search
Топ 10

В сельской школе работать стало выгодно. Геннадий СУВОРОВ, заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Нижегородской области по социальной политике

– Геннадий Александрович, что, на ваш взгляд, изменилось в системе образования области за последние несколько лет? – Нижегородская земля очень своеобразна. Вдоль берегов Волги она тянется на триста и четыреста километров. Здесь 3,5 миллиона человек, много населенных пунктов и большой опыт работы, в том числе и в системе образования. Нам повезло, что в период различных реформ во главе системы образования оказывались люди, болеющие душой за свое дело, за то, чтобы школьники и студенты получали хорошие знания и, что очень важно, становились людьми, которые любят свой край и свое Отечество. Благодаря таким профессионалам нам удалось многого добиться, не только сохранить материально-техническую базу учреждений, но и развивать ее. Хотя, конечно, бывали времена, когда за год не вводилось ни одной новой школы. Сегодня образование Нижегородчины живет и развивается в соответствии с целевой программой на 2006-2010 годы. Это уже третья программа за последние двенадцать лет с комплексными подходами к решению проблем, и потому они эффективно решаются. Три года назад стартовала программа «Противопожарная безопасность», на ее реализацию стабильно выделялись средства, а в этом году дополнительно было направлено еще 62 миллиона рублей. Помню раньше, инспекторы Роспожнадзора принимали школы еще 29, а то и 30 августа. А в этом году уже к 18 августа практически все общеобразовательные учреждения были приняты инспекторами.

Мы хорошо продвинулись в компьютеризации образовательных учреждений. Из бюджета Нижегородской области и муниципальных образований выделено 13,5 миллиона рублей на закупку нового оборудования.

– Геннадий Александрович, сегодня одни говорят, что из-за демографической ямы скоро некого будет учить, а другие, что учить станет некому. Особенно на селе, куда молодежь работать не едет…

– Потому мы и пытаемся развернуть процесс старения сельской школы в другую сторону. Средний возраст учителя в нашей области – 47 лет. Но хочу подчеркнуть, мы ценим опытных преподавателей, они – костяк школы, хранители традиций. В то же время школам сегодня необходимы молодые инициативные кадры, которые предложат новые, интересные идеи, инновационные проекты.

– Но как таких людей заинтересовать, чтобы они всерьез и надолго пришли работать в сельскую школу?

– Именно с таким вопросом и обратился наш губернатор Валерий Павлинович Шанцев к выпускникам педвузов. Это было в прошлом году, когда лучшим из них торжественно вручались губернаторские стипендии. К микрофону сразу выстроилась целая очередь, и говорили ребята о трех основных проблемах – отсутствии жилья, низкой зарплате и оторванности от города, в котором за время учебы они привыкли ходить в театры, музеи, где завели друзей. Тогда уже губернатор обратился к своей команде, и мы прямо в зале прикинули, какие расходы может потянуть обеспечение определенного количества педагогов всем тем, о чем говорили выпускники. Посчитали и решили, что области под силу запустить такую программу. Так что губернатор прямо в зале под аплодисменты объявил, что эту важную проблему надо решать, и даже если область не сможет развиваться в других направлениях, здесь финансирование должно быть обеспечено. А дальше сказал, в чем конкретно будет заключаться новая программа. Те, кто поедет на село, получат дом или квартиру – по выбору молодого специалиста, автомобиль, на котором можно будет ездить в любые города, музеи и театры области, а также зарплату – не менее 6 тысяч рублей. Должен сказать, что хоть и приняли ребята обещание губернатора с восторгом, но в глубине души многие сомневались. И зря. Уже на следующий день началась серьезная работа, оперативно была подготовлена, одобрена правительством и принята законодательным собранием программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области». По объемам финансирования это более миллиарда рублей. Да и результат теперь все, кто сомневался, могут увидеть своими глазами: первые 200 выпускников педагогических и медицинских вузов уже справили новоселье и приступили к работе. Кстати, после того как стало очевидно, что программа реально выполняется, в педвузы поступило на 700 заявлений больше, чем в прошлом году. И мы рассчитываем, что в следующем году количество молодых специалистов, которые изъявят желание работать по этой программе, будет не 200, а 500 человек. Наша задача – искать дополнительные ресурсы.

– Геннадий Александрович, у молодых и в самом деле появился серьезный стимул ехать на село. А педагогам со стажем не обидно? Они всю жизнь отдали школе, и вдруг дома, машины, неплохая зарплата достаются вчерашним студентам…

– Чтобы не было обид, мы заранее провели беседы во всех школах и нашли понимание: коллективы надо пополнять молодыми кадрами. Так что коллеги радуются за молодежь, но и надеются, что государство подтвердит обозначенный приоритет и примет решение о повышении зарплаты педагогов по всей стране. В Нижегородской области реально действует 25-процентная надбавка для тех, кто работает в сельской местности. Важно, что все надбавки выплачиваются своевременно и ни копейки кредиторской задолженности у нас нет.

Отмечу еще, что надтарифный фонд в системе образования Нижегородской области – один из самых высоких, он позволяет руководителям образовательных учреждений при помощи стимулирующих надбавок повышать зарплату. Судите сами: в системе соцзащиты надтарифный фонд составляет 5 процентов, в образовании – 25. Конечно, в бюджет 2007 года мы будем закладывать больший бюджет и для соцзащиты, но образование – наш основной приоритет. Надо отметить, что с приходом нового губернатора Валерия Павлиновича Шанцева изменился стиль работы правительства. В прошлом году Нижегородская область впервые исполнила доходную часть бюджета с превышением в 384 миллиона рублей. Нижегородчина перешла в разряд недотационных субъектов РФ и теперь имеет законное право увеличивать разряды тарифных ставок ЕТС, что мы и будем делать. Появилась возможность размышлять над тем, куда направить дополнительные средства. В первую очередь они пошли в бюджетную сферу. В конце прошлого года правительство области приняло решение выплачивать 9-процентную надбавку к тарифным ставкам ЕТС сверх федерального уровня. Такая возможность сохраняется и сейчас. В первом полугодии доходная часть бюджета исполнена с превышением… более 3 миллиардов рублей. Это фантастическая для нижегородского бюджета цифра, но тем не менее это факт, и деньги идут на реальную поддержку людей.

– В Нижегородской области много сельских школ, в том числе малокомплектных. Реструктуризация часто оборачивается закрытием маленькой школы, где-то ее делают филиалом базовой и запускают программу «Школьный автобус». Как вы в области решаете эту проблему?

– Вопрос реструктуризации сельской школы – очень непростой. Традиционно считается, что наличие школы и церкви – обязательные составляющие села. Поэтому главы местного самоуправления, родители так неохотно идут на закрытие сельской школы. Мы не можем не считаться с особенностями региона, где 65 процентов школ сельские. А нижегородская сельская школа традиционно доказывала, что дает качественное образование. В 2004 году по результатам участия в федеральном эксперименте наша сельская школа вошла в число 20 лучших среди других регионов России. Поэтому в регионе не закрывают школы, их пытаются сохранять, создавая новые модели. Работают программы «Сельская школа Нижегородской области» и «Школьный автобус». В этом году на областных дорогах появились 26 новых «ПАЗов» и 37 «газелей» на общую сумму 27,4 миллиона рублей. Необходимо отметить, что многие программы эффективно работают и финансируются из трех бюджетов: федерального, регионального и муниципального. И поэтому последовательно решаются проблемы оснащения школ спортинвентарем, а кабинетов физики, химии, биологии – современным оборудованием. Процесс сохранения сельских школ во многом зависит от руководителя региона. За 2006 год ни одного решения о закрытии сельских школ не принято, все работают, и у каждого населенного пункта – своя перспектива. Сохранение школ на селе – позиция нашего губернатора, пусть даже там 5 учеников. А главные задачи региона – запускать инвестиционные проекты оживления села, тогда оживет и школа.

– Нижегородчина активно развивается, а значит, для экономики области немаловажно, какие кадры выпускают учреждения начального и среднего профобразования. Как развиваются эти уровни?

– Еще в 1997 году постановлением Правительства Российской Федерации учреждения начального профобразования, расположенные на нашей территории, были переданы с федерального уровня в ведение региона, и их финансирование осуществляется из средств бюджета Нижегородской области. За это время объем средств на НПО увеличился в 3,5 раза. Конечно, есть и проблемы. Главная – низкая зарплата, особенно мастеров производственного обучения, которая составляет в среднем около двух тысяч рублей. Вторая проблема – старение основных фондов: сегодня необходимо обновлять и сельскохозяйственную технику, и промышленные станки, и другое учебное оборудование. Однако эту проблему мы будем решать в партнерстве с бизнесом. Совместно с работодателями принята программа подготовки рабочих кадров на пять лет. Ассоциация промышленников взяла на себя ответственность за анализ перспектив развития предприятий области, составлен прогноз, какие специалисты будут востребованы. Помогут предприятия и с обновлением учебной базы. Современные робото-технические комплексы учреждениям НПО и СПО недоступны, поэтому занятия будут проходить на базе предприятий.

Вообще, есть все предпосылки к тому, что по многим из названных проблем в следующем году мы сделаем рывок. Например, в 2007-2008 учебном году планируем сдать под ключ все 64 долгостроя в образовании области. В этом году мы уже открыли две школы на 450 и 144 ученических мест. Я с такой уверенностью говорю о будущем потому, что бюджет развития образования Нижегородской области на 2007 год сформирован в объеме не менее 700 миллионов рублей. Такие средства за последние 15 лет выделяются впервые.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту