search
main
0

В поисках золотой середины

Жизненная теорема, которую приходится все время доказывать

В каком школьном предмете важно все время что-то доказывать? Что постоянно доказывает требовательному и строгому отцу любящий сын? И что мужчина доказывает самому себе, ради кого стремится стать победителем?! Герой этой статьи – Михаил ГОВОРУХА, учитель математики Губернского лицея Пензы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России». Он является победителем регионального конкурса педагогических работников образовательных организаций «Учитель года Пензенской области»-2022, отмечен в номинации «За развитие научного мировоззрения школьников». А с недавних пор назначен советником министра образования Пензенской области по вопросам общего образования на общественных началах. Плюс ко всему муж, отец двоих детей, старший брат.

 

Говоруха не просто яркая и звучная фамилия. Говорить и доказывать что-то важное Михаил начал прежде всего своему отцу, кадровому военному Александру Михайловичу. Еще мальчишкой он, как и папа, тоже хотел стать военным, поступить в суворовское училище. Но отец отговорил. А в десятом классе, выбрав физико-математический класс, Миша встретил человека, благодаря которому не просто увлекся математикой, а начал буквально жить этим сложным и красивым предметом, со временем придя к такому убеждению: «Математику стоит учить уже для того, чтобы ясно мыслить!»

В 15 лет Миша сказал отцу, что будет учителем. А тот (то ли в шутку, то ли всерьез) ответил: «От учителя в тебе пока только дата рождения!» Эти слова зацепили мальчишку и, как локомотив, запустили движение к мечте. В их семье педагогов не было. Стать первым означало бросить вызов не только отцу – самому себе. Доказать, что он сможет это сделать. Но вскоре рядом с Мишей оказался его тезка, тот самый Учитель с большой буквы, перевернувший сознание подростка. Михаил Солодов – так звали педагога, открывшего новые горизонты предмета. Именно его уроки математики и профессиональные подходы к преподаванию запомнились и пригодились. Уже будучи начинающим учителем, Михаил Александрович дело своего учителя продолжил, добавив в предмет свои мысли, методики, при этом постоянно призывая учеников к взаимодействию, создавая творческую атмосферу.

– Я перенял у своего дорогого учителя математики любовь к предмету, а еще манеру подачи материала, поняв его ответственность в подготовке к каждому уроку, – рассказывает он. – Педагог не может выйти к детям неподготовленным, со шпаргалками. Надо отвечать на все вопросы, не бояться сказать «я не знаю». Если чего-то не знаешь, найди ответ на вопрос вместе с учеником. Урок не лекция, это определенное общение, движение в одном направлении. Ко всему тому, чему меня научил Михаил Михайлович, учитель Божьим промыслом и профессионал высшей пробы, я добавил свои идеи, ввел систему так называемых триггеров, упражнений, позволяющих вывести школьника из зоны комфорта, дающих возможность сильным ученикам принять это как вызов, средним – сделать шаг вперед, слабым – найти другой подход в решении. Важна и объемная подача материала: ученик должен знать истоки определяемого понятия и подходы к его изу­чению, а это прямой путь к решению олимпиадных задач с упором на оформление и креативность. Используется, к примеру, карта памяти. В онлайн-формате на доске мы вместе с детьми конспектируем тему в разных, в том числе образных, вариантах, чтобы каждый усвоил, запомнил, о чем говорим, что решаем и доказываем. Значимо и то, что такой подход сам по себе дает будущим студентам навыки успешного конспектирования. После урока ко мне можно подойти и задать вопрос. Для меня доверие ценно. Только когда учитель и ученик находятся на одной волне, рождается магия под названием «урок» и появляется интерес к предмету.

По мнению Михаила Говорухи, красота математики в ее абстрактности, вся природа написана на математическом языке, и свой след она оставляет везде. Учитель говорит о предмете так, что хочется сесть за школьную парту и слушать, слушать педагога, как бы заново осмысливая факт ценности математики в современной жизни, не ограничиваясь ее прикладным характером.

– Я благодарен всем своим ученикам, ведь они меня многому научили и продолжают учить, – говорит пензенский педагог. – Спасибо школьникам Тюмени, тем, кто принял участие в моем конкурсном уроке в присутствии конкурсной комиссии, сидевшей за последними партами в том же помещении, где шел урок, мы были с ними на одной волне. И конечно же, отдельное спасибо моим собственным ученикам, которых я обу­чал математике с седьмого по выпускной класс. Когда эти мальчишки и девчонки узнали о моей победе, то радостно сказали, что воспитали героя! Именно так – воспитали, не больше и не меньше. С этим классом мы были неразлучны все пять лет. Надеюсь, что смог передать им определенную культуру математического мышления. Когда меня спрашивают о профессии, я говорю о том, что для меня важно всегда быть другом для ученика. Учитель, и в этом я уверен, не только дает глубокие знания, но и психологически поддерживает по мере необходимости юного, молодого, подрастающего человека. Любой мой ученик имеет право задать личный, может быть, сокровенный вопрос. Доверие ребенка для меня – это тоже составляющая профессии.

На конкурс Михаил Говоруха уезжал, оставляя на жену двоих детей и дом. Чем могли, конечно же, помогали родители.

– Конкурс стал исключительной возможностью снова и снова задать себе вопросы: «Зачем я выбрал эту профессию? – продолжает Михаил Александрович свой искренний рассказ. – К чему я стремлюсь и почему хочу стать лучшим? Ради кого хочу победить?»

Ответ на последний вопрос очевиден. Он хотел победить в конкурсе ради своей семьи – супруги Натальи Борисовны и сыновей Глеба и Мирона. Хотел стать примером для своих детей и поводом для гордости, так же как и сам всегда гордился своим отцом. С Наташей они были знакомы с детства, с детского сада, а еще каждое лето Миша видел свою будущую супругу, приезжая гостить к дедушке с бабушкой. И только окончив пединститут, Михаил решился просить руки у своей избранницы, в то время студентки первого курса. Так родилась их семья, проверенная временем.

– В нашей семье так заведено: дома стараюсь «не включать» учителя, не говорю о работе, не проверяю тетради. Я здесь муж и отец, получаю наслаждение от общения со своими самыми родными людьми. Конечно же, было приятно видеть лица сыновей, когда они поняли, что их папу показывают по телевизору, написали про него статью. Это круто, иначе не скажешь. Спасибо моей Наталье, она поддерживала меня, когда я проходил конкурсные испытания. За все время конкурса, который длился почти год, супруга ни разу не сказала: «Бросай, зачем тебе это надо?» И в минуты, когда что-то не получалось, именно ее поддержка побуждала идти дальше и верить в себя. К слову, Андрей, младший брат, тоже заинтересовался моим участием в творческом состязании высокого уровня. Посмотрев мой конкурсный урок, сказал, что хотел бы побывать на нем в роли ученика. Это было для меня своего рода признанием того, что я делаю все правильно.

…Рассказ об одном из лучших учителей России Михаиле Говорухе начался с того, что он умеет объяснить и себе, и близкому человеку, почему выбрал именно этот путь. Кстати, и маме своей Светлане Васильевне наш герой уже доказал, что умный ученик не обязательно должен быть отличником, ведь отличнику хочется быть первым, над ним висит бремя ответственности, он должен знать на «5» все предметы, что делает его заложником академических амбиций. Но независимо от получаемых отметок каждый ребенок должен понимать, как использовать полученные знания, видеть их прикладной характер, а то, что такие дети не отличники, – не столь важно.

После победы на конкурсе и отец принял полностью выбор сына и его профессию. А когда Михаил Александрович сам впервые стал папой, он задумался об огромной ответственности перед своим чадом, которая лишь возросла с рождением второго сына.

– Я теперь все время ищу ту самую золотую середину, ведь школе нужен педагог, а сыновьям – отец, – признается Говоруха. – Как совместить заботы о семье и любимую профессию? Радует, что моя жена не учитель. По-моему, довольно сложно растить детей в семье, где родители себя полностью посвящают ученикам. Мне, конечно же, как можно больше времени хочется быть вместе с сыновьями. При этом и мои ученики для меня не менее дороги, учить их предмету, жизни тоже значимо. Снова и снова задумываясь о том, почему я выбрал этот нелегкий, но благородный путь, понимаю, что было на то Божье благословение. Я говорю об этом открыто всем, кто спрашивает и задает мне личные вопросы. Мои ученики знают, что я верующий человек. Путь к Богу мне открыла моя бабушка Евфросинья. Человек глубоко верующий, она смогла дать мне твердое жизненное мировоззрение вместе с православной верой. Я искренне ей благодарен. Она дала мне первые жизненные уроки. Окончив всего четыре класса, бабушка не столько рассуждала, сколько говорила простыми истинами, которые были так глубоки, что некоторые понимаешь только сейчас. Уверен, что и семья, и победа в профессии – многое уже состоялось по ее молитвам. Что к этому можно добавить? Говоруха – это не только фамилия!

Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте