search
main
0

В РосНОУ обсудили возможности реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

На инновационной площадке Российского нового университета (РосНОУ) прошла встреча экспертов и единомышленников по теме «Реабилитация детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательной системы». Специалисты обсудили современные способы реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такие как использование экзоскелетов, важность сохранения и восстановления двигательных функций у ребенка, а также поделились собственными эффективными реабилитационными методиками.

Фото: Анастасия Чупик

Спикерами пресс-завтрака «Реабилитация детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательной системы» выступили специалисты развивающего центра «ЛогоМеридиан», ГБОУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Государственного университета просвещения и компании «Таратонов Самсонов Роботикс». Они представили и обсудили вклад медиков, инженеров и научных специалистов в развитие эффективных реабилитационных методик.

Елена Владиславовна Лобанова. Фото: Анастасия Чупик

Первый проректор РосНОУ Елена Владиславовна Лобанова подчеркнула важность обсуждения темы реабилитации детей с ОВЗ. То, что в фокусе встречи оказался Детский церебральный паралич, – это, по ее мнению, не случайность, ведь это двигательное нарушение является самым доминантным. При этом до 80 % случаев выражены в форме спастической диплегии, то есть, у детей присутствуют только легкие двигательные нарушения и сохранен интеллект. Таких ребят, по словам Елены Владиславовны, можно реабилитировать настолько, что они без проблем начнут вести обычную жизнь.

«Особенно приятно, что мы эту тему будем обсуждать в том числе в контексте использования искусственного интеллекта. Потому что ИИ – это такой прорыв для человечества, который в принципе должен вывести нас на новый этап развития. Сейчас в обществе существует много противоположных мнений: «за» и «против» искусственного интеллекта. И аргументов, достаточно весомых, с обеих сторон очень много. Уничтожит ли ИИ человечество или продвинет? В контексте нашего обсуждения ИИ будет нести только созидательное начало. Мне очень отрадно, что мы сейчас попытаемся соединить искусственный интеллект и помощь нуждающейся категории граждан», – сказала Елена Лобанова.

Искусственный интеллект спешит на помощь

Об одном из способов использования ИИ в реабилитации детей рассказал Илья Александрович Таратонов, один из основателей компании «Таратонов Самсонов Роботикс». Он показал разработанный их компанией экзоскелет, который представляет собой не «шагающую коляску», а целую систему, которая анализирует график движения человека, а затем корректирует его.

Илья Александрович Таратонов. Фото: Анастасия Чупик

На встрече представили два прототипа экзоскелетов. Илья Таратонов рассказал, как работает эта связка. Первый экзоскелет – диагностический. Именно благодаря ему создается так называемый «портрет идеальной походки». Люди без нарушений опорно-двигательного аппарата проходят в экзоскелете своеобразную полосу препятствий, а он собирает необходимые данные: как ведет себя тело человека при шагании, подъеме или спуске по лестнице, прыжке, преодолении небольших препятствий и так далее. Чтобы смоделировать «идеальную походку», этот трек нужно пройти тысячу раз, и выборка должны быть из тысячи людей. Полученные данные систематизируются, а затем на их основе обучается программа, которая впоследствии будет непосредственно помогать в реабилитации.

Для этого как раз нужен второй экзоскелет. Ориентируясь на созданный эталон, он помогает человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата пройти ту же полосу препятствий. В системе включается «модель предсказания», которая по косвенным признакам понимает, какое движение человек хочет сделать в следующий момент. Таким образом включается активное участие: экзоскелет поддерживает человека или наоборот помогает расслабиться, чтобы успешно совершить задуманное действие.

Наличие диагностического экзоскелета Илья Таратонов назвал новшеством своей компании и объяснил, почему он важен для реабилитации:

«Есть такое понятие – схема тела. На самом деле, это не просто некая картинка, но и математическая модель в голове, которая при движении, при осмыслении окружающего пространства загружает в себя все данные. То есть сначала мы с помощью бинокулярного зрения, градиентных переходов строим картинку, определяем предметы вокруг, жесткость этих предметов, качество пола и так далее. И потом для того, чтобы нам пойти, например, вперед, мы немножко наклоняем тело и фактически переставляем ноги для того, чтобы не упасть. И мы не задумываемся о том, как мы ставим стопу, это делает автоматический алгоритм. <…> Мы записываем тысячу человек не для того, чтобы ходить с помощью здоровых, а для того, чтобы научить «модель предсказания». Чтобы она определила косвенно все триггеры и набор вероятностей. И дальше эта система определяет: это человек сейчас ходит, это – остановился, как он поставил стопу. Потому что распределение центра массы, веса на стопу и позиционирование корпуса в этот момент достаточно определено, нельзя стоять под углом в 60 градусов и не упасть, например. Поэтому модель нужна для того, чтобы синхронизировать это с датчиками, моторами и всем остальным».

Кроме того, во время встречи эксперты из разных областей рассказали, как сейчас реабилитируют детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательной системы.

Научить ребенка воспринимать себя как точку отчета для движений

Так, о своей работе рассказали специалисты Развивающего центра «ЛогоМеридиан». Здесь дети с ОВЗ могут получить квалифицированную помощь по запуску и стимуляции речи, развитию словарного запаса, коррекции звукопроизношения и многим другим аспектам. Однако, как отметили спикеры, у многих детей с ОВЗ присутствуют сенсорные дисфункции: они не ощущают свое тело в пространстве, у них снижен тонус мышц и недостаточно развито чувство баланса, есть проблемы с координацией движения. И это влияет на поведение ребенка, его речь и движения. Для того, чтобы работа логопедов по запуску речи стала намного эффективнее, нужно помочь ребенку «научиться воспринимать себя как точку отчета для движений».

«Весь наш проект выстроен на Международной классификации функционирования. Это диагностический инструментарий, который мы используем. Почему? Потому что здесь есть такие критерии: активность, то есть нам необходимо чтобы ребенок был активным вместе с родителями; функционирование моторной сферы – то, что необходимо для развития речи; и, конечно, состояние окружающей среды, то есть внешние и внутренние факторы – либо они направляют ребенка, дальше двигают его сенсорное развитие, речевое развитие, познавательную сферу, либо эти факторы наоборот усугубляют все», – рассказала Снежана Юрьевна Танцюра, доцент, заместитель заведующего кафедрой специального дефектологического образования, научный руководитель Развивающего Центра «ЛогоМеридиан», практикующий логопед, главный редактор журнала «Логопед». Вместе с Ольгой Борисовной Сапожниковой, логопедом, психологом, координатором образовательных и реабилитационных программ по партнерству с медицинскими клиниками и другими своими коллегами они рассказали и продемонстрировали, какие упражнения в их Центре направлены на улучшение у детей моторных функций.

Многие занятия построены на различных взаимодействиях с мячами. Например, фитнес-мячи используют для удержания баланса: с помощью тренера ребенок перекатывается на нем, лежа на животе, или подпрыгивает на нем сидя. Утяжеленные мячи используют для развития мышц и движения – их нужно удерживать перед собой и передавать друг другу, при этом пропевая необходимый звук. Маленькие мячики используют для развития захвата – их можно перекладывать из одной руки в другую, передавать между собой и крепко удерживать их в ладонях.

В центре также практикуют другие упражнения на развития баланса у ребенка. Например, детям, сидя на качелях и удерживая равновесие нужно взаимодействовать со специальными матами, на которых изображены цифры или геометрические фигуры. Кроме того, в центре есть балансиры, на которых детям нужно удерживать равновесие, а также по возможности параллельно выполнять другие упражнения.

О медицинских аспектах реабилитации детей с ДЦП и другими патологиями опорно-двигательного аппарата рассказали специалисты ГБОУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Движение и осознание схемы своего тела – важные аспекты реабилитации

Галина Владимировна Лебединская, специалист по сенсорной интеграции «КРОЦ ОСП «Раменки», поделилась опытом работы с сенсорно-динамическим залом «Дом Совы». Главная его особенность – подвешенные снаряды. Они находятся на небольшом расстоянии от пола, качаются горизонтально, закручиваются вокруг своей оси, пружинят вверх-вниз, что помогает в развитии сенсомоторной интеграции детей.

Галина Владимировна Лебединская. Фото: Анастасия Чупик

Занятия на оборудовании тренируют вестибулярную систему, развивают координацию движений, повышают двигательную активность, помогают в разработке межполушарного взаимодействия. Они также способствуют закреплению в сознании схемы своего тела, положения тела в пространстве, значительно улучшают все когнитивные процессы и, как следствие, повышают академическую успеваемость.

Занятия в «Доме Совы» проходят не ежедневно, они выступают дополнительной нагрузкой. Комплекс подходит для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной сложности: и с ДЦП, и с тяжелым множественными нарушениями развития, и с ранним детским аутизмом.

Галина Лебединская представила примеры взаимодействия детей с оборудованием. Например, в зале есть такие снаряды как «Платформы» – это подвешенные доски разной ширины, которые раскачиваются из стороны в сторону. Более широкая подходит для лежачих детей, та, что уже – для тех, у кого сохранено движение. С ее помощью дети учатся ощущать стабильность в теле в баланс. Снаряд «Бревно» тоже можно использовать в разных форматах.. Те, кто может удерживать свое тело, раскачиваются сидя на нем как на качелях, ощущая состояние полета. Другие ребята занимаются лежа на животе поперек «Бревна», в этом случае оно используется для удержания своего тела и ограничения массы тела. В этом случае у лежачих детей появляется возможность двигаться. Снаряд «Соволёт» представляет собой ткань, подвешенную на гимнастическом комплексе в виде гамака. У ребят, которые ложатся туда, появляется ощущение, словно они в воде, при этом нет страха захлебнуться и утонуть. Дети во время этого упражнения, как и в воде, не ощущают вес тела, поэтому у них начинают рефлекторно двигаться конечности. Кроме того, если подключить к выполнению упражнения подвешенные мячи, можно развивать координацию ног.

Инструктор-методист по лечебной физкультуре ГБОУ «КРОЦ» Андрей Васильевич Гусев рассказал о том, как в центре проходят занятия ЛФК с детьми. Ребята, родители которых обращаются в центр, большую часть дня проводят в колясках или просто в сидячем положении. Поэтому у Андрея Гусева, как у инструктора ЛФК, важная задача – помочь детям с двигательной активностью.

Андрей Васильевич Гусев. Фото: Анастасия Чупик

Перед тем, как приступить к занятиям, все дети проходят обследование врача ЛФК и невропатолога. Затем по результатам составляется медицинская карта, на основе которой создаются рекомендации по проведению занятий: на какие аспекты здоровья важно обратить внимание, какие тренажеры можно использовать и т.д. И уже после этого разрабатывается программа и начинаются занятия.

В Центре существуют два направления реабилитации. Первый – кинезиотерапия. Это комплекс физических упражнений, направленный на улучшение опорно-двигательного аппарата и самочувствия ребенка; в него входят дыхательные упражнения, суставная гимнастика, упражнения с мячами и подвижные игры. В центре с ребенком выполняют упражнения на нижние верхние конечности, укрепление мышц спины, живота. Также занимаются на фитнес-мячах – растягивают позвоночник, вырабатывают страховку от падения.

Второй – механотерапия, то есть упражнения на тренажерах. Например, при реабилитации используют MOTOmed, для активизации подвижности суставов и укрепления мышц ног, «ИМИТРОН» для развития тазобедренного сустава и ягодичных мышц, тренажер подвесной системы для вертикализации ребенка и развития навыков ходьбы, тренажер верхней механотерапии для развития координации движений рук и мелкой моторики и многие другие.

Занятия приходят как индивидуально, так и в группах, что решает еще одну важную проблему – недостаток общения у ребенка.

Важным аспектом для успеха реабилитации Андрей Васильевич также назвал взаимодействие с родителями. Одни занятия в центре полностью не помогут, нужно продолжать заниматься дома. Для этого специалисты помогают мамам и папам выбрать упражнения, которые можно было бы делать с ребенком в домашних условиях.

Научная сторона вопроса

Инна Евгеньевна Лукьянова, профессор кафедры комплексной психолого-педагогической реабилитации Государственного университета просвещения, доктор медицинских наук рассказала о научной стороне современной реабилитационной помощи лицам с ограничениями жизнедеятельности. Если говорить о детях, то, по словам эксперта, их число с каждым годом растет по разным причинам. Например, по представленной статистике, в Московской области в 2020 году было зарегистрировано немногим более 15 000 детей, которые нуждаются в коррекционной помощи. В 2024 году их число почти достигло 25 000. Возрастают тяжелые множественные нарушения, которые выявляются с раннего детства или с рождения, и недоношенность, которая является предиктором этих нарушений.

Инна Евгеньевна Лукьянова. Фото: Анастасия Чупик

Детский церебральный паралич, по ее словам, является «основным поставщиком двигательных нарушений». Однако они очень варьируются: это и другие заболевания нервной системы, например, полиомиелит, спинномозговая грыжа, и врожденные патологии опорно-двигательного аппарата, такие как сколиоз, деформации стоп, дефекты конечностей, и прогрессирующие мышечные дистрофии вроде миопатии, миатонии, а также приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

При этом развитие детей с ДЦП, по словам эксперта, во многом зависит от взрослых в его жизни: и от родителей, и от профессионалов. Согласно статистике, 30 % детей с ДЦП имеют врожденные интеллектуальные нарушения по типу олигофрении. Примерно у еще 30 % интеллект сохранен. А у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития из-за того, что взрослые их вовремя «не подхватили», не дали их мозгу возможности развиваться.

Также для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата важна вертикализация – когда его не оставляют изо дня в день лежать в кровати или коляске, а помогают стоять. Ведь существует глобальное отличие в понимании внешнего мира, когда ты лежишь и когда ты стоишь. У лежачего ребенка не формируются схема тела и понимание пространства. Поэтому важны все способы, которые поднимают ребенка вверх. Даже когда родители просто привязывают ребенка к своему телу, чтобы помочь ему стоять, – это уже гигантский скачок для его развития.

Кроме того, участниками пресс-завтрака в РосНОУ стали Татьяна Николаевна Нестеренко, координатор по реабилитации медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи», и Лариса Юрьевна Савина, эксперт по техническим средствам реабилитации КРОЦ ОСП «Раменки». Они активно участвовали в обсуждении, задавали вопросы и делились своим экспертным мнением. Встреча оказалась плодотворной. Специалисты обменялись опытом и наработками, нашли новые пути развития. Участники пресс-завтрака выразили надежду, что объединение усилий специалистов разных профилей и интегративный подход к реабилитации приведут к тому, что мы сможем оказывать детям более качественную помощь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте