные активности и программы дополнительного профессионального обучения. Особый акцент делается на роли тьюторов, которые с первых дней обучения помогают студентам развивать soft skills.
УУНиТ внедрил инновационные междисциплинарные деловые игры и запустил систему молодежного кадрового резерва для развития потенциала студентов. Опыт МЭИ показал эффективность комплексного подхода к развитию гибких навыков в техническом вузе, объединяющего различные направления деятельности. УрФУ модернизировал учебные планы, включив в них возможности развития универсальных компетенций через основные дисциплины, факультативы и проектное обучение.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого внедрил инновационный курс «Гибкие навыки в развитии карьеры», состоящий из трех ключевых блоков: самоанализа, планирования и личностного роста. Такой подход помогает студентам создавать эффективную индивидуальную траекторию развития. Дополнительно университет организует ежегодный турнир «Softskills» и проект «Игрошкола Политеха», где компетенции развиваются через настольные и деловые игры.
Также в рамках программы академический директор флагманских программ РАНХиГС, приглашенный профессор практики КУ «Сбербанка» и Корпоративной Академии «Росатома» Елена Дугина рассказала участникам об основах стратегирования, а также познакомила их с поэтапным планом «9 шагов внедрения изменений» работы на результат. Бизнес-тренер Вячеслав Кирин провел деловую игру, во время которой университетские команды учились работать с трендами: прогнозировать и выявлять новые возможности, адаптироваться к будущим вызовам.
«Вместе с тренерами нам удалось достигнуть целей образовательного мероприятия – убедить участников в необходимости пересмотра подходов к формированию надпрофессиональных компетенций в университетах. Во время работы участники узнали об актуальных трендах и современных методиках, провели анализ проблемных ситуаций, связанных с внедрением универсальных компетенций в своих вузах, и предложили эффективные решения, – отметила руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева. – Особое внимание мы уделили практическим аспектам внедрения изменений, представив успешные кейсы из разных университетов, где успешно реализованы инновационные подходы к развитию «гибких навыков». Эти примеры показали, как новые образовательные стратегии могут повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда».
По результатам трехдневной работы участники сформировали пакет инициатив по интеграции модели универсальных компетенций в высшее образование и разработали федеральный Паспорт проекта. Образовательный цикл в «Сенеже» продолжится до середины июня. Второй модуль программы стартует 19 марта в дистанционном формате, где обучение пройдут 400 представителей 40 российских вузов.
Комментарии