I Межрегиональная конференция «Развитие и популяризация среднего профессионального образования в ракурсе конкурсного движения» состоялась на площадке ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» в Москве. Участники встречи обсудили особенности конкурса «Мастер года» и его роль в отечественной системе СПО.
Открыл профессиональное мероприятие главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Чудин: «Дорогие друзья, уважаемые коллеги, здравствуйте! Мы начинаем I Межрегиональную конференцию «Развитие и популяризация среднего профессионального образования в ракурсе конкурсного движения». Прежде всего, я хочу сказать: «Спасибо!» всем присутствующим. У нас очень широкая география: несмотря на то, что это первая конференция, с нами – коллеги из Тобольска, Тюмени, Татарстана, Москвы и Московской области. Я хочу поблагодарить наших партнеров, благодаря которым эта конференция стала возможной. В их числе – Министерство просвещения Российской Федерации, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, компания СИБУР, образовательная платформа «Сферум», Тобольский многопрофильный техникум, Институт развития профессионального образования, Всероссийский конкурс «Мастер года», федеральный проект «Профессионалитет», проект «Учительская Россия». Спасибо нашим партнерам! Спасибо, коллеги, что вы с нами».
Станислав Пылев, директор департамента по работе с федеральными организациями ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» обратил внимание присутствующих на уникальность площадки: библиотека является первой национальной электронной библиотекой. Она создана 15 лет назад, ее штаб-квартира находится в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, в Москве – ее резервный центр. Сегодня здесь содержится около 1,4 млн копий документов и изданий по истории, науке, культуре. Они полностью открыты всем желающим.
Это не просто библиотека, но и просветительский комплекс, выполняющий задачи просвещения, образования и культуры. Участники конференции по роду своей деятельности непосредственно связаны с воспитанием подрастающего поколения, совместное обсуждение ими развития среднего профессионального образования содействует его популяризации и решению задач, которые ставятся сегодня в образовательной политике государства. Станислав Станиславович напомнил также о предстоящем вековом юбилее «Учительской газеты», о ее значимой роли в качестве ведущего педагогического издания страны и пожелал успехов в дальнейшей работе.
С видеоприветствием к участникам конференции обратился директор Тобольского многопрофильного техникума Станислав Поляков. Поздравив присутствующих со стартом профессионального делового мероприятия, Станислав Александрович подчеркнул, что конкурс «Мастер года» – это не просто смотр педагогических талантов. Всероссийское состязание также помогает поддерживать престиж рабочих профессий. Поляков выразил уверенность, что профессиональный диалог участников конференции будет способствовать поиску наиболее эффективных форм и методов работы, основанных на современных технологиях.
Модератором конференции выступила Екатерина Мирскова, замначальника отдела конкурсных событий Управления мероприятий и спецпроектов ФГБОУ ДПО ИРПО. По ее мнению, развитие конкурсного движения является одним из ключевых направлений деятельности всей системы профессионального образования, позволяющее повысить престиж профессии педагога, воспитать новое поколение талантливых преподавателей и мастеров производственного обучения. Участие в конкурсе мотивирует всех его участников, в том числе самих педагогов и мастеров. Екатерина Борисовна напомнила о сложившейся традиции профессионального конкурса «Учитель года» и появлении в 2021 году конкурса «Мастер года» – он также стал эффективным инструментом развития педагогов.
Об истории, развитии и перспективах конкурса «Мастер года» рассказал Виталий Фединский, начальник Управления мероприятий и спецпроектов ФГБОУ ДПО ИРПО. По его словам, на старте конкурса в 2021 году участниками отбора стали почти 2,5 тыс. педагогов из 1 040 образовательных организаций. Все регионы страны были представлены в финале конкурса, состоявшемся в Московской области. Финалисты проходили два испытания: «Открытый урок» и «Путь в профессию». Победителем стал представитель Свердловской области Дмитрий Кадочников. В 2024 году «Мастер года» собрал уже 6 228 участников из 2 269 образовательных организаций, в конкурсе представлены 53 профессии и специальности.
Виталий Николаевич отметил, что испытание «Открытый урок» позволяет участникам показать их методическую подготовку, умение быстро адаптироваться и владеть современными технологиями. Относительно последней компетенции это испытание является таковым не только для участников, но и для организаторов конкурса, потому что финалистов не ограничивают в оборудовании и материалах, которые они могут использовать. В прошлом году, например, понадобился большой трактор, перевозящий сваленный лес, и двухметровая модель самолета.
Спикер также рассказал о таком мероприятии конкурса, как «Влюбить в профессию» – оно позволяет призерам продемонстрировать компетенции по формированию мотивации выбора профессии для самых разных категорий, а также об эстафете флага Всероссийского конкурса «Мастер года», наградах победителям и призерам.
О пути к победе в профессиональном конкурсе рассказал Иван Зарубин, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства», победитель Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы СПО «Мастер года» в 2023 году, советник министра просвещения России на общественных началах. Он подчеркнул, что в одиночку путь к победе в подобных состязаниях не пройти: необходима команда, которая поддерживает участника и переживает все испытания. По его словам, организаторы конкурса делают все, чтобы участникам было интересно соревноваться.
Иван Юрьевич поделился полезными советами для будущих конкурсантов. Он рекомендовал обратить особое внимание на команду поддержки, грамотную помощь наставника, психоэмоциональную подготовку и создание видеоролика, который расположит аудиторию к конкурсанту. Педагог надеется в дальнейшем передавать свой опыт, подобно тому, как это делают участники конкурсного движения «Учитель года». Ведь это помогает развитию системы образования в целом.
Наталья Королева, руководитель ЦОПП Республики Татарстан, финалист Всероссийского конкурса «Мастер года» от Республики Татарстан в 2022 году, рассказала о том, как профессиональные конкурсы стимулируют профессиональное и личностное развитие педагогов. Она рассказала также о реализованных в Татарстане курсах повышения квалификации педагогов, о республиканском конкурсе «Лучший молодой преподаватель года» среди профессиональных образовательных организаций. В регионе также создан Совет молодых педагогов СПО. Он оказывает методическую, психолого-педагогическую и социальную поддержку молодых преподавателей. Наталья Сергеевна поделилась также опытом своего профессионального и личностного роста.
Образовательный процесс в современном колледже и техникуме невозможен без использования цифровых технологий, неординарных методик и творческого подхода. О том, какими навыками, методиками и подходами должен обладать преподаватель СПО, рассказал Андрей Чистов, директор ГБПОУ МО Ногинский колледж, финалист конкурса «Мастер года» от Московской области в 2021 году. Для него участие в конкурсе стало вызовом самому себе, своим знаниям, умениям, навыкам, проверкой профмастерства на соответствие современным требованиям, возможностью продемонстрировать результативные технологии образовательной деятельности. Своих студентов Андрей Александрович готовил к чемпионатам профессионального мастерства, в которых они занимали призовые места на разных уровнях. Как наставник он должен быть примером для воспитанников – поэтому с первого дня участия в состязаниях начал подготовку. Спикер обратил особое внимание на значимость методической подкованности педагогов. При подготовке к состязаниям он взял самое лучшее из своего опыта: командное обучение, обучение через вызов, кейс-метод, игровые технологии.
В Ногинском колледже, в рамках программы «Профессионалитет», создается уникальный кластер «Средства массовой информации и коммуникационные технологии». Проект позволит подготовить специалистов, которые сразу по окончании колледжа смогут работать на предприятиях. Педагог убежден, что к образовательному процессу нужно подходить творчески, ориентируясь на практическое обучение с опорой на запросы экономики. Сегодня существует дефицит молодых педагогов в образовательных организациях, комплексный подход – в том числе охват участников региональных конкурсов «Мастер года» – по его мнению, позволит решить данную проблему.
Тамара Романова, проректор ФГБОУ ДПО ИРПО рассказала, что в текущем году Институт развития профессионального образования стал оператором по обучению представителей системы СПО. В этом году планируется обучить не менее 4 600 педагогов, методистов, работников предприятий, победителей и призеров чемпионатов профмастерства.
Институт разработал три новые программы для таких категорий слушателей, как педагоги, методисты и работники предприятий. Общий для всех образовательный модуль посвящен государственной политике в сфере СПО и реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет». Тамара Николаевна также рассказала об особенностях проведения стажировок на базе предприятий, которые в настоящее время представляют 19 отраслей экономики, включая атомную, отрасль искусств и креативных индустрий, цифровых технологий. Для каждой отрасли разработают индивидуальную программу стажировки.
Конкурс «Мастер года» не ограничивается только образовательной историей, он становится методом коммуникации педагогов, учеников и родителей. О цифровом помощнике для СПО – платформе «Сферум» – рассказал заместитель директора по взаимодействию с партнерами образовательной платформы Иван Чугин.
«Сферум» появился 3 года назад. За это время разработчики предложили защищенный сервис специально для образовательной системы, работающий на всех типах устройств и являющийся бесплатным для пользователей. Основной миссией является объединение всех участников образовательного процесса. Платформа является удобным инструментом для работы педагогов. Она позволяет осуществлять оперативную связь с родителями, дает возможность разделения рабочего и личного пространства в одном приложении, отключения уведомлений в нерабочее время, обмена опытом и материалами с коллегами, сбора файлов и проведения опросов. Для учащихся платформа предлагает удобный формат общения в современном мессенджере, просмотр оценок и домашних заданий, доступ к информационным каналам о жизни школы. В настоящее время более 90% российских педагогов зарегистрировались в «Сферуме». Всего сервисом охвачены более 25 млн пользователей.
Представители конкурсного движения «Учитель года России» в деловую повестку конференции внесли ноты теплых эмоций – в том числе в прямом смысле этого слова, поскольку Артур Заруба является музыкантом и композитором, а Олег Парамонов – поэтом. Они исполнили гимн современных учителей – «Учительский вальс», сочиненный в 1997 году на стихи учителя из Чебоксар Ирины Львовой.
Конкурс «Учитель года России» можно считать идейным вдохновителем профессиональных состязаний «Мастер года». Об историческом и ценностно-смысловом ракурсе конкурса «Учитель года России» рассказала Ирина Димова, президент Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года», редактор-журналист сетевого издания «Учительская газета», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш. Амонашвили, отличник просвещения РФ, член оргкомитета конкурса «Учитель года России» – 2024. Она напомнила, что среди первых участников соревнований были не только школьные учителя, но и работники дошкольных образовательных организаций, преподаватели СПО. По мере развития проекта выделились отельные его направления: «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» (для педагогов дополнительного образования) и много других. По ее мнению, история конкурса «Учитель года» оказалась такой продолжительной, содержательной и яркой потому, что изначально в его концепцию были заложены правильные основания. В этом году он пройдет в 35-й раз. Ирина Георгиевна рассказала о традициях и истории конкурса, а также о его символе.
Ирина Димова напомнила, что 60 % ребят после 9 класса не идут в старшую школу, а поступают в учреждения среднего профессионального образования. Без высококвалифицированных кадров невозможно экономическое развитие. Конкурсное движение может и должно стать резервом для развития системы СПО, повысить престиж профессий.
Артур Заруба, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» 1992 года рассказал о взаимосвязи конкурсов «Учитель года» и «Мастер года», а также их перспективах. Он отметил, что учитель – тот же мастер, работа педагогов направлена на одну цель. У состязаний «Мастер года» есть возможность учесть опыт конкурса учителей.
Артур Викторович рассказал о схожести структуры конкурсных испытаний, о том, что получает для своего развития участник конкурса. Например, он после своей победы в качестве учителя музыки привез с конкурса в школу рояль, начал выпускать сборники своих музыкальных произведений.
Самым главным достижением конкурса спикер назвал послеконкурсное движение. Для любого участника жизнь делится на две части: до и после конкурса. Движение существует в различных форматах: это слеты участников и победителей, педагогические марафоны, зимние школы, летние экспедиции, форумы «Все звезды в гости к нам», слеты «Педагогическая гавань» в Самаре, «Парад звезд» в Брянск и Брянской области, слеты в пос. Лазаревское Краснодарского края. Такое же насыщенное послеконкурсное движение он призвал создать и участников «Мастера года».
Олег Парамонов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» в 1993 году, поделился секретами успеха педагога. По словам педагога, в этом ему помогает Александр Пушкин:
«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель».
В своем педагогическом опыте важно найти открытия. Их непременно нужно делать в своей профессиональной деятельности. Кроме того, он дал совет участникам профессиональных педагогических состязаний. В конкурсном выступлении должно быть что-то парадоксальное, что сможет удивить аудиторию. Преподаватель должен быть талантливым человеком. Если, согласно Гете, соединить воображение, чувства, ум и страсть, а также «юмора значительную долю», то никакое жюри не устоит перед талантом конкурсанта.
Организатором I Межрегиональной конференции «Развитие и популяризация среднего профессионального образования в ракурсе конкурсного движения» является Сетевое издание «Учительская газета». Партнерами выступили: Министерство просвещения Российской Федерации, ПАО «СИБУР Холдинг», сетевое издание «Учительская Россия», ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», федеральный проект «Профессионалитет», Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года», платформа «Сферум», Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.
Фото: Анастасия Чистякова, «Учительская Россия».
Комментарии