– Желающих много больше, – подтвердила мои сомнения завуч Надежда Ивановна Сеничева. – Но…
Школа-центр образовательных услуг – муниципальная, правопреемница вечерней. Здесь обучаются 850 человек, есть классы компенсирующего обучения, группа слабослышащих детей на индивидуальном обучении. И на всех – лишь 7 кабинетов! Не хватает учебников, нет библиотеки…
– До экстернов ли нам? – невесело говорит Надежда Ивановна. – Нужно, чтобы положением об экстернате регулировалась оплата труда педагогов – мы выкраиваем деньги из фонда экономии заработной платы. Финансируется всего одна консультация по предмету на каждого, мизерные средства выделяются на проверку работ. В результате у учителя, имеющего ставку в лучшем случае в 460 рублей, нет материальной заинтересованности заниматься еще и с экстернами.
Однако не только финансовая сторона не проработана. Положение об экстернате принято в 1994 году, и его, считает Сеничева, можно трактовать двояко. Непонятно, например, сколько лет имеют силу оценки, полученные в профессиональных учебных заведениях. Нередко бывает, что парень не окончил по какой-либо причине ПТУ, пошел в армию и, чтобы получить после возвращения аттестат, должен сдать перед выпускными экзаменами 12 экзаменов допуска по всем предметам! Согласно положению об экстернате, оценки имеют силу всего год.
– Я считаю, что оценки должны переноситься в аттестат независимо от срока давности, – продолжает Надежда Ивановна. – Экстерн должен сдавать только выпускные экзамены. А сейчас из-за неясности в положении пришлось отказать большой группе ребят – при всем к ним сочувствии у нас нет возможности проводить еще и экзамены допуска.
За последние семь лет экстерны, если можно так выразиться, постарели. Сейчас аттестат требуется 27-30-летним. В основном это те, кто когда-то ушел или был исключен из профучилищ перед дипломом. Есть ребята, не сдавшие в общеобразовательной школе 1-2 экзамена, порой из-за конфликта с учителем. Некоторых направляют за аттестатом из правоохранительных органов. Для некоторых экстернат – единственная возможность получить образование.
– Бывает, детям не на что ездить в школу, – рассказывает главный специалист городского Комитета по образованию И.Н.Казаринова. – Нашли выход в сочетании экстерната с семейным обучением – дома с детьми занималась мама.
Вообще жизнь ставит такие проблемы, какие самым распрекрасным документом не предусмотришь. Есть дети, которые в 10 лет ни читать, ни считать не умеют. Их направляют на ускоренный курс все в ту же школу-центр образовательных услуг, хотя это статусом вечерней школы не предусмотрено.
…А что же юные гении, которые, как думалось, больше всего заинтересованы в экстернате? Школы сами обучают таких по индивидуальным программам. Но их немного, я, например, знаю всего двоих. Видимо, перегруженные школьные программы лишают даже вундеркиндов охоты штудировать науки в ускоренном темпе.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
Комментарии