search
main
0

В ожидании радости. Приобщайте детей к процессу создания самих себя

Цель личностно-гуманной педагогики – создать облик Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Мы стремимся к осуществлению этой цели через облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление его познавательных сил; мы создаем благоприятные условия для присвоения расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Основная задача нашей деятельности на начальной ступени – организация образовательного пространства, которое пронизывают идеи гуманной педагогики, охватывая классно-урочную и внеклассную воспитательную работу.

Решение этой задачи начинается со школы раннего развития. Уже здесь занятие – «аккумулятор жизни ребенка», а сам образовательный процесс строится так, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Мы предлагаем ребенку задания, требующие от него непосредственной индивидуальной, парной и групповой деятельности (работа с мячом, палочками, кубиками и т.д.), активно привлекаем к занятиям родителей, демонстрируя возможности ребенка и его личностный рост. Благодаря такой деятельности осуществляется преемственность между дошкольной и школьной жизнью.

Происходит переосмысление сделанного, появляются новые идеи по организации пространства жизни детей, идет поиск наиболее благоприятных условий для организации его школьной жизни.

Уровень обученности учеников младших классов высокий: 100-процентную успеваемость, качество знаний в среднем по начальной школе – 83,1 %. Достаточно высокие и стабильные показатели качества знания достигнуты благодаря постоянному анализу причин неудач, своевременной коррекции трудностей обучения младших школьников.

Основа профессионализма учителей на современном этапе – умение и готовность принять ученика таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями, обучать его, не давая категоричных оценок этим особенностям. Это необходимо прежде всего для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование мы дополнили еще двумя – дифференцированный подход, выбор стиля взаимодействия педагога с учениками.

В первую очередь мы пересмотрели организацию классно-урочной системы. Постарались внести изменения в структуру урока. Это необычное начало занятий; «дух открытий»; включение мыслительных процессов у всех детей; развитие речи во всех видах деятельности; поддержка ощущения успешности.

Каждый урок начинается с настроя, создания доброжелательной, приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой. Дети привыкают к такому настрою. Они ждут душевной встречи с учителем и рады ей.

В чем может проявляться настрой на урок:

посылка ребенком самых добрых пожеланий самому себе, чтобы он смог состояться на уроке;

посылка пожеланий самому уроку, чтобы он смог оправдать надежды, которые дети возлагают на него;

индивидуальное, выборочное обращение к ученику, который особо нуждается в этом, от которого мы ждем творчества, большей активности;

ожидание радости, которую нам доставят ученики своей сосредоточенностью, сообразительностью, творчеством;

тишина, возникающая в начале урока, когда мы стоим друг перед другом, настраиваемся на урок, когда создается невидимая нить понимания, единое стремление к познанию и сотрудничеству.

Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому. Например, «Все будет хорошо!»: дети с закрытыми глазами настраивают себя на положительные эмоции («Я справлюсь с предстоящей работой!). «Выливание из кувшинчика»: ученики сидя медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть. «Ледокол»: «разбивают» плохое настроение, «расчищают» путь доброй мысли, хорошему расположению духа. Это может быть игра или «мозговой штурм», небольшая дискуссия, которые помогают классу настроиться на тему урока, заинтересоваться ею. Нельзя забывать, что ученик приходит на урок со своими проблемами, занятый своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить его на духовный контакт.

Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы стремимся создать свой индивидуальный стиль педагогического общения, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно.

Наши задачи – стать:

сторонниками дружеского расположения и совместной увлеченности познавательной деятельностью;

уважительными собеседниками в диалоге с ребенком, направляющими его в нужное русло, но не навязывающими своих мыслей и своей воли;

консультантами в решении поставленной проблемы, помощниками в подготовке заданий,

а главное – людьми, поощряющими совместный поиск решения проблемы или задачи.

Заразительно и вдохновляюще действует на ребят личный пример учителя, который размышляет вместе с ними, легко выходит из сложных педагогических ситуаций, уверенно и четко ведет школьников к намеченной цели.

В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили, обязательно надо обсудить. Формы могут быть разными:

– в конце урока дети говорят, чему научились, что понравилось на уроке; дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;

– ребята дают оценку своему участию на уроке («Похвали себя!»);

– дети молча размышляют, прокручивают в своем воображении весь урок, вспоминают отдельные детали, отмечают то, что ими было усвоено, что помогло им подняться по ступенькам познания;

– ученики охотно высказывают пожелания на будущее себе, учителю;

– мы, педагоги, настраиваем детей на то, чтобы они сами для себя определили, с чем возвратятся из школы домой, чем порадуют своих близких, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними;

– иногда мы, учителя, сами подводим итог уроку, выражая благодарность за творческие взлеты детей, за их желание помогать в проведении урока.

Еще один итог урока – обратная связь, которая осуществляется через методы диагностики: рисунки, выбор цветного круга-листочка, человечка, выражающего настроение. Предлагаемые процедуры исследования помогают нам получить информацию о личностных качествах каждого ребенка. Однако они не имеют диагностического значения в полном смысле этого слова. Для специального исследования детей существуют иные методы и способы оценки результатов деятельности, которые использует профессиональный психолог.

Чрезвычайно актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе. Частным случаем здесь является организация текущего контроля. Проверка знаний происходит на каждом предметном уроке. Наша позиция: максимум оценок – минимум отметок. Мы оцениваем не «степень незнания», а степень знания, ориентируем школьника на позитивное подкрепление. Если сохраняются текущие отметки, то только дифференцированные положительные.

Домашние задания нужны только для достижения одной из трех целей: выравнивание; дифференциация; самостоятельная организация своей деятельности. Это могут быть и «отсроченные» задания, задания по выбору. Необходимо исключить письменные задания на выходные дни!

Наша задача – изменить учебную среду, даже предмет обучения так, чтобы дети смогли реализовать собственный стиль обучения.

Если учебный результат неудовлетворительный, мы не обвиняем в этом только ученика. Процесс обучения – двусторонний феномен, значит, успех в учебе ребенка во многом зависит и от нас, от того, как мы его учим, какие цели реализуем, как оцениваем полученные результаты.

Начиная с первого класса ведется целенаправленная работа по формированию оценочной деятельности, включающей способность определять границы собственных знаний, участвовать в формировании критериев оценки, эталонов деятельности.

Мы хотим, чтобы дети осознали свои личностные качества. Этому помогает организация самооценки на каждом уроке. Создается атмосфера эмоционально-волевого напряжения, ведущего к достижению поставленной цели. В начале урока дети с помощью учителя ставят перед собой цель, а в конце показывают, насколько им удалось ее достичь. После самооценки предметом обсуждения в классе становятся причины успеха или неудач в достижении цели. Таким образом, в центр внимания попадают личностные качества. Задача учителя – показать ребятам нравственный образец, научить детей чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки, отношения.

Во внеурочной деятельности для коррекции и стимулирования саморазвития личности детей организуем обучение младших школьников основам самоорганизации. Ученики ведут «Личные дневники достижений», которые помогают им организовывать свою деятельность по следующим направлениям:

организация самопознания (о чертах характера; что такое счастье; мои способности, я и мои потребности; сочинение-размышление «Кто я?» и др.);

организация самовоспитания (работа с плохими привычками; выработка хороших привычек; воспитание характера; развитие способностей; сочинение-рассуждение «Каким я буду через 10 лет», «Какой я?», «Мой идеал» и др.);

результаты деятельности.

Например, для организации самопознания нами используется анкета «Твой характер». Дети оценивают свои поступки и, судя по тому, как часто они проявляются, делают заключение, являются ли они качествами их характера. Заполнив анкету, определяют черты характера, которые хотели бы в себе воспитать, продумывают последовательность воспитания. По алгоритму составляют план самовоспитания:

Когда начнешь изменять свое поведение, свои привычки?

Что ты должен делать?

Кто тебе может помочь в достижении цели?

Младшие школьники для преодоления трудностей используют с нашей помощью приемы самовнушения и самостимуляции волевых усилий:

Самоубеждение, обращение к чувству долга («Я должен помочь маме, она устала! Я должен хорошо себя вести!»)

Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия («Я могу сделать это не хуже других! Я верю в себя и в свое будущее!»)

Самоободрение, самопобуждение. («Будь молодцом! Ты справишься! У меня обязательно все получится!»)

Организующие приемы, связанные с отвлечением и сосредоточением внимания. («Будь внимательным, не допусти ошибку! Соберись, не отвлекайся по пустякам!»)

Для психологического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций. Нам важно не только научить младших школьников развивать свои волевые качества с помощью положительных эмоций, но и научить их не бояться отрицательных эмоций, которые могут возникать в процессе любой деятельности, научить контролировать свое настроение. С этой целью мы ведем «Календарь настроений». Эта работа проводится на классных часах и во время индивидуальных бесед. Примерные темы классных часов: «Человек может многое, если захочет», «Учись управлять собой», «Как сказать «Нет»?» и др.

В последние годы уровень творческой и познавательной активности наших учеников возрос за счет вовлечения их во внеклассную работу; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, научно-практических конференциях школьников, конкурсе «Ученик года». У большинства младших школьников высокий уровень познавательной и творческой активности. Дети активно участвуют в мероприятиях разных уровней; стараются получить результат и затем улучшить его качество. Мы живем под девизом «Пусть нами гордится наша страна, таланты к победе готовы всегда!».

Все вышесказанное, на наш взгляд, полностью соответствует целям образования (учить учиться, учить действовать, учить жить, учить жить вместе), в свою очередь перекликается с мыслью Шалвы Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».

Наталья ВОЛЧКОВА, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов финансово-экономического лицея №29, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте