search
main
0

В науку со школьной скамьи

Научное общество для нашего педагогического коллектива стало назревшей необходимостью, а для учащихся – шагом в будущее, средством индивидуального развития, своеобразным интеллектуальным и моральным «лифтом» во взрослую жизнь. Многие учащиеся нашей школы, как правило, связывают свое будущее с интеллектуальным трудом, что предполагает овладение опытом мыслительной деятельности и соответствующим инструментарием.

Научное исследование – процесс выработки новых знаний, как сказано в словарях, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью и имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Возникает вполне обоснованный вопрос: какое отношение имеет это научное определение к жизни нашей школы? Ответ таков – самое прямое.

В нашей школе в научном обществе работают учащиеся самых разных классов. Оно во многом было создано для того, чтобы наши учащиеся овладели исследовательским методом обучения. При его создании мы хотели обеспечить педагогические условия для привлечения учащихся к использованию инструментариев современного познания, школьное научное общество рассматривается нашим педагогическим коллективом как эффективное средство становления личностно-ориентированного обучения, обладающего развивающим и воспитательным потенциалом. Нельзя не отметить, что школьное научное общество стало эффективным средством профессионального развития и самих педагогов.

При этом сам исследовательский метод обучения мы рассматриваем как метод обучения, основу которого составляет педагогическая идея о наличии определенного сходства этапов, логики учебного и научного познания. Исследовательский метод обучения способствует тому, чтобы школьники овладели умением самостоятельного получения нового для них знания на основе элементов методологии и методики научного анализа явлений и процессов окружающей действительности, реальной жизни. В этом, кстати говоря, и проявляется практическая направленность обучения с помощью исследовательского метода. Наша практика показала, что исследовательский метод обучения способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, познавательной самостоятельности, а также коммуникативных навыков – ораторского искусства, умения аргументированно довести до другого человека свою точку зрения, убедить собеседника в своей правоте. Немаловажно и то, что исследовательский метод помогает учащимся подготовиться к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, проявить свою личностную индивидуальность.

Но главное достоинство исследовательского метода, конечно, в том, что этот метод развивает мышление, стимулирует формирование познавательных способностей, то есть готовит ученика к жизни в условиях современного информационного общества.

Продуктивной формой реализации исследовательского метода для нас и стало создание школьного научного общества. Наше научное общество действует уже более пяти лет, и идея участия в деятельности научного общества постепенно «овладеет педагогическими массами». Если первоначально в его деятельности участвовала только небольшая группа инициативных педагогов, то сегодня большинство членов нашего педагогического коллектива включилось в его деятельность (при этом принцип добровольности участия для педагогов и учащихся никто не отменял). Это позволяет нам сделать вывод, что школьники и педагоги осознали полезность этого общества как средства индивидуального роста учащихся и профессионального развития педагогов.

Базовый принцип деятельности нашего научного общества учащихся – добровольное их объединение, причем приходят в НОУ те из них, кто стремится к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры. В деятельности нашего научного общества принимают участие не только педагоги школы, но и преподаватели высших учебных заведений. Так, например, естественно-научное направление курирует преподаватель физики Московского авиационного института Нина Сергеевна Биткина.

В научном обществе школы есть и другие секции – например, «Лингвистика. Язык в современном мире», которой руководит Марина Леонардовна Кузнецова. Члены этой секции работают над издательским проектом «Занимательные игры и упражнения на сопоставление языков».

Главной организационной формой деятельности секций научного общества стала, конечно, реализация проектов. Формой представления результатов проекта могут быть слайд-фильмы (слайд-шоу), фотоальбомы, творческие выставки, рефераты, печатные журналы, выступления на конференциях, сборники задач для углубленного изучения предметов.

Одно из направлений научного общества – «Школа безопасности» – возглавляет автор учебников по ОБЖ, кандидат педагогических наук Василий Юрьевич Микрюков. Цель этого проекта – создание слайд-фильма по таким важным для жизни учеником темам, как взаимоотношения с людьми, духовное и умственное развитие, совершенствование и сохранение здоровья, чрезвычайные ситуации и защита от них.

Проект «Музеи Москвы», которым руководят Лидия Алексеевна Сорокина, Елена Сергеевна Сорокина и Елена Валентиновна Счетчикова, помогает учащимся познакомиться с прошлым и настоящим родного города, историей и культурой, традициями, самобытностью и индивидуальностью его облика.

Профилирующий предмет в нашей школе – математика, и преподаватели Елена Леонидовна Богданова, Олеся Валерьевна Иванова вместе с учащимися уже подготовили к изданию сборник контрольных работ для гимназических классов по алгебре за курс 8-9-х классов. Творческая группа учащихся регулярно выпускает журнал «Пифагорец», в котором рассказывается о математических проблемах, вызывающих интерес у ребят. На недавней научно-практической конференции были представлены работы учащихся 10-х классов по математическому моделированию (руководитель работ Анатолий Васильевич Кроликов), демонстрируемые многогранники поразили аудиторию своей красотой и совершенством.

Школьники, интересующиеся народными промыслами, могут себя проявить на занятиях секции научного общества «Город мастеров» под руководством Натальи Николаевны Сарычевой. Они овладели техникой бисероплетения, изготовлением панно из соломки, техникой росписи подносов. Продукты своего творчества учащиеся представляют на выставках в школе, используют для украшения учебных кабинетов, они всегда готовы поделиться своим мастерством.

Учащиеся 4-го «А» класса под руководством своего классного руководителя Марины Абрамовны Большаковой подготовили несколько проектов, посвященных 60-летию Победы над немецко-фашистской Германией. Ребята собирали материал о своих прадедах и прабабушках в годы Великой Отечественной войны и представили проекты на окружном и городском конкурсах, где стали победителями. Работы Андрея Кучерова и Юрия Солюса были отобраны для книги «Внуки о дедах». Сегодня ребята работают над документальным фильмом (проектом), посвященном учителю физкультуры нашей школы Вениамину Алексеевичу Гусеву, ветерану Великой Отечественной войны, хранителю музея Приморской армии, который работает у нас в школе со дня ее основания.

В проектно-исследовательской деятельности важна психологическая атмосфера, складывающаяся во время работы. Ребята дружелюбно настроены, делятся впечатлениями, консультируются друг с другом, их объединяет сознание того, что у каждого есть свое оригинальное дело, в котором он станет особо компетентным.

Выполнение проектно-исследовательских работ позволяет реализовать концепцию профильного обучения и сформировать индивидуальную траекторию развития ученика.

Н. ПАРХОМЕНКО, директор школы №144

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте