С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», после чего сразу возникло много вопросов о так называемом семейном образовании. Эту тему с родителями, выбравшими для детей такую форму образования, на встрече подробно обсудил министр образования Москвы Исаак Калина.Затем эту тему обсудили на традиционном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Павел СЕРГОМАНОВ, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации:Новый Закон «Об образовании в РФ» четко определяет, что по желанию родителей, законных представителей ребенок может получить образование в семейной форме. В принципе субъект Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет для этого и порядок, и соответствующие нормативы. Учет детей – полномочия муниципалитета, то есть учредителя школы. Закон достаточно ясно устанавливает ответственность родителей в виде промежуточной аттестации и итоговой аттестации. Технология обучения, способы обучения – это для разумных людей вопрос договоренности между семьей и образовательной организацией, именно семья отвечает в итоге за образование. Но при этом если ребенок не прошел аттестацию, то тогда он возвращается в школу. Пройти промежуточную аттестацию он обязан.Если говорить о том, что лучше, что хуже, то и у семейной формы, и у школьной есть свои плюсы, свои минусы. Я считаю, что социальные трудности – один из аспектов социализации, в школе он происходит так, в семье – по-другому.Сейчас мы готовим методические рекомендации и соответствующее разъяснение по поводу семейной формы образования.Елена ОРЛОВА, директор школы №26:Наша школа работает с экстернатной формой получения образования и семейной формой уже почти 20 с лишним лет. Мы можем сказать, что было много замечательных, поистине звездных семей, которые прошли через нас, понимая, что в состоянии дать своим детям качественное образование, было много замечательных ребят – целеустремленных, понимающих смысл того, что они делают, что такое для них образование. Но были и другие ситуации, когда семья выбирала эту форму, надеясь на себя, на то, что она сможет подкрепить это какими-то своими действиями, но не всегда это было обосновано ею.Любой разговор с такой семьей начинается с вопроса: зачем? Родитель не обязан нам говорить истинную причину перевода ребенка на семейное образование, но если он приходит в школу и хочет начать с ней взаимодействовать, конечно же, об этих причинах мы должны говорить. Когда родитель очень понятно и четко отвечает на этот вопрос, то у школы появляются основания, для того чтобы начать работать с этой семьей, предлагать, что она сама может дать семье для того, чтобы это образование для ребенка было именно таким, каким его видит эта семья, какие ресурсы она может привлечь из окружающих школ. Сейчас в связи с тем что мы соединяемся в большие комплексы, у нового образовательного учреждения, конечно, появляется значительно больше возможностей, чем было раньше. Есть семьи, которые имеют еще дополнительные проекты вне школы, в принципе закон предусматривает дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, ничто нам не мешает их реализовать. Сетевое взаимодействие – это соединение вокруг запросов семьи различных образовательных или необразовательных организаций, которые могли бы, взаимодействуя, дать именно то, что ей нужно. При сегодняшней форме семейного образования семья берет на себя ответственность за образование своего ребенка, и ребенок прикрепляется для прохождения промежуточной и итоговой аттестации к той школе, к которой хочет. Сами формы промежуточной аттестации – договор между родителями и семьей. Семья должна понимать, что маленькие детки – это колоссальная ответственность, потому что как ты их обучишь и как воспитаешь на этом этапе, так будет складываться и все остальное образование, чем меньше ребенок, тем все сложнее.Можно восхититься терпением родителей, которые организуют форму семейного образования, какие будут получены результаты, зависит от уровня самой семьи. Любая деятельность в школе воспитывает, чем больше школа организует совместных деятельностей, тем больше возможностей есть у детей для получения качественного образования. У каждого ребенка есть свое понимание того, что он хочет, у каждой семьи есть свое понимание на этот счет. Мне всегда приятно общаться с такими людьми, которые решаются обучать детей дома, потому что это заставляет школу, решая проблемы, развиваться самой. У нас все отлично, мы умеем договариваться, семьи слышат нас, мы слышим их. По-моему, это самое важное. При этом московское образование решает все возникающие проблемы, чтобы обеспечить качественное образование для всех детей.
Комментарии