Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проблемы и решения

В РФ проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

Жители регионов опасаются, что новое постановление правительства может привести к переходу на дистант. Власти это опровергают.
Дата: 29 июня 2020, 13:14
Автор:

Стартовало общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Он рассчитан на два года и охватит школы, колледжи и техникумы, а также дополнительное образование детей и взрослых.

Пользователи увидели угрозу в новом документе. Фото В. Мелешко из архива “УГ”

​Документ подготовлен Минпросвещения России в целях реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда” нацпроекта “Образование”. Он предусматривает проведение с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Также постановление утверждает положение об эксперименте, целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС) и перечень регионов-участников.

“Эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечения возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории РФ”, – говорится в пояснительной записке к документу, подписанной заместителем министра просвещения РФ Татьяной Васильевой.

 

Что предлагается

Согласно документу, цель создания цифровой образовательной среды – “обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов, соответствующих требованиям, установленным Минпросвещения России”.

Некоторые задачи эксперимента:

– создание и ввод в эксплуатацию федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, а также апробация ее функционала, которая включает:

  • унификацию и автоматизацию образовательных процессов
  • автоматизацию проведения независимых диагностик качества образования
  • организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • организацию коммуникационной среды, в т.ч. с использованием мессенджеров и соцсетей;
  • технологии анализа массивов больших данных.

– оснащение образовательных организаций материально-технической базой, в т.ч.:

  • высокоскоростным интернетом (не менее 100 Мб/с для города и не менее 50 Мб/с для села);
  • компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением;
  • структурированными кабельными системами, локальными вычислительными сетями, системами контроля и управления
  • доступом, видеонаблюдения.

– централизованная обработка и управление информацией об участниках ЦОС и объектах образовательного процесса ‎на базе портала госуслуг.

В течение года с даты начала эксперимента Минпросвещения обеспечит разработку раздела “Мое образование” на портале госуслуг в качестве сервиса “одного окна”, с помощью которого родители и ученики получат доступ к образовательным ресурсам ‎и сервисам и возможность использования в электронном виде образовательных услуг. Министерство также будет вести реестр поставщиков контента и образовательных сервисов.

Также за первый год эксперимента будут созданы и запущены региональные информационные системы и ресурсы, предполагающие:

– электронные документооборот, дневник, журнал, расписание, библиотеки образовательных материалов, отчетность;

– планирование финансово-хозяйственной деятельности;

– учет освоения дополнительных общеобразовательных программ;

– учет достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах ‎и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах;

– коммуникационную среду участников образовательного процесса и систему быстрого обмена сообщениями;

 

Где будет проводится эксперимент

В число регионов, в которых будет проводиться эксперимент, вошли: Алтайский и Пермский края, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Проект документа “О проведении в 2020 – 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых” опубликован по ссылке.

26 июня на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов стартовало общественное обсуждение проекта, которое продлится до 10 июля. После вступления в силу постановления Минпросвещения России в течение 60 дней должно будет определить оператора федеральной государственной информационной системы “Моя школа”. Также за два месяца министерство разработает, согласует с Минкомсвязи и утвердит план мероприятий по проведению эксперимента. Регионы за четыре месяца должны будут разработать свои дорожные карты.

Реакция регионов

Информация о проведении регионов вызвала бурное обсуждение среди родителей школьников, которые сочли эту новость подтверждением слухов о том, что в стране планируется ввести повсеместное дистанционное обучение. В Минпросвещения неоднократно называли эти сообщения фейками и заявляли о том, что полного перехода на дистант не планируется.

Свое возмущение пользователи высказывали как в интернете, так и на очных площадках. Особый ажиотаж информация вызвала в регионах – участниках эксперимента. Региональным министерствам образования пришлось давать пояснения и опровергать новости о переходе на дистант.

Так, в Минобрнауки Кузбасса заявили о том, что официальные документы “неверно трактуются”. В пресс-службе министерства пояснили, что реализация проекта началась в Кузбассе в 2019 году и завершится в 2022-м. В рамках него планируется оснастить современным оборудованием школы, техникумы и колледжи. В школах будет проведен высокоскоростной интернет. Также будут созданы электронные базы данных, образовательные сервисы, апробированы сервисы мгновенного обмена сообщениями.

“Цифровизация образования является одним из инструментов проекта, проект не предполагает замену учителя на робота, учебника — на планшет, школы — на интернет и онлайн-курсы. Переход на дистанционное обучение в рамках данного проекта не планируется!” – говорится в сообщении регионального ведомства.

Похожее опровержение накануне выпустило и Минобрнауки Астраханской области.

“Сейчас ходят слухи о том, что наш регион перейдёт на дистанционное образование, так как появилась информация об апробации очередной цифровой платформы. Заявляем, участие в проекте не означает переход на дистанционную форму обучения. Более того, Астраханская область уже много раз была пилотным регионом по апробации передовых технологий в системе образования. Различные электронные платформы запускаются у нас одними из первых в стране”, – отметили в регионе.

Сегодня министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман встретится с активными родителями, которых испугала новость об эксперименте. Обсуждение, как и следовало ожидать, получилось громким. Видео встречи доступно на странице министерства в Instagram.

 


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt