search
main
0

В последнее время знаниевая педагогика подвергается критике. Важнее становится педагогика компетенций. Согласны ли вы с этим?

Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, победитель областного конкурса «Учитель года»-2019, учитель русского языка и литературы школы №80, Воронеж:

– Ориентация только на знания в современном образовании противоречит тем условиям, в которых будут жить наши дети, поэтому овладение компетенциями, безусловно, важно. Однако сказать, что они стали первичны по отношению к знаниям, нельзя. Более того, именно предметные знания считаются, в том числе и в обновленных ФГОС, основой образования. Подход к преподаванию изменился, но важность знаний не пропала. Профессионализм по-прежнему строится именно на владении конкретным предметом, поэтому логичнее говорить о том, что сейчас формирование компетенций происходит через освоение школьных предметных знаний.

 

Мария СЕМЕНОВА, учитель, Великий Новгород:

– Любому здравомыслящему человеку понятно, что компетенции всегда являются следствием накопленных знаний. Поэтому разговоры о якобы отрицательной роли знаниевой педагогики я считаю демагогией, а подобные тенденции – вредными и опасными. У нас уже выросло поколение весьма уверенных в себе митрофанушек. Знаниевой педагогики не существует, есть передача знаний, умений и навыков, и это испокон веку называлось просто педагогикой.

 

Анастасия КОЛОДИНА, учитель истории и обществознания, основ духовно-нравственной культуры народов России, ОРКСЭ, информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Луусалмской школы, Калевальский район, Республика Карелия:

– На мой взгляд, вопрос не в выборе между знаниевым и компетентностным подходами, а в выборе верного сочетания того и другого. Можем ли мы говорить о том, что ученик, даже в начальной школе, может обойтись без компонента обязательных знаний, и формировать только компетенции? Думаю, нет. Согласна ли я с тем, что в мире постоянно устаревающих и обновляющихся знаний ставить своей целью их усвоение довольно странно и непродуктивно? Однозначно да. Но существуют ведь и общие, фундаментальные знания, которые должны быть непременно усвоены. Как учитель истории, обществознания и информатики, областей, где на первый план выходят закономерности и алгоритмы, понимание которых невозможно без формирования основных компетенций по ФГОС, отмечу, что и в этих областях есть твердые знания, без усвоения которых невозможны ни понимание предмета в целом, ни формирование тех самых компетенций.

Критики знаниевой педагогики говорят о том, что такие методы освоения материала, как заучивание и многократное повторение, не соответствуют психическим закономерностям обучения. Думаю, и здесь вопрос в верном подборе методов и знаниях педагога в области психологии личности, обучения и развития на разных возрастных этапах. А потому вернусь к своей первой мысли: важно не отвергать, а правильно сочетать, подбирая методы работы, учитывая конкретную цель педагогического процесса и область знаний, с которой работают педагоги и обучающиеся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте