search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

В рабочем режиме. Технология скрытого опосредованного терапевтического воздействия

Почти все статьи, опубликованные за последнее время в научных журналах и газетах психолого-педагогического профиля, содержат практически одинаковые обороты: «современное состояние…», «в наше время…», «отечественная наука…», «зарубежный опыт…» и тому подобное. Педагоги и психологи, делятся своим практическим опытом, научными изысканиями и, конечно же, открытиями в своей области и не замечают того, что все их «подходы» укладываются в привычные шаблоны речевых оборотов. Говорить же об обмене опытом в данном контексте нецелесообразно и вряд ли имеет практический смысл. Однако подобный обмен все же существует, хотя в такой не совсем «практичной» форме.

Так же, как невозможно стать мастером-сварщиком по книгам, нельзя стать психологом и педагогом, прочтя в газете или журнале статью об инновационной технологии, применяемой при работе с различными категориями лиц. Это как если бы человек с улицы, пролистав брошюру из цикла «Сохранить семью за 10 занятий», начал заниматься психологическим консультированием по проблемам брака, или, ознакомившись с самоучителем по работе на персональном компьютере, посчитал бы вправе называть себя репетитором.

Поэтому обмен опытом лучше всего осуществлять в рабочем режиме – в мастерских, на семинарах, мастер-классах, тренингах и так далее. Конечно, невозможно презентовать готовую технологию по работе с живыми людьми, но в процессе информационного и коммуникационного обмена знаниями необходимо делиться с коллегами новаторскими разработками, практикой применения тех или иных технологических и методических приемов.

Все вышесказанное относится и к разработанной и апробированной нами на практике технологии скрытого опосредованного терапевтического воздействия, когда главным инструментом для достижения психолого-педагогических и психотерапевтических целей выступает персональный компьютер. Очень важно отметить тот факт, что данная технология применяется нами при работе исключительно со взрослыми людьми, имеющими нарушения соматического и ментального здоровья. Использовать же ее на занятиях с другими категориями учащихся можно лишь после определенной модернизации. И в таком случае она требует дополнительной апробации и последующей «доводки».

Для начала отметим некоторые организационные особенности построенной нами образовательной среды: ученики выполняют задания на компьютере, занимаясь с педагогом в присутствии психолога; в аудитории создана спокойная, некритичная атмосфера без акцента на заболевание, но при этом в помещении находятся и другие люди (некоторые преподаватели кафедры психологии, студенты-психологи). Образовательное пространство организовано таким образом, чтобы в нем присутствовали и были задействованы тем или иным образом самые разные люди. Например, учащиеся вполне могут обратиться за помощью или советом к незнакомым людям, сидящим в той же аудитории.

Задания сконструированы так, что они нацеливают человека на самостоятельный поиск ответа, расширение зоны ближайшего разыскивания правильного решения, постановку дополнительных условий. При этом поддерживается успешное решение учебной задачи, а уровень сложности задач постепенно усложняется. В таких условиях можно говорить о достижении педагогической цели посредством программированного обучения.

Психологические цели при такой организации образовательного процесса достигаются несколькими способами. Благодаря регулярной скрытой проективной и косвенной диагностики психолог постоянно в курсе состояния клиента, может контролировать и отслеживать динамику изменений, происходящих с личностью. В результате поведенческой терапии преподаватель выполняет некоторые рекомендации по построению взаимоотношений между ним и учеником, выступая, когда это необходимо, то в роли стимула, то в роли авторитетного наставника, ученика своего ученика и так далее. Здесь речь идет о соединении методов поведенческой терапии с методами психодрамы.

Психотерапевтические цели достигаются путем реализации психологических и педагогических задач, поставленных в начале обучения. Так, например, снятие некоторых «зажимов» при взаимодействии с посторонними людьми, вызванных особенностями нарушений соматического характера, происходит несколькими путями: общением с педагогом и психологом, с находящимся рядом соседом по парте, с присутствующими в аудитории преподавателями и студентами.

Описанная технология достаточно доступна и проста в обращении, однако не стоит применять ее без предварительной подготовки. Необходимо выяснить историю клиента, создать емкие установки присутствующим в аудитории преподавателям и студентам, прописать конкретные «роли», подобрать план занятия, составить задания и так далее. Несмотря на то что технология во многом напоминает психодраматические техники работы, очень большое внимание при ее применении уделяется не спонтанности, а проработке сценария и прописывания «ролей». Без этого замаскировать терапевтическое воздействие не удастся, что может привести к нежелательным последствиям.

Мария ПОЗЫВАЙЛОВА, психолог, преподаватель Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставрополь, pozyvailova@yandex.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте