search
main
0

В Петрозаводске родители учеников школы для особых детей просят об автобусе с подъемником

В редакцию «Учительской газеты» обратились законные представители детей с инвалидностью. Школьники обучаются в коррекционной школе №21 Петрозаводска, в которой организована помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Некоторые ученики живут в интернате при школе, а дети-петрозаводчане каждый день добираются до образовательной организации на школьном автобусе.

Фото: Мария Голубева

Как пояснили мамы школьников, порядка двух лет у автобуса, который осуществляет подвоз детей, не работает подъемник. Сначала его пытались ремонтировать, но, когда стало ясно, что ремонту он уже не подлежит, школа подала заявку на новое транспортное средство. Так сказали законным представителям детей сотрудники школы. И каждый раз, в течение двух лет, в случае ремонта автобуса, – не только подъемника, а самого транспортного средства, – на свои возмущения мамы и папы слышат один ответ: «Ничего поделать не можем. Заявка подана».

«Заявка-то, может, и подана, а дело не двигается», – констатирует Наталья М., мама ребенка особой заботы.

Родители решили самостоятельно известить региональное Минобразования и спорта о ситуации. В октябре четыре мамы, дети которых особо нуждаются в таком автобусе, написали в Министерство образования обращения, в которых каждая изложила историю своего ребенка и объяснила, почему им так необходим автобус с подъемником. Главные проблемы: большой вес детей, а в случае транспортировки в коляске – и подавно: от 50 до 100 кг.

– Коляски у наших детей со сложной структурой нарушений – специальные, оснащенные различными видами поддержек и настроек, и поэтому очень тяжелые, – рассказывает Наталья М. – Противопоказаниями при пересаживании из коляски в коляску для перевозки в автобусе являются диагнозы школьников – спинальная мышечная атрофия (СМА), остеопороз. К тому же некомфортна сама процедура пересаживания на улице, на глазах у прохожих. Никто не отменяет и человеческий фактор, когда любой из нас, будь то мама или сотрудник школы, может поскользнуться, запнуться, сделать неловкое движение – и травма ребенку будет обеспечена! Казалось бы, обращения отправлены через портал Правительства РК, но Минобразование не удостоило нас ответами! Ни одна из нас не получила подтверждения, звонка, письменного оповещения в ответ на обращение.

Тогда родители решили обратиться во Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). От имени Совета ВОРДИ в январе 2021 года направили обращение в Министерство образования и спорта Карелии. На этот раз ответ не получила и организация!

В марте члены совета ВОРДИ участвовали в Федеральном селекторном совещании среди представителей региональных министерств образования, на котором был поднят вопрос о качестве подвоза детей в школе для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

«Каково же было удивление, когда замминистра образования Андрей Шевяков ответил, что для него отсутствие автобуса с подъемником – открытие!», – возмущаются родители.

Как пояснили законные представители детей, нередко школьный автобус ломается. Иногда мам и бабушек – именно они, как правило, отвозят детей на остановку – предупреждают с вечера о том, что автобус сломался. Случается и так, что ребенок собрался в школу, его одели и усадили в коляску, а автобус сломался – застрял на заснеженной улице, не завелся в морозный день… Планировать при такой организации собственный день родителям сложно. Дети учатся до 14 часов. И у родителей есть небольшой промежуток времени, с 8 утра до 14 дня, чтобы решать насущные проблемы или работать.

До недавнего времени не было в автобусе и человека, который помогал бы мамам с надорванными спинами усаживать детей в салон. С задачей справлялись сами мамы и женщина-сопровождающая.

– Технический сотрудник появился после обращения ВОРДИ (по просьбе родителей) в Минобр, – рассказывает Наталья М. – Теперь мамы лишь помогают, основную нагрузку он берет на себя. Но, уверена, у детей с подобными ограничениями должен быть автобус с подъемником, чтобы не дергать и не травмировать их, пересаживая из специально оборудованных колясок в транспорт.

Елена, мама Никифора, соглашается с тем, что подъемник необходим. Сын Никифор любит собственную коляску с пультом управления. Для него это «продолжение тела», говорит мама мальчика. В этой коляске он самостоятельно передвигается по улицам города, может, нажав на кнопку, повернуть вправо и влево, посигналить и чувствует себя обычным озорным мальчиком, какой и есть.

– Нам приходится пересаживать сына. В школе у него обычная коляска, в которой ему сложно сидеть – затекают ноги, болит спина. Иногда он плачет, потому что испытывает боль, ведь у Никифора тяжелое заболевание опорно-двигательного аппарата (ОДА), и он нуждается в коляске, которую ему подобрали врачи-специалисты, – рассказывает Елена. – Но вес электрической коляски настолько велик, что ее нереально поднимать на руках в автобус. Поэтому… пересаживаем вопреки всем рекомендациям.

Никифор подтверждает, что с радостью идет в школу – там интересно.

– Мечтаю ездить по школе на своей коляске. Она новая, удобная. У прежней заряда аккумулятора хватало ненадолго – начинала мигать красная кнопка, и она не ехала, – рассказал Никифор. А его мама уточнила, что в школе работают подъемники, и ребенку важно чувствовать себя более самостоятельным.

Ольга, мама Артема, крупного подростка, поясняет, что если бы ребенок не мог сделать несколько шагов самостоятельно, то занести в автобус молодого человека было бы практически невозможно. К остановке его привозят на коляске, а в посадке в автобус «Газель» принимают участие три взрослых человека.

Семью выручает то, что они живут на первом этаже съемной квартиры, поэтому ребенок не заперт в четырех стенах и учится в школе. По месту прописки, в поселке Ильинский Олонецкого района, семья жила в деревянном двухэтажном доме на втором этаже. Мальчик не может спуститься и подняться по крутой лестнице, подъемник и пандус там тоже не установить. «Дом ветхий, и таких нагрузок он не выдержит», – констатирует мама школьника.

Родители пояснили «Учительской газете», что не первый год пытаются решить эту проблему. Обращались в Министерство образования и спорта Карелии, просили директора школы-интерната Ирину Неровня более активно лоббировать интересы учеников при заказе специализированного транспорта по программе «Школьный автобус». О проблеме детей и родителей узнал детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. «Пока аппарат уполномоченного запросил все необходимые документы», – пояснил омбудсмен и от оценок увиденного воздержался.

В Министерстве образования и спорта Карелии «Учительской газете» подтвердили, что о проблеме особых детей школы №21 им известно. «Планируем приобретение автобуса в 2021 году, пока определяем источник», – прокомментировал ситуацию министр образования и спорта республики Роман Голубев.

Родители же, которым несколько лет обещают построить новую коррекционную школу по федеральной программе, надеются, что вопрос со специализированным транспортом им удастся решить до окончания школы их детей или до первой травмы при небезопасной посадке в школьный автобус.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте