search
main
0

В поисках справедливости. Два урока в 6-м классе

Тема «Люди в обществе» :: Тема «Шаг за шагом к правам человека» :: Тема «Шаг за шагом к правам человека»

Тема «Люди в обществе»

Вспомним то, что уже знаем.

1. Что означает слово «социальный»? Составьте предложения, в которых используется слово «социальный».

2. Что называют социальной группой? Какие социальные группы вы знаете?

3. Какую роль играют в жизни человека социальные группы?

Новые социальные группы. Говоря о людях, обделенных правами, мы в основном приводили в качестве примера рабов и зависимых крестьян. Действительно, именно они были самыми обездоленными в рабовладельческих и феодальных государствах. Они острее других ощущали несправедливость законов, их несоответствие нормам морали. Именно поэтому самыми мощными восстаниями в истории древнего мира были восстания рабов, а в феодальных государствах первыми против несправедливых порядков выступали зависимые крестьяне. Так, например, только в IХ веке во Франкском королевстве было более шести восстаний крестьян. Но только ли рабы и крестьяне страдали от отсутствия прав? Для ответа на этот вопрос нам необходимо внимательнее присмотреться к обществу.

Вы уже знаете, что любое общество состоит из групп маленьких и больших, которые отличаются друг от друга.

Вспомните, чем группы отличаются друг от друга. В чем причины этих отличий? Приведите примеры.

Вы знаете о таких группах, как семья, сослуживцы по работе, одноклассники и т.д. Однако существуют и другие принципы разделения общества. Например, можно выделить молодежь, стариков, людей среднего возраста, детей. Как видите, эти группы не похожи на те, которые мы уже знаем, поскольку нельзя сказать, что все молодые люди или все дети общаются друг с другом. Но тем не менее это тоже группы, и у людей, объединенных в них, много общего. Например, их объединяет исторический период, в котором они живут: все современные пожилые люди жили в период советской власти, многие из них пережили войну или родились во время войны, помнят Сталина, Хрущева, Брежнева. Они слушали одни и те же передачи по радио, смотрели одни и те же фильмы, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы и т.д. Это общее не могло не отразиться на их личности. Воспитанные в одном историческом времени, пожилые люди быстрее находят общий язык друг с другом, чем с молодым поколением, прошедшие годы для них – это не страницы учебника, это их жизнь.

То же самое можно сказать и о молодежи, которая имеет свои представления, во многом отличающиеся от представлений пожилых людей. У них тоже свои песни, фильмы, книги, своя молодежная мода и т.д. Например, им почти ничего не говорит имя звезды эстрады 40-60-х годов ХХ века Клавдии Ивановны Шульженко. Зато у старшего поколения при звуках ее голоса перед глазами сразу встают образы прошлого, вспоминается молодость. А молодые с удовольствием слушают своих кумиров…

Кроме того, у людей разных возрастов, как правило, и разные взгляды на жизнь, разные жизненные ценности. Группы, о которых мы сейчас говорили, ученые называют демографическими. К таким группам относятся не только люди разного возраста, но и, например, группы людей разных национальностей, проживающие на территории одной страны, поскольку у них есть отличия, связанные с национальной культурой.

Как вы считаете, можно ли все перечисленные различия между поколениями людей назвать одним словом? Если да, то каким?

Что называют социальными классами и социальными слоями. Итак, вы узнали о новых общественных или социальных группах. Между тем общество делится не только на социальные группы. В каждом обществе выделяют также социальные классы и социальные слои.

Социальные классы – это большие группы людей, различающиеся между собой отношением к собственности на средства производства. То есть люди делятся на тех, кто владеет фабриками, заводами, нефтяными вышками, землей, магазинами, и на тех, кто всем этим не владеет. Первые – это хозяева, которые нанимают людей, не владеющих такой собственностью, на работу или заставляют их работать на себя. Понятно, что между рабочим и владельцем завода есть различия, как есть различия между феодалом и зависимым крестьянином. Однако и сами владельцы фабрик, заводов, магазинов отличаются между собой.

Согласитесь, есть разница между владельцем маленькой булочной и владельцем крупной нефтяной компании. Эта разница и в получаемых доходах, и в образе жизни, и в одежде, и в возможностях. Так, например, владельцы крупных предприятий знакомы со многими членами правительства, с президентом, мы их часто видим на телеэкранах и т.д. Тогда как владелец маленькой булочной или палатки на рынке зачастую ни по образу жизни, ни по доходам не отличается от человека, работающего на крупном промышленном предприятии. Более того, человек, работающий на хозяина, может получать очень большие деньги и жить гораздо лучше, чем владелец мелкой или средней собственности. Думается, вы знаете, что существует разница в доходах и образе жизни между управляющим крупным банком и владельцем мастерской по ремонту обуви. Точно так же, как существует разница между управляющим банком и, например, рабочим Волжского автомобильного завода.

Как видите, люди, составляющие общество, отличаются друг от друга не только по классовым признакам, поэтому помимо классов ученые-социологи выделяют еще и социальные слои, в которых люди различаются по уровню доходов, близости к власти, профессии, виду деятельности, престижу, уровню образования, культуры и т.п.

Назовите социальные слои, существовавшие в феодальном обществе.

О тех, кто также был вынужден бороться за свои права. Конечно, в современном обществе социальных слоев больше, но они были и в рабовладельческом обществе, и в феодальном. В наше время между людьми, принадлежащими к разным классам и разным социальным слоям, нет равенства, не было его и прежде. Более того, если сегодняшнее неравенство основано на различиях в уровне культуры, богатства и т.д., то в средние века, например, различия закреплялись в законах и выражались в количестве прав, которыми мог обладать человек, принадлежащий к тому или иному классу или социальному слою. Закон определял не только количество различных повинностей и налогов, но и то, кому какую одежду позволительно носить, кто кому должен уступать дорогу при встрече и т.д. Привилегией феодала было господство над личностью и имуществом людей, принадлежащих к другим классам. Так, например, даже самый захудалый дворянин мог избить не только крестьянина, но и очень богатого ремесленника или купца. Феодалы, обладавшие властью, строго следили за сохранением своих привилегий. Это не могло не вызывать сопротивления не только крестьян, но и ремесленников, купцов, банкиров и прочих людей. Поэтому вслед за крестьянами и они поднялись на борьбу за свои права.

Вопросы и задания

1. Что такое демографическая группа? Приведите примеры демографических групп.

2. Чем демографическая группа отличается от других социальных групп?

3. Что называют социальным классом? Назовите известные вам социальные классы.

4. Каковы были взаимоотношения между людьми, принадлежащими к разным социальным классам? Обоснуйте свой ответ.

5. Что называют социальным слоем? Попробуйте перечислить социальные слои, существующие в современном обществе.

6. Как по-вашему, какие отношения были между людьми из разных социальных слоев феодального общества? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема «Шаг за шагом к правам человека»

За что боролись жители средневековых городов? Столетие сменялось столетием, и со временем все большее количество людей поднималось на борьбу за свои права. Из учебников истории вы знаете, что начиная с X века в городах Европы происходили восстания, которые подчас перерастали в настоящие войны, длившиеся десятилетия, а то и столетия, как, например, во французском городе Лане.

Жители городов – кожевенники и стеклодувы, перчаточники и мастера серебряных дел, владельцы таверн и ткачи – поднимались против неуемной жадности сеньоров – хозяев городской земли, которые не только взимали с горожан очень большие поборы, но и присваивали себе право на их собственность, свободу, а нередко и на саму жизнь. Дело в том, что, согласно законам феодальных государств, господин имел право собирать налоги когда и сколько захочет. Кроме того, он имел своих стражников, свой собственный суд и тюрьму.

Как вы считаете, мог ли суд, находившийся под контролем феодала, судить по справедливости? Докажите свою точку зрения.

Вы наверняка согласитесь, что в таких условиях было бесполезно сопротивляться господину. Тюремные стены видели смерть не одного несчастного, попытавшегося защитить справедливость. Но всякому терпению приходит конец, ведь отобранные у горожан деньги шли на развлечение сеньора и его семьи. Ремесленнику же или купцу они были нужны для развития своего дела: купить сырье, орудия труда, построить мастерские, отправиться в далекое и небезопасное путешествие за новыми товарами и т.д. Кроме того, деньги были необходимы, чтобы кормить семью, содержать дом, лечиться от болезней.

Как вы считаете, влияли ли неограниченные права сеньоров на развитие страны? Обоснуйте свою точку зрения.

Сначала требования горожан были не такими уж и большими. Они хотели, чтобы сеньоры сократили налоги, дали возможность развивать ремесло и торговлю, но те крепко держались за свои привилегии и не собирались уступать. Вот тогда-то и возникла идея самоуправления: горожане стали бороться за то, чтобы власть в городе принадлежала им, чтобы они сами избирали городской совет, мэра, сами собирали налоги, расходуя их часть на развитие города, чтобы в городе был свой суд, военный отряд на случай опасности и т.д. Многие из восставших смогли добиться желаемого, и уже в XI-XII веках в Европе появились города-республики, вольные города и даже города-государства, подчинившие себе обширные территории.

1. Вспомните, что вам известно из курса истории о борьбе городов с сеньорами.

2. Что вы знаете о городском самоуправлении?

3. Как вы думаете, за какие права боролись горожане? Аргументируйте свой ответ.

Великая хартия вольностей. За права, за справедливые законы боролись представители разных классов, в том числе и сами феодалы. Да-да, и они были ущемлены в своих правах, поскольку являлись подданными короля. Из учебников истории вы знаете, что в Англии в начале XIII века король Иоанн, прозванный Безземельным, вынужден был подчиниться требованиям своих подданных и подписать грамоту, ставшую первым документом о правах человека. Тогда в борьбе против королевского самовластия объединились английские бароны, рыцари, горожане, духовенство, крестьяне. В результате Лондон оказался в руках восставших, и из опасения потерять корону Иоанн Безземельный пожаловал «всем свободным людям королевства» вольности на вечные времена.

Знакомимся с документом

Из Великой хартии вольностей (1215 г.)

Иоанн, Божьей милостью король Англии по Божьему велению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви… Пожаловали мы всем свободным людям королевства нашего за нас все нижеописанные вольности, чтобы имели их и владели ими и их наследники от нас и от наследников наших.

1. Во-первых, дали перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности.

12. Ни щитовые деньги, ни какое-либо иное пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения первого сына нашего и для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно брать лишь умеренное пособие.

13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города, и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.

20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество.

28. Ни констебль, ни другой какой-либо другой чиновник не должен брать ни у кого хлеб или другое имущество иначе, как немедленно же уплатив за него деньги или же получив от продавца добровольное согласие на отсрочку (уплаты).

30. Никакой шериф… или кто-либо не должен брать лошадей или повозки у какого-либо свободного человека для перевозки иначе, как с согласия этого свободного человека.

31. Ни мы, ни наши чиновники не будем брать лес для (наших) укреплений или для других надобностей иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит.

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны.

40. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.

41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии как по суше, так и по воде, для того чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивать лишь старинные и справедливые, обычаем установленные пошлины, за исключением военного времени, и если будут купцы из земли воюющей против нас… они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы… не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися… в стране, воюющей против нас; и если наши там в безопасности, то те и другие должны быть в безопасности в нашей земле.

45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов… лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять.

52. Если кто был лишен нами без законного приговора… своих земель, замков, вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если об этом была тяжба, пусть она будет решена по приговору двадцати пяти баронов.

1. Исходя из пожалованных вольностей, составьте рассказ о том, каково было положение подданных английского короля до принятия Великой хартии вольностей.

2. Найдите в Великой хартии вольностей права, защищающие:

а) свободу;

б) собственность;

в) жизнь подданных короля.

Объясните свой выбор.

3. Как по-вашему, какое отношение к правам человека имеет предоставление свободы английской церкви (статья 1)?

4. Прочитайте статью 41 Великой хартии вольностей. Поясните, о чем в ней говорится. Как вы считаете, справедливо ли это установление?

1. В чем причины восстания горожан в средневековье? Каких прав они добивались?

2. Как вы думаете, связаны ли эти права с правом на жизнь, собственность, свободу?

3. Как вы считаете, лучше или хуже стали развиваться города, завоевавшие самоуправление? Обоснуйте свой ответ.

4. Какой документ историки называют первым документом о правах человека? Какие права он защитил?

5. Как по-вашему, все ли подданные английского короля могли пользоваться данными правами? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста.

6. Чем вы можете объяснить то, что к XV веку идея прав человека становится очень популярной?

7. Какие социальные классы и слои в большей степени были заинтересованы в утверждении прав человека? Почему?

8. В Нантском эдикте говорится об уравнивании прав верующих: католиков и протестантов. Какое отношение имеет этот документ к правам человека?

Ищем ответ на главный вопрос. Какой же справедливости добились люди разных стран к XVI веку?

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте