В Мастерской управления «Сенеж» завершилась двухдневная стратегическая сессия Министерства образования Московской области. Свыше 80 представителей отрасли обсуждали ключевые направления кадровой политики и формирование долгосрочной стратегии. Организатором мероприятия выступил Корпоративный университет развития образования.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
В первый день на стратегической сессии «Развитие человеческого капитала и реализация кадровой политики в системе образования Московской области» участникам были представлены основные направления концепции. В процессе дискуссии были выработаны ключевые показатели и параметры оценки человеческого капитала региональной системы образования. Проектами трансформации образования для формирования единой концепции поделилась в своем выступлении Болатаева Людмила Сергеевна, Вице-губернатор Московской области. “Каждый год мы открываем около ста новых объектов образования. Мы увеличиваем объемы и возможности регионов в сфере обучения, помогаем решить вопрос подбора педагогов в школы”, – сообщила Людмила Сергеевна.
Организатор – Корпоративный университет развития образования
На обеспечение кадровой потребности на рынке труда направлен еще один проект, реализуемый в 2025 году – “Эффективный колледж”. Это и ранняя профориентация детей, и профессиональное образование старших классов, и усиление технической базы. “Эффективный колледж” входит в топ-3 перспективных проектов на этот год. В своем докладе спикер также выделила “Цифровые классы”, которые помогают подготовить детей к итоговой сдаче аттестации. По ее мнению, это одно из наиболее перспективных направлений развития современного образования.
Еще одним удачным проектом можно обозначить перевод психолого-педагогической комиссии в электронный формат. Двадцать две тысячи заявлений ранее рассматривались очно. Сейчас такие процедуры проводятся в электронном виде. Людмила Сергеевна также выделила новый важный проект на 2025 год, который поддержал губернатор – это математические классы. “Если ранее такие новшества касались старших школьников, то теперь в такую программу будут включены практически все ученики. Ключевое изменение – в два раза больше времени должно уходить на математику”, – пояснила Вице-губернатор.
В своей речи Министр образования Московской области Пильдес Ингрид Валерьевна подчеркнула важность результатов, которые будут получены по итогам двухдневной сессии. “Наша задача – ответить на вызовы, которые затрагивают систему образования. Работа должна быть выстроена максимально четко с конкретизацией цели и формированием вариантов их достижения. Благодаря экспертизе, полученной от ведущих специалистов, глав муниципалитетов и регионов, мы учтем важные детали при формировании стратегии развития системы образования Московской области. Нам нужно принять во внимание все методические рекомендации, озвученные в рамках стратегической сессии”, – отметила Ингрид Валерьевна.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
Духин Вячеслав Вячеславович, заместитель Председателя Правительства Московской области, в своем докладе показал разницу восприятия цифрового контента детьми и взрослыми. Он отметил рост отечественного вещания в сравнении с международным. Появляются новые, российские медиапродукты, которые вовлекают детскую аудиторию и представляют качественный контент. Эксперт проанализировал наиболее популярные форматы современных платформ, чтобы включить в стратегию образования. В том числе и работу с внешними и внутренними коммуникациями.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
Директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, академик РАО, Юрий Зинченко выделил ключевые аспекты психологической безопасности образовательного процесса. “С одной стороны нужны ориентиры в сфере образования, с другой – у нас есть определенные национальные цели, которых необходимо достигнуть, – уточнил академик РАО. – Для формирования стратегии нужно услышать регионы и учитывать их специфику”. Юрий Петрович отметил важность нормирования использования гаджетов у ребенка. По его мнению, для обучения и развития современных детей надо соблюдать баланс цифровизации и социализации.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
По теме цифрового образования и возможностей ИИ выступил Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу “Яндекс”, профессор ITMO. По его мнению цифровизация коснулась всех сфер жизни современного человека. Нужно подготовить юное поколение к технологиям и обучить безопасному использованию. Он привел в пример технологические прорывы в Китае и их планы на совершенствование человекоподобных роботов к 2027 году. “Все мы пользуемся искусственным интеллектом. Хотим мы того или нет, это происходит уже. Сейчас вы обучаете детей, которые в будущем в повседневной и профессиональной жизни будут сталкивать с ИИ-технологиями и необходимостью их применять. Не обязательно покупать дорогостоящее оборудование, чтобы постигать такие инструменты. Достаточно иметь под рукой обычный смартфон, который сейчас есть практически у каждого”.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
Прогнозы и ориентиры развития системы образования до 2040 года проанализировал Молотков Александр Борисович, и.о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования. “Образование – единственная ответственная сфера, которая может и должна выступать консолидирующим фактором для общества. Данная отрасль создает инвестиционную культуру, помогает понимать других людей, принимать и их ценности. Образование становится основой национальной безопасности, потому что от этого зависят те ценности и установки, с которыми ребенок выходит в жизнь”, – сказал спикер. Важно перейти от краткосрочных планов, к формированию долгосрочной стратегии. Александр Борисович отметил, что от того, какие постулаты, ценности и детали мы заложим сейчас в стратегии, будет зависеть то, как дальше станет развиваться наша страна.
Второй день был посвящен подведению итогов и составлению единой стратегии на 2025 год с учетом результатов предыдущих дискуссий. Более 80 экспертов образования участвовали в разработке проектов, презентовали результаты двухдневной работы и сформировали дальнейший план действий.
Министр образования Московской области Пильдес Ингрид Валерьевна подчеркнула важность понимания ценности образования и той среды, которую создает руководитель. “Мы взяли на себя сложную миссию и должны выстраивать четкую структуру работы для реализации развития системы образования. В каждую задачу должен быть заложен смысл и определены конкретные векторы”. Ингрид Валерьевна акцентировала внимание на идеологической составляющей образования, патриотизме, уважении к педагогу и ценности ребенка в современном обществе.
В первой части мероприятия модератор Александр Низов, руководитель Федерального методического центра по развитию института наставничества, анонсировал “Марафон муниципальных практик”. В рамках такого формата представители региональных образовательных учреждений поделились муниципальным опытом при реализации проектов, направленных на оптимизацию системы. Так, Начальник Управления образования администрации Богородского городского округа Устякина Евгения Владимировна рассказала о стратегии формирования “Цифрового класса”, указала на важность проведения анализа современных кадров. В том числе, в своем выступлении на данный вопрос обратил внимание Кандалов Юрий Николаевич, начальник Управления по Образованию Администрации городского округа Химки Московской области. Он уточнил, что важен точечный подход и учет критериев и достижений каждого городского округа.

Организатор – Корпоративный университет развития образования
Для повышения эффективности работы на стратегической сессии был предусмотрен тренинг “Слово имеет значение”, который провела Тамара Карташева, тренер по публичной речи, речевой культуре и коммуникациям, телеведущая, шеф-редактор телевизионных программ и продюсер. Участники получили возможность улучшить навыки публичных выступлений и повысить уровень эффективности коммуникаций. Специалист выделила важную методику – использование метафор. Такой подход позволит быть более убедительным в любой коммуникации. Она отметила, что одна из ключевых задач преподавателя – уметь выстраивать логичную и понятную речь, чтобы эффективно обучать детей.
По итогам сессии были представлены проекты, направленные на развитие информационных систем, привлечение учителей, адаптацию и обучение детей-инофонов, повышение качества математического и естественно-научного образования. Например, Заместитель начальника управления Министерства образования Московской области Артем Ежов презентовал проект “Психолого-педагогическая служба”, цель которого – “формирование общечеловеческой культуры образования и формирование единого подхода к механизмам психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних”. Сформированная стратегия на основе презентованных проектов в рамках Стратегической сессии станет основой для дальнейшей работы Министерства образования Московской области и образовательных учреждений региона в 2025 году.
Стратегическая выездная сессия проходила с 21 по 22 февраля 2025 года. Она включала серию проектных работ, нетворкинг-сессию и презентации результатов обсуждения. В числе важнейших вопросов, которые обсуждались в рамках мероприятия, основные федеральные и региональные установки реализации кадровой политики в отечественной системе образования, ключевые принятые и разрабатываемые решения и анализ текущего состояния основных показателей человеческого капитала системы образования области. В сессии принимали участие начальники управлений Министерства образования Московской области, муниципальных управлений образования, руководители образовательных организаций региона, эксперты и аналитики.
Комментарии