Какими мы хотим видеть наших детей? Целеустремленными, заботливыми, счастливыми. Вдохновляющими и себя, и своих близких. Умеющими искренне радоваться мелочам и действовать во благо. Что можем сделать мы, участники педагогического процесса, чтобы портрет счастливого ребенка с высокими образовательными результатами точно появился в реальности?
На этот счет у каждой школы есть свой образ идеального выпускника. И это представление формируется не только у каждого педагога в отдельности, но и у школы как системы в целом.
Каким мы видим выпускника школы №2048? Наверное, чтобы он пребывал в равновесии относительно интеллектуальных, эмоциональных и физических ценностей. С одной стороны, любил учиться, творчески себя проявлять и брать ответственность за решение тех или иных задач. С другой – был открыт к окружающим, добр к людям, умел отдавать. А еще обладал неравнодушием к тому, что происходит в мире, и очень хотел познавать все вокруг.
Такой созидательно-творческий образ складывается в первую очередь благодаря ценностям, которые мы транслируем и по которым в дальнейшем живет каждый из нас.
– С точки зрения научной педагогики, основателем которой считается Константин Дмитриевич Ушинский, именно ценности определяют деятельность человека и в конечном счете всю его жизнь, – считает заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Анатольевна Курбатова. – Всем прекрасно известно, что наряду с высокими ценностями добра, красоты, гармонии и др. у человека могут быть и деструктивные, которые толкают его на антиобщественные поступки. Осознанность своих ценностей выявляет как стремление к прекрасному, так и предрасположенность к действиям, которые эстетика называет безобразными. Не случайно в основе государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей указаны не только созидательные ценности – жизнь, достоинство, права и свободы человека, но и разрушительные – эгоизм, вседозволенность, безнравственность и др., провоцирующие деструктивную деятельность.
Осознанность порождает у человека чувство ответственности за реализацию его личных высоких ценностей и проработку деструктивных, вплоть до отказа от них, а это не всем нравится. Собственно, качество нравственности и определяется осознанной работой над собственной системой ценностей, стремлением сделать ее совершенной. Не случайно К.Д.Ушинский утверждал: «Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не в полотне, не в мраморе, а в самой природе человека». Поэтому в своем главном научном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич обосновал последовательность (ступеньки) формирования качеств, необходимых для практического самосовершенствования: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание. В современных психолого-педагогических технологиях чаще употребляется термин «осознанность», а наиболее продуктивным для самосовершенствования аспектом осознанности является осмысление собственной системы духовно-нравственных ценностей.
Чтобы все, что мы передаем детям, работало, на наш взгляд, важно создать устойчивое внутришкольное пространство, в котором будут выведены свои определенные совместно со всеми участниками образовательного процесса идеи и смыслы. Людмила Анатольевна говорит, что, чтобы развитие проходило гармонично, а не в пользу того или иного направления, необходимо, чтобы все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, сотрудники образовательного учреждения) понимали, что их личная система ценностей не может успешно реализоваться без работы над общей системой ценностей. Практика показывает, что это условие на начальных этапах становления образовательного учреждения не выполняется. Поэтому нужна кропотливая работа с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями по разъяснению значения современных достижений в области психолого-педагогических наук. Желательно, чтобы эта работа проводилась в соответствии с рекомендациями К.Д.Ушинского, говорившего: «Я сохраняю твердое убеждение, что современная школа идет к такому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки точно так же, как в истории человечества, – знания строятся в систему, а не система наполняется знанием». При современной динамике научно-технологического прогресса, когда знания устаревают в процессе их создания, этот принцип, предложенный великим российским педагогом, особенно актуален. Одним из опаснейших вызовов современности с точки зрения государственной стратегии построения информационного общества считается тот факт, что «темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний». Однако не все эту опасность осознают. Педагогика не исключение. Обновленные ФГОС требуют от учителей формирования и развития у обучающихся функциональной грамотности, примерная программа воспитания рекомендует учителям организовывать проблемно-ценностное общение с учениками, а в педагогических университетах формирование профессиональной компетентности учителей в этих, да и других инновационных аспектах пока только осваивается. Поэтому практика личностно ориентированного подхода в общем образовании, особенно в части «создания условий для самоопределения на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения», распространяется медленнее, чем хотелось бы.
Кроме того, действуют факторы, с которыми современники К.Д.Ушинского не сталкивались, например современная агрессивная информационная среда. Наверное, педагогам XIX века даже в страшном сне не могли присниться социальные сети, подталкивающие подростков к самоубийству или к антиобщественным моделям поведения. Сегодня технологии, позволяющие гарантированно успешно ответить на эти и другие вызовы, разработаны, но осваивать их педагогическим сообществам приходится самостоятельно, а это серьезный труд, требующий отношения к профессии как к миссии, а не как к услуге. К счастью, Президент РФ В.В.Путин утвердил внесение соответствующего изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но инерция длительного периода отношения к образованию как к услуге пока, к сожалению, еще сказывается.
Как можно охарактеризовать взаимосвязь образования с ценностями? Почему ценности так важны для воспитания?
– Ответ на первый вопрос, – говорит Людмила Курбатова, – кажется простым: только при сформированности ценностного отношения ученика к образованию оно может быть успешным! Однако за кажущейся простотой скрываются серьезнейшие трудности, потому что существует множество точек зрения на процесс формирования ценностного отношения к образованию или обучению отдельному предмету и еще больше мнений по поводу того, как обеспечить педагогическую компетентность в формировании ценностного отношения к изучаемой дисциплине или образовательной области.
Традиционно для формирования ценностного отношения к предмету использовалась пропедевтика – понятие, пришедшее к нам из греческого языка и означающее предварительное обучение или краткое изложение курса, которое должно подготовить обучающегося к систематическому изучению какой-либо дисциплины. Такая подготовка к систематическому обучению была призвана обеспечить необходимый уровень мотивации к освоению знаний. Считается, что именно Ушинский выдвинул идею о педагогической пропедевтике, но сегодня в условиях строительства информационного общества и трансформации мировой экономики особенно ярко проявляется проблема информационного бума. Человечество не успевает осмыслить новые знания, создаваемые отдельными людьми или группами, организациями. Да что там осмыслить, даже уследить за фактами появления новых знаний не успевает. Формируется новая наука «Психоэкология», изучающая категории «информационное поле личности» и «информационное загрязнение», однако существуют и уже зарекомендовавшие себя подходы, такие, например, как ценностно-смысловая пропедевтика.
Воспитание и социализация (отношения человека и общества) рассматриваются как двусторонний процесс усвоения человеком ценностей, созданных обществом, и включения в процесс дальнейшего творческого совершенствования ценностей. Обратите внимание на то, что корректировка положений основ будет осуществляться не реже, чем один раз в шесть лет. Практика ценностного подхода к гражданскому и патриотическому воспитанию в экспериментальных учебных заведениях успешно осуществляется уже более тридцати лет, поэтому сейчас главная задача – подготовка педагогических кадров, способных корректно применять ценностный подход к воспитанию. Но как выстроить ценностные ориентиры для школьников и где их взять?
– Ориентиры четко определены, – отмечает Курбатова, – основами государственной политики, а вот воспитание на традиционных духовно-нравственных российских ценностях требует принципиально новой системы отношений. Впервые в истории Конституция России провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Такое распределение прав и обязанностей предъявляет особые требования к педагогической компетентности учителя, поскольку теперь он обязан признавать право ученика на самостоятельность суждений, с одной стороны, и в то же время как профессионал педагог должен быть готов к тому, что суждения ученика могут оказаться незрелыми. Учитель должен видеть свое призвание в том, чтобы, опираясь на логику, интеллект, понимание законов возрастной психологии и индивидуальных особенностей личности, организовать сотрудничество с учеником, направленное на совершенствование его суждений. Об этой системе отношений мечтал К.Д.Ушинский, но государство, поддерживающее его систему ценностей, появилось в России только сейчас, и с каждым днем растет число учителей, которые черпают вдохновение в уникальных возможностях, открываемых перед ними новой эрой российского образования.
Екатерина СМИРНОВА, специалист по интернет-маркетингу школы №2048;
Арина КУПРИЯНОВА, куратор креативного класса, председатель первички РДДМ школы №2048
Комментарии