search
main
0

В погоне за рынком труда. Учиться пять лет, чтобы работать не по специальности?

Кадры решают все. Бурный экономический рост требует кадрового ресурса, а его отсутствие тормозит развитие экономики. По данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, сегодня на рынке труда города около 50 тысяч вакантных мест. 70% из них составляют рабочие специальности. Кроме того, на бирже труда зарегистрировано 20 тысяч безработных, причем 25-26% среди безработных – молодые люди. Определенная часть их принадлежит выпускникам вузов: примерно 1,2% выпуска. Ни бизнес-сообщество, ни ректоры вузов не считают эту цифру катастрофической.

По мнению председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева, проблема трудоустройства выпускников носит не такой резкий характер, как это было в 1990-х годах. По западным меркам, вуз готовит очень хорошо, если на биржу труда после окончания вуза приходит менее 1% выпускников. Вузы Санкт-Петербурга подошли к этому проценту с точки зрения трудоустройства. Таким образом, проблема заключается не в этом, а в трудоустройстве по специальности. Увы, но многие выпускники не устраиваются работать по той специальности, на которую обучались в течение 5-6 лет. Впрочем, по словам Васильева, количество людей, окончивших вуз и работающих не по специальности, в мире составляет 35%. В большинстве своем человек, работающий не по специальности, в процессе активной трудовой деятельности, может, и меняет направление этой деятельности. Это, кстати, служит иллюстрацией к позиции, которую декларируют развитые страны: образование через всю жизнь. Другое дело, что проблема трудоустройства по специальности усугубляется еще и тем, что ни государство, а в государственных вузах учится более 90% студентов, ни работодатель не могут сформулировать число специалистов, которые им будут необходимы через пять-шесть лет. Поэтому вузы Петербурга, к примеру, пошли по следующему пути: давать фундаментальное образование, на базе которого студенту в его практико-ориентируемой деятельности на старших курсах вуза было бы достаточно легко адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда.

Что касается долгосрочного прогноза потребности в специалистах, то Министерство экономического развития и торговли, как представитель государства, составляет среднесрочную программу на два-три года. Это необходимая процедура, поскольку государство является самым мощным работодателем: в России работающих – 65 миллионов человек, из них 27 миллионов трудятся в бюджетной сфере. С другим работодателем, который представляет малый и средний бизнес, дела обстоят еще сложнее: как правило, фирмы не имеют программы развития, которая бы охватывала временной лаг от 10 до 15 лет. Однако вузы работают с временным промежутком в пять лет. Поэтому им приходится прогнозировать ситуацию самим, ориентируясь на тенденции развития науки и техники, приоритетные направления. Это неправильно, считает Владимир Васильев, так как система высшего профессионального образования, по сути, сама себе начинает заказывать специалистов, вместо внешнего заказчика. С другой стороны, есть заказ со стороны субъекта Федерации, но здесь нет никакой гарантии, что выпускник вернется на то же самое место, и законодательство не позволяет жестко закрепить специалиста на месте, как было в прежней системе распределения выпускников вузов.

Если говорить о мотивации выпускников, то Владимир Васильев в ИА «Росбалт» представил интересные данные. Социологический опрос показал, что сегодняшний молодой человек (78%) считает, что карьера зависит в первую очередь от него, а не от денег, государства, родителей и т.д. В 1990-х годах эта цифра составляла порядка 12%. Таким образом, ребята понимают, что если у них будет неплохая подготовка и мотивация на активный труд, то они становятся конкурентоспособными.

Вообще же, 60% вакансий сегодня ориентировано на людей от 22 лет. Среди страждущих работать на первом месте по востребованности стоит сфера маркетинга и продаж. На втором месте – информационные технологии. Любопытно, что многие выпускники вузов очень высоко себя оценивают. Однако стоимость специалиста зависит от специальности, дополнительных навыков (знание иностранного языка, владение компьютером), имиджа вуза. Что касается дополнительных навыков, то 70% выпускников пишут, что свободно владеют английским языком. Но в их понимании свободно владеть языком – это владеть им со словарем. Увы, для работодателя это является показателем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте