search
main
0

В роли друга

Теперь я знаю, что такое селфхарм

Роясь в ворохе психолого-педагогической литературы, мы можем найти много описаний психологии школьников по возрастным и гендерным признакам. Мы начинаем разбираться в психологических типах людей. Но, признаемся честно, это мало помогает, когда мы имеем дело не с отдельно взятым учеником, а с целым классом.

Это уже социальная группа, которой могут быть присущи общие психологические черты, формы поведения. Давайте вспомним, как часто мы характеризуем тот или иной учебный класс: работоспособный, дружный, трудный, управляемый, сумасшедший.

Опытный учитель (классный руководитель), начиная работать в классе или продолжая вести свой класс уже не первый год, должен учитывать особенности этого конкретного класса. Это совершенно другой уровень, другие техники педагогического общения. Учитель выстраивает определенную модель управления как познавательной, так и воспитательной деятельностью ученика, заботится об управлении вниманием.

Современный классный руководитель должен уметь управлять эмоциональным уровнем в классе, а также замечать эмоциональное выгорание отдельных учеников.

Именно с таким случаем я столкнулась в своем классе. Я являюсь классным руководителем уже второй год. В конце прошлого года я заметила, что эмоциональное состояние одного учащегося было очень подавленным. Он предпочитал находиться в одиночестве, не очень охотно шел на контакт. Аккуратно оставив его после уроков для разговора, я обратила внимание на порезы на его руках. В ходе беседы я узнала о таком популярном течении среди подростков, как селфхарм. Что же это такое?

Неспособность справиться с переживаниями, агрессией или стрессом, неумение выразить эмоции или найти решение проблемы заставляют некоторых людей причинять себе вред без цели совершения самоубийства. Это могут быть порезы, ожоги, расцарапывание кожи, человек может бить или кусать себя. Именно этим занимался мой ученик. По его словам, причиняя боль самому себе, он пытался заглушить какие-то обиды на кого-то.

Селфхарм часто связывают с демонстративным поведением, привлечением к себе внимания, поэтому часто относятся к этой проблеме пренебрежительно. Многие считают, что, если человек просто требует внимания, это автоматически делает проблему незначимой, а его состояние – не требующим помощи. Но все наоборот. Если ради внимания человек готов причинять себе боль, то это говорит о том, что он находится в критическом состоянии.

Конечно же, я обратилась к психологу за помощью в работе с этим учащимся. Психологи лучше знают тонкости всех особенностей подросткового возраста и способы управления ими. Что касается меня, то я выполняю роль друга. Мне всегда можно написать, я всегда реагирую на какие-то особенности его поведения и выхожу с ним на связь, нахожусь в постоянном контакте с психологом для коррекции нашей общей работы. Подросток, нанося самоповреждения, проверяет, как к этому отнесутся окружающие, увидят ли они, что ему плохо и он нуждается в помощи. И если взрослые никак не реагируют (в том числе родители, которые часто приходят после работы поздно вечером, и у них элементарно нет сил ни на что), то это может еще сильнее погрузить его в депрессивное состояние. Именно поэтому многое лежит на плечах классного руководителя.

Уверена, что не только молодые учителя, но и умудренные опытом классные руководители не могут знать всего, предусмотреть всех жизненных ситуаций, дать универсальную рекомендацию, как управлять классом, контролировать поведение учащихся, вовремя остановить разрушительное поведение отдельных учеников.

Важно выстраивать отношения со своим классом с самого начала дня, у самых дверей, так сказать. Чем крепче наши отношения и чем лучше мы понимаем учеников, тем больше мы аккумулируем знаний и приобретенного социального опыта в случае возникновения трудной ситуации, граничащей с конфликтом. В таком случае мы сможем принять свое­временные меры.

Виктория ФИЛИППОВА, классный руководитель 8‑го класса школы №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте