search
main
0

В поисках новых смысловых ключей

Связующая нить, которая не прервется

Это неправда, что дети стали меньше читать. Сетования на эту тему раздавались и раньше, когда изобретатели смартфонов и компьютеров еще сами учились в школе. Не бывает детей, не любящих читать. Педагога должно привлекать все, что может вдохновить ребенка на чтение. Как научить читать не ради оценки, а ради того, чтобы получать удовольствие от самого процесса постижения прочитанного, лучше понять себя, погружаясь в мир литературных героев? Лауреату конкурса «Учитель года России»-2022 Виталию КАДОЧНИКОВУ удалось найти подход к ученикам и увлечь их чтением.

Виталий Валерьевич опытный педагог. Из 46 лет своей жизни более половины он посвятил школе и детям. В настоящее время Виталий Кадочников работает в средней общеобразовательной школе №36 города Кемерова на параллели восьмых и десятых классов.

В преподавании русского языка и литературы Виталий Валерьевич опирается прежде всего на знание возрастной психологии учеников и индивидуальных личностных качеств. К этому педагог пришел 15 лет назад, когда понял, что не удовлетворен до конца результатами обучения. В этот период он ознакомился с исследовательским трудом А.А.Гина, давшим ему, как он выразился, «педагогический конструктор».

Когда Виталий Валерьевич говорит о тех людях, тех педагогах, что сыграли немалую роль в выборе его профессии, чаще всего звучат имена Людмилы Романовны Травинской, его школьного преподавателя литературы, и первой учительницы Антониды Алексеевны. По словам нашего героя, учитель начальных классов заложила основы чтения классической литературы. «Как это произошло в начальных классах? Антонида Алексеевна читала нам вслух, смеялась вместе с нами. Именно от нее моя любовь к творчеству Павла Бажова. Она нам так его читала! Мы не испытывали затруднений в понимании языка сказа», – с улыбкой говорит Виталий Валерьевич. Он благодарен и своим научным руководителям в Кемеровском государственном университете Людмиле Алексеевне Ходанен и Наталье Эмильевне Касаткиной, именно они когда-то определили для него ту педагогическую магистраль, по которой учитель литературы Кадочников успешно движется до сих пор.

Вспоминая своих любимых педагогов, Виталий Валерьевич говорит о том, что большое значение для восприятия детьми всего богатства литературы имеют методичность, увлеченность и манера преподавания учителя.

«У нас не было давления сверху, позиция учителя не являлась ведущей или единственной», – вспоминает учитель.

В профессию Виталий Валерьевич пришел вполне осознанно. Поступив после школы в Кемеровский государственный университет на филологический факультет, он постепенно расширил свои знания о литературе настолько, что решил: надо непременно поделиться ими с новым поколением. Так окончательно пришло понимание, что педагогика – это его. Самый важный результат обучения литературе (да и вообще любому предмету) для Кадочникова заключается в том, что дети приходят на уроки с удовольствием, у них горят глаза, невольно вырываются возгласы: «Ух ты!» В такие моменты понимаешь, что выбрал правильный путь.

Конкурс «Учитель года» и победа на региональном этапе тоже были не случайны. Виталий Валерьевич не впервые участвовал в профессиональных состязаниях. В 2008 году он победил во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России», который проводился в рамках национального проекта «Образование», несколько раз участвовал и становился лауреатом областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» в номинациях «Педагог-воспитатель» и «Педагог-методист» (2003, 2012, 2019 гг.), в 2011 году победил и в городском, и в областном этапах конкурса «Самый классный «классный». О достижениях Виталия Кадочникова можно говорить долго, но дадим слово ему самому. «Конкурсное движение для меня – это возможность обобщения профессиональной деятельности, я участвую в конкурсах, если вижу необходимость обобщить материал во многих направлениях», – говорит Виталий Валерьевич, когда речь заходит о том, как он оказался вовлеченным в большую гонку под названием «Учитель года». Конкурс подразумевает несколько этапов: муниципальный, региональный и федеральный, причем участие в них не обязательно может следовать одно за другим, все зависит от желания и уровня накопленного опыта. Так, в 2004 году Виталий Валерьевич стал победителем городского конкурса «Учитель года», а затем вошел в десятку лучших учителей на региональном этапе. Повторить свой опыт учитель захотел в декабре 2021 года и вышел на федеральный уровень. Этот этап конкурса в сентябре – октябре 2022 года проходил в Тюмени. На каждом этапе педагоги проводят конкурсный урок, воспитательное мероприятие и мастер-класс. Также предполагается участие в педагогических дебатах. И если на региональном этапе делается упор на профессионализм в ведении уроков, то всероссийский этап должен показать, чего ты стоишь именно во взаимодействии с детьми. Если говорить об этапе в Тюмени, то в отношении конкурсного урока была некоторая доля интриги. Его тематика определялась в соответствии с тем, что обычно изучают по школьной программе в текущем календарном отрезке. И тут уж кому что достанется. Герою нашей публикации довелось провести открытый конкурсный урок в 6‑м классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Виталий Кадочников считает, что на уроках необходимо погружение детей в литературно-исторический контекст. К конкурсному уроку по «Дубровскому» были составлены художественная карта романа и историческая карта Российской империи двухсотлетней давности, вместе с детьми учитель проанализировал, что нового Пушкин привнес в литературу этим произведением, какие отношения бытовали между помещиками и как это повлияло на взаимоотношения героев романа. Все это для шестиклассников, возможно, и сложно, но очень интересно.

Виталий Валерьевич не ограничивается рамками только тех произведений, что предусмотрены школьной программой. О современной литературе он узнает много интересного от самих учеников на внеклассных занятиях, в рамках литературной гостиной. Выяснилось, что нынешние подростки интересуются японской литературой. На фэнтези и фантастику у них нестандартный взгляд. Так, в произведениях Айзека Азимова их интересует психология роботов. Одна ученица внезапно удивила своего учителя интересом к теме жизни глухих в книге «Переводчик», где повествование ведется о глухой девочке и ее восприятии мира. Любопытным открытием во многом оказался как для учеников, так и для самого учителя жанр антиутопии. В рамках урока, посвященного этому жанру, прошло весьма интересное для обеих сторон обсуждение романа Татьяны Толстой «Кысь». Понятие «современная литература» весьма широко, например, в том же Литературном институте она начинается чуть ли не с конца XIX века. Однако именно сопоставление литературных сюжетов классических произведений XIX века с теми, что были созданы в период Серебряного века, а затем с современными, вызывает интерес при их сравнении. Ведь, по сути, они порой повествуют об одном и том же, говорят об обычных вещах необычным для детей языком. Однажды Виталий Валерьевич провел для десятиклассников экспериментальный урок, где сопоставил мифологические античные образы с теми, что были созданы авторами Серебряного века. Подобные сопоставления открывают необычный угол зрения на разнообразие и богатство, на широту художественной литературы и в то же время говорят о ее человеческой и жизненной актуальности.

Но не литературой единой живут сегодняшние учителя. Виталий Валерьевич в свободное время очень любит гулять пешком, причем не только по родному Кемерову, он делает это в любом городе России, куда отправляется в путешествие и с семьей, и со своими учениками. В этом году состоялась поездка по маршруту Архангельск – Волгоград – Махачкала. Педагог и школьники ходили на теплоходе по Волге и Каспию, застав период цветения лотосов. Своими впечатлениями от путешествий Виталий Кадочников делится с друзьями и близкими: снимает видеоролики и выкладывает их в Сеть. Все это, конечно, расширяет кругозор ребят и дает в итоге новые смысловые ключи к пониманию предмета.

Виталию Валерьевичу хотелось бы, чтобы преподавание литературы в базовой его части было подачей не текстов, но произведений, рассматриваемых в контексте взаимодействия с другими видами искусства. Сам он для этого делает очень многое: создает с учениками театральные постановки по теме, вводя иногда в спектакль новых персонажей, не предусмотренных книгой. Тетради по литературе у его учеников похожи на иллюстрированный журнал: дети сами рисуют персонажей, демонстрируют свое видение произведения. А еще они учатся анализировать и не стесняться своего суждения, возможно, весьма отличного от общепринятого.

«Хочу пожелать, чтобы преподавание русской классической литературы не становилось элитарным видом искусства, оно должно быть для всех, произведения должны вести за собой, находиться не на уровне сознания ребенка, а чуть выше», – говорит Виталий Валерьевич.

Пройдет несколько лет, и кто-нибудь из нынешних кемеровских школьников, вспоминая свое детство, проведенное в стенах 36‑й школы, тоже выберет профессию учителя, также захочет обобщить свой профессиональный опыт, по­участвовав в конкурсе «Учитель года». Будет вспоминать свои школьные годы чудесные, где были литературная гостиная, театрализованные представления, где можно было вполне легально разрисовывать тетрадь по литературе ярко и интересно, где мир предмета открылся во всей полноте, и в него захотелось войти. И однажды кто-то уже из их учеников в свою очередь воскликнет: «Ух ты!», и связующая нить не прервется никогда. А разве не в этом смысл высокого служения учителя?

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Борис КУТЕНКОВ, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте