search
main
0

В поисках гармонии

На работе нужно гореть, но не выгорать

Мудрость, проверенная не одной сотней поколений, гласит: здоровье не купишь. Поэтому его нужно беречь, особенно в условиях стрессогенной профессиональной деятельности. Опрос даже небольшой группы педагогов, проведенный перед началом межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное здоровье педагога как ресурс развития современного образования», показал, что только 11% из них не испытывают стресса во время урока. А по результатам более масштабного анкетирования выяснилось, что порядка 75% специалистов в области образования уже через 10 лет задумываются о смене профессиональной деятельности.

 

На мастер-классах о профилактике профвыгорания

 

Таким образом, конференция, прошедшая в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума и организованная Информационно-методическим центром Приморского района при активном участии районного Совета молодых педагогов, затронула действительно очень важную тему.

Местом встречи участников стала шко­ла №55 Приморского района. Приветствуя собравшихся, директор учреждения Евгения Андреева заметила, что школа – это прежде всего люди: дети, родители, команда педагогов. Сегодняшний разговор – нужный и своевременный, потому что посвящен здоровью учителя, без которого школы не бывает.

 

Психологи советуют…

 

То, что здоровье – величина объемная, подчеркнул настоятель храма Святой преподобномученицы Евгении на Парашютной улице, директор Центра духовной культуры и образования Приморского округа Санкт-Петербургской епархии Андрей Ковальчук. В это понятие входят и духовная, и физическая составляющие. А если погружаться в глубину веков и слов, то станет понятно, что у «здоровья» – корень «дар», и об этом даре нужно заботиться. Андрей Ковальчук посоветовал не относиться к телу как к врагу души, ведь все тесно взаимосвязано: небрежение к физическому здоровью, негативные внешние воздействия на него приводят к заболеваниям духа, души.

Все должно быть в гармонии, в том числе в профессиональном бытии педагога, уверена директор Института управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского, профессор Ольга Даутова. А для ощущения в себе гармонии нужно иметь адекватную самооценку и обладать целостной картиной мира. То есть быть личностно зрелым человеком. Но даже это не мешает педагогам задаваться вопросом: «Кто я на самом деле?» Этот вопрос не случаен: учитель часто надевает маску, которая может прорастать в нем. Поэтому очень важно выйти на самоактуализацию, разобраться в себе, понять, что тебе ближе: идти по наработанным схемам и подстраиваться под нормы или искать выход за пределы непрерывного потока? Правда, по результатам проведенного учеными исследования выяснилось, что, увы, самоактуализироваться желают лишь от 12 до 18% педагогов.

На конференции зашел разговор и о здоровой пище. К сожалению, по данным мини-опроса, только 37% учителей следят за своим питанием. Многие не находят в течение дня времени пообедать. И, как пояснила младший научный сотрудник, аспирант, врач-эндокринолог НМИЦ имени В.А.Алмазова Арина Михайлова, как следствие, люди часто… переедают. То есть приходят домой поздно и наедаются на ночь. А затем мучают себя диетами, превращая свою жизнь в ад. Питание должно быть сбалансированным, но и позволять себе «кусочек удовольствия» тоже рекомендуется. Как подчеркнула специалист, когда хочется, обязательно нужно порадовать себя каким-нибудь лакомством.

По мнению директора школы №25 Калуги, абсолютного победителя конкурса «Директор года России»-2023, заместителя председателя Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования Алексея Мокрушина, внутренний покой и позитивное эмоциональное состояние помогает сохранить внутренняя переустановка. Например, если вместо «я должен» человек говорит себе «я выбираю». Вместо «я должен победить в конкурсе» – «я должен не проиграть». Это меняет отношение к ситуации, она перестает выглядеть драматичной. Даже если у тебя что-то не получилось, это повод понять, что это не твое, а если получилось, делись, тем более что состояние профессионального одиночества педагогу противопоказано.

Нужно заметить, что организаторы конференции после теоретической части предложили гостям серию мастер-классов, на которых можно было получить практические советы, рекомендации, пройти тестирование и т. д.

Например, мастер-класс, который провели педагоги-психологи школы №657 Приморского района Юлия Булавинова и Екатерина Новокрещенова, назывался «Гореть, но не выгорать». Специалисты ознакомили педагогов со стадиями профессионального выгорания, которое начинается с усталости и снижения участия в жизни школы и заканчивается разочарованием на грани отчаяния. По статистике, в 2023 году почти 50% россиян сталкивались с профессиональным выгоранием, и, что удручает, в основном это люди до 35 лет. Причины выгорания могут быть разными, в том числе атмосфера в организации и личностные особенности. Участники мастер-класса, объединившись в группы, тоже попытались определить, что может спровоцировать апатию и усталость от работы, а затем предложили свои решения проблемы. Кроме того, каждая группа озвучила список ресурсов для восполнения энергии и снятия негативных эмоций. Любопытно, что в нем оказались и баня, и театр, и встречи с друзьями, но не педагогами, и покупки новых вещей, о которых давно мечтали.

Ведущие мастер-класса в свою очередь снабдили участников памяткой, где были прописаны принципы профилактики профвыгорания: благополучие специалиста – важно, перерабатывать в ущерб себе – стыдно, между работой и личной жизнью должны быть границы, затраты и усилия должны быть вознаграждены, сотрудники имеют право влиять на рабочие процессы, все имеют право получать поддержку и признание, развитие и обмен опытом вдохновляют и т. д.

В то же время в ходе мастер-класса все пришли к выводу, что профессиональное выгорание разово не вылечить, нужен системный подход. Однако если у человека уже нет желания оставаться в профессии, если он опустошен эмоционально, то лучшим решением будет сменить сферу деятельности или взять длительный отпуск, чтобы понять, нужно ли возвращаться. И здесь важно руководствоваться только одним принципом: не навреди.

Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург. Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте