Начало школьной жизни, первые дни, месяцы, учебные четверти, через которые проходит каждый маленький человек, – один из важнейших социально-психологических этапов становления личности. Очень важно, чтобы этот процесс не был травматичным, а детские годы запомнились малышу как время беззаботности и безопасности. Для этого придется постараться всем: и педагогам начальных классов, и воспитателям дошкольных учреждений, и психологам, и, разумеется, родителям. Что они думают по этому поводу и какие рекомендации могут предложить читателям «Учительской газеты»?
Наука жизни: семья и школа
По мнению учителя начальных классов школы №69 города Екатеринбурга, победителя конкурса «Учитель года России»-2008 почетного работника общего образования РФ Екатерины Белоцерковской, в первый класс идет семья, и прежде всего взаимодействовать нужно с родителями.
– С первого же собрания задача учителя – по-хорошему «захватить» коллектив мам и пап, чтобы им захотелось прийти еще раз. В сентябре мы встречаемся с родителями каждую неделю. Задача учителя – настроить родителя на школу, проводить с ним больше времени, понять его потребности, желания. Если родитель «заразится» настроением от учителя, с ребенком проблем не будет. Адаптируется к школе малыш, однако родительские эмоции гораздо сильнее и ярче ученических, а ожидания от учительского коллектива и представления о школе – четче и осмысленнее, – уверена педагог.
Второй шаг для адаптации ребенка – приглашение на уроки. В конце сентября Екатерина Белоцерковская проводит открытые уроки для мам и пап. Родителям важно знать, как устроился ребенок в классе, комфортно, удобно и безопасно ли ему, понимать, что к нему хорошо относятся одноклассники и у него появились друзья. Школьник в свою очередь видит глаза родителей и понимает, что они одобряют работу педагога. Следующий этап адаптации – урок от родителя. В начальной школе мамы и папы всегда готовы принимать участие в жизни класса. Родитель выбирает предмет и тему и может провести не целое занятие, а на 15‑20 минут. Для ребенка это важно: его близкий взрослый сегодня был в классе!
Если мамы и папы перегружены работой, их место могут занять бабушки и дедушки.
– Хотя я глубоко убеждена, что старшие родственники существуют только для того, чтобы любить ребенка (сама недавно стала бабушкой), их поддержка тоже значима для младшего школьника, – подчеркивает Екатерина Геннадиевна. – В школе №69 проходят «Бабушкины посиделки»: можно прийти, посмотреть на ребенка в классе, пообщаться с педагогами, послушать и почитать стихи, поучаствовать в маленьких сценках. Главная задача учителя – организовать взаимодействие семьи и школы. Если оно удается, адаптация ребенка проходит просто.
Первый школьный год безотметочный. Именно на этом этапе, по мнению Белоцерковской, происходят выявление сильных и слабых сторон ученика, а также наиболее успешная коррекция недочетов. Во втором классе тоже происходит адаптация, но уже к выставлению отметок, она тоже затрагивает и родителя, и ученика.
Безопасное детство
В процессе адаптации к школе, считает Екатерина Белоцерковская, учителю должен помогать психолог. К сожалению, не в каждом учебном заведении есть хороший специалист. Чаще всего в задачи психолога входит только проведение общеклассной диагностики, однако психологическая служба должна работать в связке «учитель – ученик – родитель».
– Если человек учится на психолога в университете, очень редко он идет потом работать в школу, – говорит Екатерина Геннадиевна. – Если в учебном заведении возникает конфликт между родителем и педагогом, учителем и учеником, значит, наблюдается дефицит работы школьной психологической службы. Школе, повторюсь, нужен не один-единственный психолог, а целая служба, включающая также логопедов и дефектологов, тогда от их работы будет толк.
По мнению практикующего психолога, психотерапевта кандидата психологических наук Елены Жатько, очень важен возраст поступления в школу. Для одних детей психологическая готовность к школе – 7 лет, для других – 8. На это влияют многие факторы, начиная от генетики и завершая соматикой, особенностями здоровья малыша. Второй момент, представляющий опасность, – замена живого общения со взрослыми на гаджеты.
– Делегация ответственности няням, гувернанткам, электронным носителям в раннем возрасте, лишение ребенка теплого, доверительного общения с мамой и папой приводят не только к задержкам психического развития, но и к постановке тяжелых диагнозов, которые сохраняются на всю жизнь, – утверждает психотерапевт.
По мнению Елены Владимировны, в раннем возрасте, примерно в 2,5 года, дети могут отличаться феноменальной памятью. Однако в этом возрасте они еще не способны оперировать функциями, связанными с логикой, письменной речью и абстрактным мышлением, которые формируются уже после 7 лет. В возрасте 2,5‑3 лет не стоит учить детей читать, иначе возникнет конфликт между двумя зонами мозга, когда ребенок пойдет в школу. Дети, которые начали развиваться слишком рано, к первому классу либо утрачивают интерес к чтению и письму, либо им становится сложно, либо психоэмоциональное давление вызывает у ребенка страх ответственности, формирующий дальнейшие психологические травмы. Это мешает ребенку адаптироваться к школе, получать достаточные знания и полноценно развиваться как личность.
Разница равенства и проблемы преемственности
– Дети все разные, даже внутри одной семьи, – рассказывает образовательный журналист Мария Агранович. – Мои сын и дочь ходили в детский сад, поэтому, как мне казалось, были отлично социализированы и подготовлены к школе. Однако они воспринимают учебное заведение по-разному: дочь спокойно втянулась в урочный процесс, а сын до сих пор утверждает, что школа – ад и она ему не нужна. Даже если детей готовят к поступлению в первый класс одна семья и одна школа, реакция каждой маленькой личности непредсказуема!
– Обе мои дочери посещали Монтессори-детсад, но в Монтессори-школу не пошли. Преемственности не получилось, однако педагогов они заранее знали, поскольку попали в систему семейного образования. Я сам преподаю в такой школе и считаю, что она имеет ряд преимуществ перед общеобразовательной, – продолжает тему многодетный отец Дмитрий Славин. – Ребенок получает знания в своем темпе, проходя промежуточные этапы школьной аттестации, имеет право выбрать педагога, реже сталкивается с конфликтами в коллективе сверстников. Также при семейном образовании можно скорректировать учебный план так, чтобы ребенку действительно нравилось учиться.
По мнению преподавателя географии, в настоящий момент школа больше ориентируется на освоение предметных знаний. Учителя редко заботятся о том, насколько эти навыки действительно пригодятся в жизни, а в семейном образовании, считает он, прежде всего мы ориентируемся на практическую полезность.
– Необходимо, чтобы ребенок был социализирован в дошкольных учебных заведениях, – считает педагог Елена Жатько. – Это могут быть и детские сады, и центры развития. Дети научатся гораздо большему, если родители не станут брать на себя функцию менторов, а будут с ними просто играть. Возраст от 3 до 7 лет – период ролевой игры. В этом возрасте малыш осваивает разные виды деятельности через прецедент игры. Игра – это не только ведущий мотив деятельности, но и способ познания реальности. Очень важно, чтобы с детьми играли именно родители: малыши учатся у мам и пап через наблюдение за ними и эмоциональный отклик родителей на детей. Игры могут быть любыми: спортивными, настольными, имитирующими деятельность взрослого.
Если ребенок не посещал детский сад, он может социализироваться на детских площадках. Очень важно при этом менять площадки, чтобы малыш научился общаться с разными сверстниками и проигрывать разные ситуации, в том числе конфликтные, до поступления в школу. При этом малыш должен чувствовать надежный тыл – поддержку взрослых.
– Для родителя важно продолжать верить в ребенка, даже когда тот ошибается. Малыш получил свой опыт. Сам Александр Пушкин писал: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Ошибка – это не конец света, а демонстрация того, что знаний в той или иной области пока недостаточно. Мастером становится тот человек, который сделал много ошибок и за счет них научился понимать широко и глубоко свой предмет. Ни в коем случае нельзя высмеивать ребенка, игнорировать его эмоции, это может привести к тяжелым психологическим травмам, – считает Елена Жатько.
Особые потребности: четвертый не лишний!
Одна из самых сложных тем на повестке дня – адаптация к школе детей с особенностями здоровья. С одной стороны, уверена Екатерина Белоцерковская, в общеобразовательной школе дети с особыми образовательными потребностями подтянутся по учебе быстрее. С другой – существуют ограничения, которые не позволяют особому ребенку обучаться в коллективе здоровых сверстников, а помещение такого малыша в обычный класс может навредить ему.
– Надо хорошо подумать, взвесить все за и против, прежде чем решить, стоит ли в ускоренном темпе интегрировать детей с особенностями здоровья в общеобразовательные учебные заведения или все-таки дать им возможность обучаться по индивидуальной траектории в коррекционном классе, коррекционной школе или на дому. Еще одна важная проблема, которую многие упускают из виду, – сможет ли учитель адаптироваться к ученикам с особыми потребностями. К молодым педагогам, дабы не отбить у них желание работать в школе, мы стараемся не направлять детей, подлежащих коррекции, это тоже палка о двух концах. Сегодня педагогические вузы не выдают готовых программ работы с особыми детьми, нет ни такого факультатива, ни предмета, ни диплома. Будущим учителям преподается психология, но никто не учит педагогов начальных классов, как поступать в ситуации, когда в классе собраны дети с СДВГ, РАС, ДЦП и рядом других отклонений. И наконец, в коррекционных классах и школах в идеале с 15 детьми работают четверо взрослых: учитель начальных классов, психолог, дефектолог и логопед. И как раз для них семейное образование является более эффективной формой обучения, – подытоживает Екатерина Геннадиевна.
– Очень хорошим инструментом коррекции афазий (нарушений речи) в дошкольном возрасте помимо непосредственной работы с логопедом и дефектологом являются чтение родителями вслух детских книг, а также прослушивание канала «Детское радио». Сотрудники последнего грамотно подходят к развитию детей: там есть музыкальные, исторические, языковые передачи, колыбельные на ночь. Если папа и мама заняты, лучше заменить общение на радио, чем давать особому ребенку в руки гаджет. Дети могут сами дозвониться в рубрику «Таланты», рассказать стишок, выиграть возможность приехать на радиостанцию и провести эфир вместе с профессиональными радиожурналистами. Это дополнительный стимул для будущих первоклашек с особенностями здоровья, – поддерживает коллегу Елена Владимировна.
Как отмечал известный английский романист и автор детективов Артур Конан Дойл в повести «Собака Баскервилей»: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот». У страха глаза велики, дорогие родители, школа все же не столь опасна, как приключенческий контекст Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Зато увлекателен этот квест ничуть не менее, а то и более, чем знаменитая сага о гениальном детективе. Если ваш ребенок будет ощущать любовь и поддержку с вашей стороны, уважение к его интересам, мнению и выбору, а педагог – играть с вами в команде, верьте, все непременно сложится наилучшим образом.
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук
Комментарии